Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному чтению
проект
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному чтению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект по формированию интереса детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы «В мире книг».
Авторы проекта педагоги МБДОУ №321 «Росинка» г. Красноярска:
Величенко Ирина Александровна, Кальченко Наталья Александровна, Николаева Елена Викторовна, Резвых Екатерина Викторовна
Актуальность. Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Книги играют огромную роль в жизни ребёнка. Они помогают ему познавать мир, знакомят с окружающим миром, природой, предметами. Книги развивают воображение, учат думать, анализировать и оценивать свои и чужие поступки.
Книга — это важный инструмент, который помогает воспитывать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности у детей.
Чтение способствует увеличению словарного запаса ребёнка и развитию его речи. Каждое новое слово, которое становится понятным, расширяет границы мира и обогащает его новыми смыслами.
Интерес к книгам и чтению, а также желание их рассматривать у детей формируются естественным образом, если они находятся в среде, где чтят книги и где есть книги. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду есть хотя бы небольшая библиотека, дети быстро перенимают поведение родителей или педагогов.
С целью изучения традиций семейного чтения в группе и потребности в нём педагоги провели анкетирование, которое показало, что не во всех семьях таковые имеются (Приложение 1).
Приложение1. Результаты анкетирования
Вопрос | Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
др. – 7. 7% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, мы приходим к выводу, что в современных семьях наблюдается снижение интереса к чтению книг, теряется традиция семейного чтения. Родители, из-за своей занятости, редко читают книги своим детям дома. Большинство из них плохо ориентируются в том, какие книги подходят для детей дошкольного возраста. Это приводит к тому, что у современных детей нет положительного примера, которому они могли бы следовать, и нет среды, которая бы побуждала их естественным образом развивать интерес к книге и художественному слову. Дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми и просмотром телевизора и всё реже читают книги. Это означает, что необходимо планировать и проводить специальную работу, направленную на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в детском саду, так и в семье.
Также нами был проведен анализ методических разработок по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста, таких как:
- З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям (с методическими рекомендациями) воспитателями;
- З.А. Гриценко «Положи твое сердце у чтения»: Пособие для родителей по организации чтения дошкольникам;
- О.В. Акулова, Л.М. Гуревич «Чтение художественной литературы». В книге подробно описаны все ступени литературного развития дошкольника, даны методические рекомендации педагогам;
- Э. Кац «Литературное чтение. Учебно-методическое пособие для подготовки к школе»;
и образовательных программ:
- «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева);
- «Развитие» (А.А. Венгер, О.М. Дьяченко);
- «Истоки» (Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова и др.);
- «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, 3.А. Михайлова и др.);
- «Из детства – в отрочество» (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. Под редакцией Т.Н. Дороновой.)
На основе анализа результатов диагностики и методических разработок нами был разработан проект «В мире книг», в который входит комплекс мероприятий, направленный на формирование интереса к чтению художественной литературы старших дошкольников.
Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению художественной литературы.
Задачи:
- Воспитание разностороннего читателя путем знакомства с высокими образцами литературы и расширения читательских интересов дошкольников;
- Воспитание разборчивого читателя путем формирования готовности к рациональному выбору книг;
- Воспитание творческого читателя, способного к адекватной оценке прочитанного;
- Воспитание интереса и бережливости в отношении к книгам.
Период реализации проекта – с 01.10.2023 по 31.05. 2024 года.
Участники проекта: педагоги (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели), воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Этапы работы:
- подготовительный (01.09.2023 – 30.09.2023)
- основной (01.10.2023 –31.05.2023)
- заключительный (25.05.2023 – 31.05.2023)
Методы и подходы для достижения целей и задач проекта:
- Интеграция чтения в повседневную жизнь. Чтение книг воспитателями и родителями в специально выделенное время, а также в свободное время для создания атмосферы интереса. Использование книг для обсуждения тем, близких и интересных детям, например, природы, дружбы, семейных ценностей.
- Организация книжного уголка в группе или дома. Размещение разнообразных книг, соответствующих возрасту и интересам детей. Поощрение самостоятельного выбора книг детьми.
- Проведение литературных мероприятий. Организация мини-спектаклей и инсценировок по мотивам прочитанных произведений. Проведение тематических недель, посвящённых определённым авторам или жанрам.
