Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
материал
Актуальность формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников обусловлена важностью формирования у детей базовых навыков, необходимых для успешного обучения и полноценной жизни в современном обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Актуальность формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников обусловлена важностью формирования у детей базовых навыков, необходимых для успешного обучения и полноценной жизни в современном обществе. В условиях быстрого развития технологий, информационной среды и нового образовательного стандарта возрастает роль ранней профилактики и развития у дошкольников элементарных навыков чтения, математической логики, речевой коммуникации и других ключевых компетенций. Современная практика показывает, что степень развитости функциональной грамотности в раннем возрасте существенно влияет на последующие успехи в школе, социализацию и качество жизни. Недостаточная подготовка на этом этапе может привести к затруднениям в учебной деятельности и социальном взаимодействии, а также замедлить личностное и интеллектуальное развитие ребёнка. Таким образом, актуальность формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью определения эффективных методов и программ ранней поддержки этой сферы, а также формированием условий для гармоничного развития дошкольников и обеспечения их готовности к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе.
Данное направление деятельности детского сада позволяет обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, создавая условия для успешного обучения детей в начальной школе и на последующих уровнях общего, а затем и профессионального образования.
Мы провели анкетирование родителей, чтобы определить, насколько родители заинтересованы в формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников. Результаты анкет показали, что 84% родителей считают целесообразным начинать формирование функциональной грамотности у детей с дошкольного возраста, 79% родителей ответили, что у них существует необходимость в получении информации о том, как организовать обучение и воспитание ребенка в области функциональной грамотности в семье.
Для организации эффективной работы образовательного учреждения в инновационном режиме мы определили направления, задачи и разработали систему мероприятий со всеми участниками инновационного проекта.
Цель - создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
На начальном этапе нашей работы был проведен мониторинг социальных запросов, образовательных потребностей, актуальных дефицитов по проблеме разработки и апробации методики формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО со стороны всех участников образовательных отношений; мониторинг открытой и доступной образовательно - информационной среды в ДОО, способствующей формированию предпосылок функциональной грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста; мониторинг законодательной и научно-методологической базы в рамках формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО; разработаны методические рекомендации по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО.
На основе проведение диагностики уровня профессионализма и мотивации педагогов к профессиональному развитию была разработана модель повышения профессиональной компетентности педагогов.
Для эффективной реализации поставленных задач большое внимание было уделено материально-техническим условиям обеспечения инновационной деятельности, соответственно, необходимым условием стало обогащение развивающей предметно – пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Одной из основных форм работы по формированию представлений функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная деятельность. Она позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. В рамках формирования предпосылок естественно – научной грамотности были проведены ряд детско – родительских проектов.
- Проект «Мир удивительных камней», где дошкольники познакомились с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком.
- Проект «Воздух и его удивительные свойства», во время данного проекта дети знакомились со свойствами воздуха. Провели ряд опытов «Горячий воздух надувает воздушный шарик», «Зачем рыбе плавательный пузырь?», «Почему летают мыльные пузыри?».
- Проект «Волшебница вода». В рамках данного проекта дети знакомились со свойствами воды.
- Проект «Разноцветные небеса». Во время данного проекта работа была направлена на углубление представлений детей о неживой природе и её свойствах, на знакомство детей со свойством света рассеиваться в радужный спектр, окрашивать небо в разные цвета. Во время эксперимента, дети выясняли, что оказывается причина всех чудесных превращений кроется в лучах Солнца и атмосфере Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...
