Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в ДОУ»
методическая разработка

Табакова Татьяна Вениаминовна

Консультация для воспитателей

«Особенности проектной деятельности в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_proektnaya_deyatelnost.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности проектной деятельности в ДОУ»

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, умение систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов.

В переводе с греческого проект - это путь исследования.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой  является самостоятельная  исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность  детей, в процессе которой ребенок познает  себя  и окружающий мир, воплощает  свои знания  в реальные продукты.

Основная цель проектного метода для дошкольников:

Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода:

-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;

-помогает осваивать окружающую действительность;

-способствуют развитию творческих способностей;

-способствуют  умению  наблюдать, слушать;

-помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

-способствуют развитию навыков   обобщать и  анализировать;

-развивают речь, память, мышление, воображение;

-формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества;

-стимулирует к самосовершенствованию.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Проекты нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:

По продолжительности проекты бывают:

- краткосрочные ( несколько занятий, 1 - 2 недели )

- средней продолжительности ( 1 - 3 месяца )

- долгосрочные - до 1 года

По составу участников:

- индивидуальные

 - групповые

- коллективные

В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:

  1. Исследовательско– творческий. Осуществляется исследовательский поиск, дети экспериментируют, результаты оформляются в виде какого - либо творческого продукта (газеты, драматизации, детского дизайна)
  2.  Ролево – игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию о каком то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др. Исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования. Информационные – демонстрация и использование собранной информации).
  4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

2.  Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

- с какими предметами научиться работать.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы.

3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 4. Подведение итогов: представление продукта проектной деятельности.

К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных  результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

Проектная деятельность может быть зафиксирована  в  виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».

В образовательной практике используется матрица проекта.

Структура проекта

  1. Тема.
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
  3. Возраст детей.
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
  5. Цель проекта.
  6. Задачи проекта.
  7. Ожидаемый результат.
  8. Этапы реализации.

          -Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.

-Основной этап. Описать последовательность организации:

- работа с родителями;

- работа с детьми;

- оснащение предметно-развивающей среды.

 -Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

  1. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"...

Консультация для воспитателей «Значение проектной деятельности в речевом развитии дошкольников»

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенк...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"

В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является техно...

Консультация для воспитателей «Актуальность проектной деятельности в условиях введения ФГОС ДО»

    Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативног...

Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в ДОУ»

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учрежде...