- Взаимодействие с родителями. Проведение встреч и консультаций для родителей по вопросам выбора книг для детей. Привлечение родителей к участию в литературных мероприятиях в детском саду.
- Использование современных технологий. Чтение электронных книг с интерактивными элементами. Прослушивание аудиокниг. Просмотр мультфильмов и видео, снятых по мотивам литературных произведений, с последующим обсуждением.
- Творческие задания. Рисование иллюстраций к прочитанным книгам. Создание книжек-самоделок. Пересказывание историй своими словами.
- Игровые методы. Литературные игры (например, «Угадай героя», «Продолжи сказку»), игры-путешествия по страницам книг. Сюжетно-ролевые игры на основе прочитанных произведений.
- Обсуждение прочитанного. Вопросы о содержании книги, героях, их поступках. Обсуждение эмоций и впечатлений от прочитанного.
- Создание коллекции любимых книг. Выбор детьми наиболее понравившихся книг. Оформление коллекции в виде выставки или альбома, создание буктрейлеров.
- Привлечение внимания к ценности книг: Беседы о важности бережного отношения к книгам. Вовлечение детей в уход за книгами (например, помощь в расстановке книг на полках).
Формы работы по этапам проекта «Развитие интереса старших дошкольников к чтению художественной литературы»
Этап | Формы работы |
Подготовительный | Составление плана реализации проекта. Изучение методико-педагогической литературы по развитию интереса к чтению художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста. Проведение первичной диагностики (опрос) для оценки уровня интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста. Проведение анкетирования родителей на тему «Книги в нашей семье». Анализ результатов анкетирования родителей и опроса детей. Составление плана работы с детьми и родителями по развитию интереса к чтению художественной литературы на 2023-24 уч.год |
Основной | Ежедневное чтение произведений художественной литературы и обсуждение содержания произведений с использованием технологии «Лаборатория историй» Обучение детей бережливому обращению с книгой. Организация и проведение выставки книг, рисунков по мотивам любимых произведений. Участие в конкурсе чтецов. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр: «Книжный магазин», «Библиотека», «Интервью». Организация проведение спектакля «Красная шапочка». Проведение консультации для родителей на тему: «Буктрейлер, как средство развития интереса детей к чтению художественных произведений». Оформление стенда совместно с родителями «Мы помним подвиги Ваши» по произведениям о ВОВ. Составление для родителей перечня художественной литературы для чтения детям в течение года. Экскурсия в детскую городскую библиотеку им. О. Кошевого. Коллективное посещение театральных постановок театров г.Красноярска. |
Заключительный | Постановка спектакля «Красная шапочка» с участием детей и родителей. |
План работы с дошкольниками и их родителями.
План работы с детьми предполагает регулярное использование таких направлений работы, как:
- Ежедневное чтение произведений художественной литературы и обсуждение содержания произведений.
- Организация игр для детей: забавы, драматизация.
- Упражнения для развития сценических способностей детей.
- Использование произведений художественной литературы на занятиях художественно-продуктивной деятельностью.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Опрос детей. | Анкетирование на тему «Книги в нашей семье». |
Октябрь | Организация ежедневных игр для детей: Лепка по мотивам сказок А.С. Пушкина. Рисование сюжетов сказки А.Толстого «Золотой ключик» Сюжетно-ролевая игра «Интервью». | Изготовление памятки для родителей «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года». Посещение Музыкального театра. Спектакль «Заколдованный город» Знакомство родителей с технологией «Буктрейлер» |
Ноябрь | Ежедневное чтение произведений художественной литературы и обсуждение содержания произведений. Организация ежедневных игр для детей: забавы, драматизация. Игра на развитие сценических способностей «Превращение предмета». Использование произведений художественной литературы на занятиях художественно-продуктивной деятельностью. Рисование сюжетов сказки К. Чуковского «Федорино горе». Организация музыкального спектакля по сказке «Федорино горе» | Консультация на тему: «Как помочь ребенку полюбить читать». |
Декабрь | Рисование рисунков к стихотворениям А. Барто. Музыкальная викторина по сказкам. | Посещение спектакля Музыкального театра «Летучий корабль» Книжная выставка «Моя любимая книга» |
Январь | Знакомство с народным творчеством: потешки, считалочки. Фольклорный праздник «Колядки» | Изготовление буклетов для родителей «Русский народный фольклёр для детей» |
Февраль | Аппликация по мотивам сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка». Озвучивание сказки «Золотая рыбка» при помощи звучащих жестов. | Изготовление буктрейлеров по сказкам А.С.Пушкина. Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина |
Март | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин». Подбор музыкальных произведений для буктрейлеров. Создание буктрейлера детьми по произведению В. Сутеева самостоятельно и озвучивание при помощи музыкальных инструментов. Игра для развития сценических способностей «Придумай животное» | Изготовление памятки для родителей на тему: «Как превратить чтение в удовольствие». |
Апрель | Игра для развития сценических способностей «Измени голосок». Подготовительная работа к выпускному балу по сказке Ш.Перо «Красная шапочка». | Привлечение родителей к постановке сказки «Красная шапочка» (распределение ролей). |
Май | Разучивание и чтение стихов, посвященных ВОВ Е.Благининой с использованием фоновой музыки. Постановка выпускного спектакля по сказке «Красная шапочка» (Приложение 2) | Оформление стенда «Мы помним подвиги Ваши» по произведениям о ВОВ. Участие родителей в постановке выпускного спектакля «Красная шапочка» |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Формирование представления о художественной литературе и её жанрах.
- Умение выбирать книги, соответствующие интересам.
- Способность анализировать события и явления произведений, оценивать поступки героев и аргументировать свою оценку.
- Умение пересказывать содержание произведения, используя средства художественной и музыкальной выразительности.
- Способность выражать впечатления от прочитанного в игре, лепке, рисовании и драматизации.
Приложение 2.
Сценарий выпускного утренника
"Красная Шапочка отправляется в школу"
(Все роли исполняют родители. Красная Шапочка – ребенок группы. Ведущие – воспитатели группы)
Мальчики стоят в колонне, держа бумажные самолетики.
Под нежную музыку выходит воспитанница группы и произносит слова:
Всё на свете появляется для чего-то,
Первый лучик солнца, чтобы наступило утро,
Цветы, чтобы радовать,
Звёзды, чтобы мечтать,
А люди, чтобы помогать, друг другу, дотянуться в огромном мире до своей звезды, до своей мечты! (убегает)
Под музыку входят выпускники, останавливаются в полукруге.
Ведущий 1:
Сегодня многое хотелось бы сказать,
Но, к сожалению, не выразить словами
Как тяжело прощаться нам
С ребятами- выпускниками.
Ведущий 2:
Какие хорошие дети!
Ну где мы таких ещё встретим?
Девчонки - принцессы, мальчишки - герои,
И нет среди них болтунов, драчунов,
Все любят учиться и слушают маму,
Ведущий 1:
И кашу едят не оставив ни грамма.
Короче, дороже их нет на свете,
Какие хорошие выросли дети.
Далее читают стихи дети старшей группы.
1 реб: Праздник не простой у нас
Он бывает только раз,
И сегодня в детский сад
Гости к нам не зря спешат.
2 реб: Этот праздник наш весёлый,
Потому, что скоро в школу.
Только жаль - прощаться надо
Нам с любимым детским садом!
3 реб: Здесь дружили мы, играли,
Буквы первые узнали,
Незаметно подрастали,
И совсем большими стали!
4 реб: Этот праздник - день прощанья-
Грустный и весёлый.
Детский сад наш до свидания!
Здравствуй, здравствуй, школа!
5 реб: Возьмём портфели, буквари,
Тетради, дневники,
И песню звонко пропоют
Нам школьные звонки.
Песня: "Нам бы в школу поскорей!" (Дети садятся)
Входит Фея (родитель).
Фея:
Волшебной палочки у меня нет, лишь указка простая,
Но пришла я к вам, ребята, не из сказки, знайте!
Здравствуйте! Я – Фея Школьных Знаний! Думали, феи только в сказках бывают? Ошибаетесь! Открою вам секрет: все учителя – добрые волшебники, и воспитатели – тоже! Рада приветствовать вас на выпускном балу! Но готовы ли вы к важному шагу – в первый класс? Проверим сейчас!
Задает вопросы:
- Буква первая в азбуке? А последняя?
- Слово "учительница" на слоги раздели!
- Дни недели по порядку назови!
- От десяти назад сосчитай!
- В каком месяце звонок прозвенит?
- Наша планета как называется?
Молодцы! Проверку прошли на "отлично"! Пятерки ставлю всем и в первый класс записываю! За мной!
Ведущий 1: Ребята, постойте! Куда так спешите? Ведь кажется, лишь вчера мамы привели вас к нам малышами! Я кормила вас с ложечки, укладывала спать, учила одеваться... А теперь – уже первоклассники!
Песня: "Куда, ребята, вы идете?"
Фея:
Дошкольное детство уходит однажды,
И это сегодня почувствует каждый.
Уходят игрушки: машинки, качалки,
И книжки – малышки, и куклы – пищалки.
Но вам не забыть этот мир разноцветный,
И садик ваш добрый, уютный и светлый.
Выходят мальчик и девочка.
Мальчик:
Про детство озорное и смешное
Сейчас мы песенку споем!
Про мое!
Девочка:
И про мое!
Мальчик:
Пусть летит над детским садом
Наш задорный, звонкий смех!
Девочка:
Всем кричим мы без преграды:
Лучше детства в мире нет!
Песня: "Детство, детство – ты куда спешишь?.." (Дети садятся на стульчики)
Фея:
Ребята, у меня просьба. Знаю я одну девочку... Красная Шапочка, иди к нам!
Красная Шапочка:
Бегу! Наверное, пора пирожки отнести бабушке в домик на опушке!
Фея:
Нет, дорогая, тебе пора в школу собираться! Ребята, возьмите Красную Шапочку с собой учиться! А мне пора – в школе начинаются экзамены! (Фея уходит)
Красная Шапочка.:
Ура-ура! Я так и знала! Я даже портфель собрала! (Показывает портфель, набитый игрушками)
Ведущий 2:
Ребята, посмотрите! Тут одни игрушки! Красная Шапочка, ты не умеешь собираться в школу! Давайте научим ее!
Игра: "Что в портфель положить?" (Музыкальная игра)
Ведущий 2:
Запомнила? Игрушки в школу не берем!
1 Ребенок:
До свиданья, машинки, солдатики!
Не скучайте тут без нас.
Пусть играют с вами малыши,
Мы уходим в первый класс!
До свидания, милый мишка,
Не успел ты подрасти.
Видишь, мне купили книжки,
В школу мне пора идти!
2 Ребенок:
Куколка моя родная!
Час прощания наступает.
Девочки любимых кукол
Никогда не забывают!
Танец: "Сон игрушек" (Колыбельная)
Красная Шапочка: Ну все, портфель собран, побежала в школу!
Ведущий 1: Школа за лесом, смотри, не заблудись!
Красная Шапочка: Ха! Я этот лес знаю, как свои пять пальцев!
Ведущий 1: И с Волком не разговаривай!
Кр. Ш.: Ой, вам и про Волка рассказали? Я больше так не буду! Никогда! (Бежит под музыку по кругу. Появляется Волк (родитель), делает подножку. Красная Шапочка чуть не падает, останавливается.)
Волк: Ну и манеры! Бежит, никого не замечает! Даже не здоровается?
Красная Шапочка: А я с волками не разговариваю!
Волк: Да я и не Волк вовсе! Я... Котик! Мяу! Котик Мурзик! ( смеется в сторону)
Красная Шапочка: Котик Мурзик? Ну это другое дело! Тогда здравствуй! Давай поговорим!
Волк: Ха-ха-ха! А что это у тебя? Корзинка? Пирожки? Ты идешь в гости к бабушке?
Кр. Ш.: Это портфель! И иду я не к бабушке, а в школу!
Волк: А в этой школе... вкусненькое есть?
Кр. Ш.: Там парты, доска, мел, звонок...
Волк: У-у-у! Не съедобно!
Кр. Ш.: А еще там учительница!
Волк: А где живет эта твоя... учительница? (Кр. Ш. указывает) Вижу, вижу, дом за лесом? Школа?(Облизываясь) Ну, прощай, Красная Шапочка, я спешу! (Убегает)
Ведущий 2: Красная Шапочка! Что ты наделала? Зачем разговаривала с Волком? Теперь беды не миновать!
Кр. Ш.: Да нет же, это был котенок! Мяу! Слышите? (Слышно мяуканье. Входят Лиса Алиса и Кот Базилио (родители).
Кот Базилио: Подайте слепому коту на пропитание...
