Конспект занятия «Осень в гости к нам пришла!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дубинина Светлана Михайловна

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osn_v_gosti_k_nam_prishla.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект ОД для детей старшего возраста.

                      Образовательная область «Познание»

                          Тема: «Осень в гости к нам пришла!»

Воспитатель

(воспитатель стоит у окна)и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой  друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)

(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)

Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?

-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)

Воспитатель –А разве бывают такие письма?

Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)

Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?

Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

Воспитатель - есть у нас такая водичка. Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей- (дети читают)

Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

 (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого э карта. (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от когота карт)

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей- (дети читают)

Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого э карта. (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от когота карт)

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Воспитатель

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от осени)

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.)

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

-день короче, а ночь длиннее;

-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

-небо серое, хмурое;

-часто идут дожди;

-перелетные птицы улетают на юг;

-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

- люди надевают демисезонную одежду;

-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

осенние месяца называются сентябрь, октябрь,ноябрь.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.)

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

-Облака редкие - будет ясно и холодно.

-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,

а низко - так малы снега будут.

-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

-Теплая осень - к долгой зиме.

-У зайцев шерсть побелела - зима близко.

-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

-В осеннее ненастье семь погод на дворе.

-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Воспитатель:

- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

(звучит аудио с шумом дождя)

- Слышите? Что это? Не боитесь промокнуть?

Тогда повеселимся,встаём змейкой друг за другом и повторяем за мной

Остановка №3

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом. бом. бом. (поглаживают ладонями)

(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.

Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить

Исследование №1 (нарисована лупа и лист, Исследование№2? Зеленый лист, Исследование №3.(большой и маленький листик, Исследование №4 (две коробки)

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?

Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети:На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью(Дети:Оранжевые, красные, коричневые).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (да)

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее

Воспитатель – Поиграем в игру

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу

Восль: Давайте я начну: «От осени к лету поворота нету».

1. Красна весна цветами, а осень пирогами.

2. Кто осенью спит, тот зимой голодный будет ходить.

3. Коли ясно, то и осень прекрасна.

4. Лето со снопами, осень с пирогами.

5. Осенью паутина на ясную погоду.

6. Гром в сентябре теплая осень.

7. Когда гусь улетает, снег выпадает. пополнился вашими мудростями.

Воспитатель вместе с детьми заглядывают в сундук, наполнился ли он народными мудростями и находят в нем подарки от осени (раскраски с осенними листиками)

Воспитатель – Будет дети вам работа, нужно раскрасить листочки для игры в руппе в листопад.

Рефлексия –Что кому запомнилось из наших необычных заданий? А что нового вы узнали? А кто справился со всеми заданиями? Кому было трудно?

Помогать друг другу не стыдно и чего то не знать тоже, а вот ленится и не старвться узнавать что то новое – это плохо, потому что в школе любые ваши старания вознаградятся хорошими оценками! Будьте любознате6льны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Осень в гости к нам пришла»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Задачи:Образовательные:-формировать умения самостоятельно находить признаки осени;-продолжать учить устанавливать с...

Конспект занятия"Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия разработан по теме "Осень"...

Конспект занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия по окружающему миру "Осень в гости к нам пришла"...

Конспект занятия « Осень в гости к нам пришла»

учить детей отвечать на вопросы и задавать их; систематизировать знания об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по дан­ной теме; воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе...

Конспект занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект  занятия "Осень в гости к нам пришла"...

Конспект занятия "Осень в гости к нам пришла"

Формирование грамматического строя устной речи дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по...

Конспект занятия "Осень в гости к нам пришла"

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы....