Кейс-технологий"Берегите лес"
методическая разработка (старшая группа)

Ибрагимова Марина Евгеньевна

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией, развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно, со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно

 Нами накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей. Наиболее эффективной оказалась работа с использованием кейсов.

Чтобы подготовить кейс нужно:

1.Определить цель создания кейса, например: подвести детей к пониманию какого-то явления, сформировать способы какой-то деятельности и т.д.

2.Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Это могут быть интернет, художественная литература (как я уже упоминала), статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации и даже прогноз погоды.

3.Оформить материалы в доступном для детей варианте.

4.Подготовить задания, вопросы для дискуссии детей.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все.
. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы.  

Уникальность кейсов заключается в формате подачи образовательного материала. Педагоги создают такую ситуацию, в которой воспитанник смог бы усвоить определённую информацию в процессе активного обсуждения задания и его креативного решения.

Данный метод обладает следующими особенностями:

1) акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на взаимодействие воспитанника и педагога;

    2) результатом применения метода являются не только знания, но и навыки практической деятельности;

     3) технология метода: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить;

    4) уникальность  метода: не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения;

    5)   преодолевается классический дефект традиционного образования, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.Уникальность кейсов заключается в формате подачи образовательного материала. Педагоги создают такую ситуацию, в которой воспитанник смог бы усвоить определённую информацию в процессе активного обсуждения задания и его креативного решения.

Данный метод обладает следующими особенностями:

1) акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на взаимодействие воспитанника и педагога;

    2) результатом применения метода являются не только знания, но и навыки практической деятельности;

     3) технология метода: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить;

    4) уникальность  метода: не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения;

    5)   преодолевается классический дефект традиционного образования, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.Уникальность кейсов заключается в формате подачи образовательного материала. Педагоги создают такую ситуацию, в которой воспитанник смог бы усвоить определённую информацию в процессе активного обсуждения задания и его креативного решения.

Данный метод обладает следующими особенностями:

1) акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на взаимодействие воспитанника и педагога;

    2) результатом применения метода являются не только знания, но и навыки практической деятельности;

     3) технология метода: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить;

    4) уникальность  метода: не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения;

    5)   преодолевается классический дефект традиционного образования, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

1)   Первый этап: подготовительный.

Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

  2) Второй этап: основной

На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

3)Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

4)Четвёртый этап: заключительный.

На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

1) анализ конкретных ситуаций;

2) кейс-иллюстраций;

3)фото-кейс;

4) проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Для работы было подготовлено несколько кейсов различной тематики:

- Кейс-иллюстрация «Берегите лес!»

- Кейс – иллюстрация «Правила  поведения в лесу»

Цель  кейса - разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Проблема не предлагается детям в открытом виде. Иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Решение кейса состоит из нескольких шагов:

     1. Показ первой иллюстрации.

2. Дети формулируют проблему (если затрудняются, педагог помогает)

3. Проблема обсуждается, предполагаются последствия действия.

4. Выбирается верное решение.

5. Демонстрация 2 (3) иллюстрации.

6. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. (В обсуждении участвуют все желающие)

7. Обобщение материала.

8. Принятие оптимального решения.

- Кейс-  Анализ конкретных  ситуаций

«Береги природу!»

Цель  кейса - проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы. Ситуация должна быть взята из практики или приближена к реальной жизни. Формирование у детей  ответственности за состояние окружающей среды. 

Решение кейса состоит из нескольких шагов:

1. Знакомство и исследование предложенной ситуации (кейса).

2. Сбор и анализ недостающей информации.

3. Обсуждение возможных вариантов решения проблемы.

4. Выработка наилучшего решения.

- Фото – кейс «Тайны природы»

 Цель  кейса -   развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация 

-Кейс - Ролевое проектирование «Друзья природы»

Цель кейса: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

В данном пособии   подобраны экологические игры   

Цель дидактических  игр : - направлена на развитие и формирование правильного отношения к окружающей природе. Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игры: «Живая – не живая природа»

   «Планета»

   «Сортируем мусор»

Дидактические карточки по экологии «Что такое  хорошо и что такое плохо?»

«Экологические знаки по охране природы»

Работа с дидактическими играми по экологии включает три этапа:

1) подготовка

2) проведение игры

3) анализ её результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc5.docx0 байтов
Файл doc5.docx0 байтов
Файл doc5.docx0 байтов
Файл doc5_12.docx0 байтов
Файл doc5_123.docx0 байтов
Файл doc5_123.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми....

Кейс-технологий"Берегите лес"

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у ...