Лиса Алиса: Не то, Базилио, не то! Видишь, дети нарядные – значит праздник! Значит, есть чем поживиться!
Кот Базилио: Смотри-ка, какая куколка! (Показывает на Кр. Ш.) Точно из театра сбежала! Карабасу Барабасу вернем – вознаграждение получим!
Кр. Ш.: Я не знаю никакого Барабаса!
Кот Базилио: А это что? (Разглядывает портфель) Сокровища? Золотые? Отдавай скорее!
Лиса Алиса: Или зарой на Поле Чудес! Скажи волшебные слова: "Крекс, Пекс, Фекс!"
Кот Базилио: Да, да, зарой! Скажи "Крекс, Пекс, Фекс"!
Кр. Ш.: Да нет тут золота! Тут книги! Я в школу иду!
Лиса Алиса: Ох-хо-хо! Базилио, слышишь? В школу! Бедняжечка!
Кот Базилио: Да, бедный, бедный ребенок!
Лиса Алиса: Несчастная! Зачем тебе школа? Не ходи! И вы, ребята, не ходите! Там ужасно!
Кот Базилио: Опасно там! Слушай старого кота!
Лиса Алиса: Вот мы учились-учились... и что? Посмотри на нас!
Кот Базилио: Я ослеп, облез! Хвост отвалился от сидения за партой!
Лиса Алиса: А я хромая стала! Костыль – вот мой удел! Тяжело учиться!
Кр. Ш.: Ой, ребята, правда, может, не пойдем?
Ведущий 1: Не слушай их, Красная Шапочка! Мы знаем веселый танец, с которым в школе будет здорово, интересно и не скучно!
Танец: "Школа, привет!"
Лиса Алиса: Ну что? Может пойдете с нами в Страну Дураков ? Нет? Ну и оставайтесь!
Кот Базилио: Мы пойдем другим путем! Буль! (Вырывает портфель у Кр. Ш. и бросает в "реку" (за кулисы), уходят.)
Кр. Ш.: (Плачет) Мой портфель! Они его бросили в реку! Что же делать?!
Появляется Русалочка (родитель).
Русалочка: Кто тут плачет? Кто булькает? Мешает тишине водной?
Кр. Ш.: Какая большая рыба!
Русалочка: Рыба? Да ты что! Книжки не читала? "Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит"!
Кр. Ш.: А! Русалочка! Но почему в воде? Ты ж на ветвях должна сидеть!
Русалочка: Соскользнула! Плюх – и в воду! А это что ко мне в реку попало? (Показывает портфель)
Кр. Ш.: Это мой портфель! Отдай, пожалуйста!
Русалочка: Отдам, а ты убежишь! А мне опять одной скучно! Пиявки да лягушки – плохие собеседники! Мне веселья охота! Вот развеселите меня – отдам портфель!
Ведущий 2: Русалочка, мы с ребятами поиграем с тобой в интересную игру! Хочешь?
Игра: "Веселый счет». ( Музыкальная игра)
Русалочка: И зачем мне знать цифры, пиявок, что ли считать?!
Ведущий 2: Эх, Русалочка! Зная цифры- в школе будет легко задачки решать!
Русалочка: Умные какие! Ладно, держи портфель! (уплывает)
Появляется Кикимора (родитель).)
Кикимора: Ой, кто это тут по болотам шастает? Кого принесло?
Кр. Ш.: Мы, тетенька, в школу идем!
Кикимора: О-о-о! Дело важное! И книжки, поди, читаете? А я читать обожаю! Вот мои любимые: "Уха-щекотуха", "Мойдурдыр", "Айбандит". А это страшилка – "Бармазлей – моя любимая"! (Перебирает книги из портфеля)
Ведущий 1: Да нет же, Кикимора, ты все перепутала! Ребята, поможем исправить названия? (Дети исправляют искаженные названия сказок: "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр", "Айболит", "Бармалей")
Кикимора: Ой, спасибо, умнички! Чуяло мое кикиморье сердце, что что то не так! Теперь я ваша благодарная читательница! А за науку – гадание мое примите! (Выносит "волшебные" ромашки) Цветочки-предсказатели! Они помогут вам узнать кем вы станете лет через пятнадцать.
