Проект «Живое предание старины»
проект
Актуальность проекта
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерные игры, телевизионные экраны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 336.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа №1
дошкольное отделение – детский сад №20
Проект
«Живое предание старины»
Подготовили и провели:
Картавенко Ирина Владимировна, воспитатель
Курносова Анна Николаевна, воспитатель
г. Голицыно
2022 год
Русская изба так хороша, В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Актуальность проекта
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерные игры, телевизионные экраны. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество. Возникла необходимость разработки и реализации проекта по использованию интегративных форм и технологий в ознакомлении старших дошкольников с жизнью русского народа. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Для повышения уровня знаний решили организовать проект «Русская изба и традиции русского народа»
Проект рассчитан на месяц, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Тип проекта: краткосрочный 1 месяц.
Возрастная группа: дети старшей группы, 5 – 6 лет
Цель Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи: • Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к
родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
• Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
• Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
• Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Мероприятия
Формы работы с детьми
Беседы
Цель: Рассказать ребятам о русской культуре. Донести ясное представление о символическом
значении игрушки- матрёшки. Способствовать закреплению знаний о народных промыслах.
Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного образа русского народного творчества и быта.
Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце,
Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Беседа о дымковской игрушке, Беседа о русской матрешке, «В гости к мастерам», «В гости к гжельским мастерам»,
Ситуативный разговор
«Что такое обычай, обряд?», «Что носили в старину?»
Чтение художественной литературы: Цель: познакомить детей с многообразием
мира профессий, важностью каждой из них; развивать
любознательность, расширять кругозор.
Чтение русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди»,
«Терёшечка», «Жихарка», «Золотое веретено»;
Предметно – практическая среда:
Рисунки, изображающие вещи русского быта: печка,
балалайка, гармошка, лавочка, сито, коромысло, лапти,).
Иллюстрации к сказкам: («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть»);
Настольный театр по сказке «Теремок»: (маски для драматизации, сказки) «Репка» (дед, бабка,
внучка, собака, кошка, мышка), фланелеграф.
Организация дидактических, словесных и настольных, игр:
Лото «Предметы русского быта»; «Собери Добрыню в дорогу», лото «Русская изба», «Собери сказку из
пазлов», «Сказочное лото», «Найди место сказочному герою», «Закончи сказку», «Сказочные загадки»
«Угадай роспись», «Составь узор», «Народные умельцы»
ООД по познавательному развитию ФЦКМ,
«Устное народное творчество: сказки»
Цель: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев
сказок; учить узнавать сказку по заданию; учить передавать структуру сказки с помощью моделирования; вспомнить порядок появления героев в сказках.
Тема: «Слава русской старине»
Цель: закрепить знания детей о русской избе, о
предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Создание картотек по теме
Картотека дидактических игр, выполненных своими руками на тему: «Ознакомление дошкольников с
русскими народными традициями»;
Картотека народных игр для детей старшего дошкольного возраста «История русских народных игр»
«Картотека народных обрядов и традиций»
Организация сюжетно-ролевых и дидактических игр
Цель: Развивать интерес к сюжетно -ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх -
«Приглашение к столу», «Детский сад», «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Встречаем гостей», «Посиделки», «В гости к бабушке Федоре»
Игры - драматизации:
Цель: Обогащать знания детей об обычаях, укладе русского народа. Продолжить активизировать речь и словарный запас детей, упражняя в обобщении предметов и составлении простых предложений по образцу. Развивать актерские способности детей,
тренировать силу голоса, память и творческое
воображение. Прививать детям любовь к родному народу.
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Обыгрывание песни «Где был Иванушка?», танец:
«Кадриль», «Колобок». Праздник «Ярмарка»
Изобразительная деятельность и художественное творчество
Задачи:
• обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях
росписи русских игрушек;
• учить расписывать красками;
• воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.
Лепка из соленого теста дымковской игрушки
«Петушок»; Аппликация «Колобок катится по дорожке»; Декоративное рисование «Расписные ложки», «Русская матрёшка»; «Городецкие узоры»;
«Хохломские узоры»; Аппликация «Русская изба»;
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски;
«Сказочная птица»
Создание фотоальбома
«Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры»,
«Русские народные игры», «Народные праздники»,
«Персонажи русских сказок»
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики рук и речи.
«Профессии», «Такие разные дела», «За работу»,
«Строители», «Строим дом», «Поварята», «Кузнец- молодец», «Пекарь». «Дом и ворота», «Индюк»,
«Гости приехали».
Словотворчество Задачи:
• обобщить знания детей по теме «Русская изба»
• закрепить представление детей о разнообразии предметов быта, о их значимости в жизни человека;
• развивать у детей навык строить предложения. Разгадывание загадок о народном творчестве.
Загадывание загадок и рассказывание потешек. Загадывание загадок о предметах крестьянского
труда и быта.
Викторина - «Народный фольклор»
Презентации
Цель: познакомить с трудом взрослых, дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
«Русская изба», «Путешествие в мир прошлого»,
«Одежда и быт русского народа.», «История русской одежды»,
Подвижные игры
Цель: упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, по кругу друг за другом; развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.
«Тише едешь, дальше будешь», «Стадо», «Море волнуется», «Удочка», «Жмурки с колокольчиком».
«Золотые ворота», «Веночек»
Оформление тематических уголков
Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.
«Наш дом», «Мастерская игрушек», оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).
Формы работы с родителями:
Просьба принести в группу для
рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.
Беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии, картинки по
теме.
Участие в мероприятиях, проводимых в детском
саду, беседы с детьми дома, изготовление
атрибутики к сюжетно- ролевым играм,
Консультация
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок.
Привлечение реализации проекта (приобретение пособий родителей к совместной с детьми творческой деятельности, создании условий для, изготовление костюмов, изготовление декораций для сказок, приобретение литературы, помощь в создании «сказок»)
Консультация для родителей
«Посеешь привычку - пожнешь характер»
Изготовление кормушек для птиц.
Оформление информации в родительский уголок:
Папка-передвижка:
«Приобщаем детей к русской народной культуре»;
«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»
Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.
Оформление выставки
«Народные умельцы»
Создание мини – музея, оформление холла, картинами.
Результаты проекта:
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство, в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Итоговое
мероприятие Создание в детском саду мини-музея «Русская изба»
драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Преданья старины глубокой»
Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.(В. А. Сухомлинский)...

Проект "Преданья старины глубокой ..."
Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

Проект "Преданья старины глубокой ..."
Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

к проекту «Преданья старины глубокой»
Проект направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русского народа. Он основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формир...

к проекту "Преданья старины глубокой"
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утверд...

Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: "Живое предание старины"
Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом....





