ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО НАБОРА «МИР ГОЛОВОЛОМОК» СМАРТ-ТРЕНИНГ
консультация (старшая группа)

Копьёва Марина Владимировна

В последнее время количество мигрантов в нашей стране постоянно увеличивается, они  стараются дать своим детям образование на русском языке. Как правило, если ребёнок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке , то приходя в детский сад  он испытывает определённые трудности. связаны они, в первую очередь, с тем, что он не умеет говорить по-русски,не понимает обращённой к нему речи и соответственно не может полноценно участвовать в жизни детского коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kom._navykov_detey-_ifoov.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ СРЕДСТВАМИ   ИГРОВОГО НАБОРА  «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

СМАРТ-ТРЕНИНГ

Воспитатель МБДОУ « Детский сад№2292г.о. Самара

Копьёва М.В.

   В последнее время количество мигрантов в нашей стране постоянно увеличивается, они  стараются дать своим детям образование на русском языке. Как правило, если ребёнок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке , то приходя в детский сад  он испытывает определённые трудности. связаны они, в первую очередь, с тем, что он не умеет говорить по-русски,не понимает обращённой к нему речи и соответственно не может полноценно участвовать в жизни детского коллектива

Облегчить задачу вхождения в жизнь детского сада, овладение культурой и языком, в рамках которых будет проходить дальнейшая жизнь ребёнка,  – сложная, многосторонняя задача, решение которой может занять долгое время. Казалось бы, когда на улице, по телевизору звучит русская речь, это уже должно создавать предпосылки для овладения языком и культурой, но если это и происходит, то в очень ограниченной мере.       Большинство родителей детей – инофонов выбирают стратегию интеграции. Они хотят, чтобы дети ещё в детском саду начали говорить на русском языке и успешно адаптировались в детском коллективе перед тем как пойти в школу.

Чем младше ребёнок, тем у него больше шансов для совершенного владения вторым языком, но только в том случае, когда общение правильно организовано. А это значит, что надо опираться именно на преимущества дошкольного возраста, обогащать жизнь ребёнка разнообразным содержанием, постоянно держать в поле зрения. Проблема общения наиболее распространена среди детей-инофонов. Дети-инофоны, поступающие в детский сад, вынуждены показывать свое умение общаться: с воспитателями, специалистами, и, самое главное, с русскоязычными детьми.

   Существует много форм и методов, способствующих развитию  коммуникативных навыков детей - инофонов: игровые и проблемные ситуации, дидактические и речевые  игры, чтение и инсценирование,  слушание и заучивание стихов, рассказов,    работа над произношением в целях развития фонологических, грамматических, коммуникативных навыков,  рассматривание картин, слушание музыкальных произведений.

В нашем детском саду  для  развития коммуникативных навыков детей- инофонов мы используем  плоскостные головоломки – игры на составление плоскостных изображений предметов из специального игрового  набора  МИР ГОЛОВОЛОМОК
Головоломки  интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяют учитывать возрастные особенности детей, их склонности, индивидуальные возможности, уровень подготовки. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части, из которых выкладывается плоскостное силуэтное изображение. Оно выглядит условным, схематичным, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета - строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Имеются подробные приложения с большим количеством примеров, изображения силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Часто дети- миграты приходят в детский сад уже в старшую или подготовительную группу. В этом возрасте им труднее влиться в детский коллектив и адаптироваться. 

При применении игр-головоломок, для развития коммуникативных навыков детей- инофонов , эффективной оказалась работа в парах . На начальном этапе работы пара формируется из ребенка- инофона и русскоязчного ребенка . В первую очередь предлагается  самый простой вариант головоломки – при этом общение детей сводится к минимальному уровню :  дети называют и повторяют название и цвет фигуры. Затем детям предлагается  головоломка более сложного уровня . Задача воспитателя на этом этапе  построить диалог по заданной ситуации . Например: мы строим самолет, можно попросить детей рассказать все , что они знают о самолетах, спросить где они это узнали , летали ли на самолете, и т.д. При  этом в диалоге должны участвовать оба ребенка. Чаще всего пара  формируется из детей, симпотизирующих  друг другу. В таких условиях воспитатель иногда вмешивается в диалог и вносит грамматические поправки

 Следующий этап- пара детей формируется  из детей –инофонов, один из которых уже собирал головоломку. Сначала можно предложить  собрать уже знакомое  сложное изображение  Воспитатель  корректирует речь детей и поправляет грамматические ошибки, затем предлагает незнакомое изображение предмета и способствует  развитию диалога

    Головоломка « Складушка» представляет собой  набор квадратных фишек, с  нанесенными на них рисунками в виде ¼ квадрата, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.  Суть игры составление рисунка путем соединения  квадратных фишек так, чтобы они совпали по цвету.  Например «Лесенка». Можно-организовывать игры-соревнования; « У кого самая длинная лесенка», « Кто быстрее соберет лесенку» . При помощи мелких игрушек можно составлять небольшие рассказы из 3-5 предложений

 Работа с головоломками дает возможность активизировать и обогащать словарь детей, работать над грамматическим строем языка, воспитанию звуковой культуры речи (какие звуки издает выложенное животное, транспортное средство; можно предложить детям составить фигуры, в которых присутствует заданный звук; составление изображений предметов, в названии которых 2, 3 слога и др.). 

В играх- головоломках происходит «мышление руками», что влечет за собой развитие мелкой моторики  и помогает закрепить навыки речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир головоломок - смарт-тренинг для познавательного развития дошкольников" ( 11.11.2022г)

Головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по зада...

Опыт работы инновационной площадки "Мир головоломок.Смарт-тренинг для дошкольников"

Презентация о деятельности сетевой инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы ...

Программа дополнительного образования кружка "Мир головоломок" смарт- тренинг для дошкольников.

ВВЕДЕНИЕ  Вы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только определён...

Мастер класс для педагогов по ознакомлению с игровым набором «Мир головоломок» СМАРТ-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Мастер класс для педагогов по ознакомлению с игровым набором "Мир головоломок: Смарт - тренинг"...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В гостях у друзей», с использованием игрового набора «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В гостях у друзей», с использованием игрового набора «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.Цель: - воспитывать доброжелате...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО НАБОРА «МИР ГОЛОВОЛОМОК» СМАРТ-ТРЕНИНГ

В последнее время количество мигрантов в нашей стране постоянно увеличивается, они  стараются дать своим детям образование на русском языке. Как правило, если ребёнок вырастает в семье, где с ним...