Музыкальная игра: "Ромашка-предсказательница" (На ковре лежат лепестки с названиями профессий на обратной стороне. Дети под музыку выполняют произвольные движения. Как только музыка прерывается, они берут лепестки ромашки с ковра и читают название своей профессии).
Кр. Ш.: А я? Я кем стану?
Кикимора: Была ты Красной Шапочкой... а станешь... Красной Шляпочкой! Ха-ха! (Смеется и уходит)
Кр. Ш.: (Поправляет шапочку) И ничего смешного!
Волк: (Входит в очках, с книжкой) Ты еще здесь? А я уже в школу записался! В первый "А" класс! За первой партой буду сидеть!
Кр. Ш.: И я с тобой! Бежим! (Убегают с Волком)
Ведущий 1: Убежали... Смотрю на вас, ребята, и не узнаю. Только что были дошколята – а теперь вы выпускники!
3 Ребенок:
Мы расстаёмся с детским садом,
Но всё -таки грустить не надо,
Ведь золотым осенним днём
Все вместе в школу мы пойдём!
4 Ребенок:
Она родным нам станет домом
Весёлым, добрым и знакомым,
Мы даже не заметим сами,
Как станут все вокруг с друзьями.
5 Ребенок:
Но будем помнить мы всегда,
Как первый раз пришли сюда!
"Росинка" - лучший детский сад,
Согласен каждый из ребят!
6 Ребенок: З
Здесь тепло, заботу, ласку
Нам дарили каждый час,
В этот дом, как будто в сказку,
Приходил любой из нас!
7 Ребенок:
Мы споём вам на прощанье,
С вами вместе погрустим,
До свидания! До свидания!
Мы ещё вас навестим!
Песня: "Прощай, любимый детский сад!"
Ведущий 2: А теперь наш традиционный прощальный Вальс!
Дети танцуют вальс с педагогами.
Поздравление от заведующей и вручение подарков детям от родительского комитета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М. : Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2012. – 192 с.
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
- Алиева, Т. И. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. ; под ред. М. Н. Лазутова. – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
- Андреева, Е. В. Развитие: Образовательная программа дошкольного образования / Е. В. Андреева, В. И. Бардина и др. ; под ред. А. И. Булычевой. – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. ‒ 173 с.
- Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
- Бондаренко, Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : ИП С. С. Лакоценин, 2010. – 176 с.
- Васюкова, Н. Е., Алиева, Т. И. Художественная литература для детей 5-7 лет: методическое пособие / Н. Е. Васюкова, Т. И. Алиева. – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2015. – 224 с.
- Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] : учебное пособие / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
- Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения: Пособие для родителей по орг. чтения дошкольникам. – 2-е изд. / З. А. Гриценко. – М. : Просвещение: РОСМЭН, 2004. – 77 с.
- Гриценко, З. А. Пришли мне чтения доброго: Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с метод. рекомендациями) / З. А. Гриценко. – М. : Просвещение, 2003. – 93с.
- Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – М. : Издательство «Детство- Пресс», 2007 – 128 с.
- Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30-32.
- Доронова, Т. Н. Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон и др. – М. : Просвещение. – 232 с.
- Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Избр. психологические труды. – М. : Педагогика, 1986. – 323 с.
- Иванова, К. В., Черкунова, С. Н., Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Сценарии спектаклей: учебное пособие / К. В. Иванова, С. Н. Черкунова. – М. : Издательство «Центр педагогического образования», 2008. – 96 с.
- Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий / О. А. Иванова. – М. : Шк. пресса, 2004. – 80 с.
- Капица, Ф. С. Русский детский фольклор [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. – 317 с. – URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=454235 (дата обращения 15.09.2015).
- Кац, Э. Литературное чтение [Текст] : Учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Э. Кац. – М. : Издательство «Астрель», 2014. – 82 с.
- Колесникова, Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие / Е. В. Колесникова. – 3-е изд., перераб. – М. : Издательство «Ювента», 2016. – 64 с.
- Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу? / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 117-121.
- Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя/ Ю. Тюнников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 31-38.
- Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.
- Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному чтению
Конспект "Условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному чтению"...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе
Целевая аудитория: воспитатели,методисты.Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.
Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе по средствам продуктивной деятельности.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературепо средствам продуктивной деятельности.«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в ж...

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе»
работа по самообразованию...

Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Картотека дидактических игр по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе....

Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"
Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...