Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: "Живое предание старины"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Васенкова Светлана Александровна

Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ детский сад №3 р.п. Октябрьский

Конспект по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Живое предание старины»

                                                                             Воспитатели: Васенкова С.А.

                                                                                2022 год

«Живое предание старины»

Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом.

Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.

Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.

Материал: атрибуты – печь, игрушка домовой, горшок, чугунок, ухват, кочерга, кувшин, самовар, деревянные ложки, лавка, бублики для танца.

Словарная работа: печка, горшок, чугунок, ухват, кочерга, кувшин, самовар, деревянная ложка, лавка, миска.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок в которых упоминается печь («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заячья избушка», «Три поросёнка»); рассматривание иллюстраций предметов из дерева, глины; заучивание песен, пословиц, стихотворений, танец «Бублики».

Фрагмент 1.   Приветствие. Звучит народная музыка, дети входят в группу.

                          Встречает их хозяйка русском народном костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в нашу избу, да рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому и житье, и бытье, и здоровьице.

Вот мы и в старинной избе. (Берет в руки игрушку домового). Когда хозяева в новый дом входили, то обязательно звали домового, который должен

охранять дом. А звали так: «Дедушка-соседушка, пусти не в гости гостевать,

                                                 Не ночь ночевать, а век вековать».

                                          (Хозяйка обращается к детям).

А чем отличается старинная изба от современной. (Дети отвечают).

В старинной избе мебели никакой не было, только стол (показываем), лавка

или полати, печь, люлька детская, да посуды немного.

Фрагмент 2.             Знакомство с печкой.

                               (Хозяйка обращается к детям).

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, где раньше пекли хлеб.

Правильно в печи. Русская печь большая, была в каждом доме. Она и согреет, накормит, вещи высушит. Печь ласково называли «кормилицей», «матушкой». Недаром печь наделяли волшебными свойствами. А давайте вспомним в каких сказках упоминается печь. («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заячья избушка», «Три поросёнка»).

Фрагмент 3.            Знакомимся с кухонной утварью.

                            (горшок, чугунок, ухват, кочерга, кувшин).

                                     (Хозяйка обращается к детям).

Хозяйка: Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугунки (берем в руки эти предметы, показываем детям). А как же ребята, из печи достать горшок горячий, чтоб не обжечься. У хозяйки для этого всегда были помощники. Послушайте загадку и найдите этого помощника.

                              «Бычок рогат в руках зажат

                                Еду хватает, а сам голодает»

(Можно попробовать ухватом переставить пустой горшок с лавки на стол).

А вот еще загадка про верного помощника.

                               «Кривая собака в печку глядит».

                  (кочерга, собака дом сторожит, а кочерга – огонь).

Правильно, кочерга – важная помощница, без нее с печкой не справиться.

А что в наших чугунках, да горшках в старину готовили. (Ответы детей).

Правильно – каша была в старину основным кушаньем. А какие каши вы знаете. (Ответы детей). Да в старину говорили:

                                «Щи да каша пища наша».

Ребенок читает стихи: Наша каша хороша      

                                       Для любого малыша

                                       С маслицем румяная

                                       Наша каша манная.

                  Песня «Про манную кашу» (поют все дети).

Фрагмент 4.             Знакомство с самоваром.

                                (Хозяйка обращается к детям).

Хозяйка: Наши люди русские были всегда гостеприимные, радушные, в гости пригласят да чайком угостят. Вот он наш Самовар- птица – жар, кран открывается, чаек наливается. В старину чай пили из такого самовара. Пригласят гостей на посиделки, поставят самовар на стол, а к нему варенье, бублики, чаевничают да беседы ведут

Дети хором проговаривают пословицы:

                                    Самовар кипит – уходить не велит.

                                       Чай пьешь, до ста лет проживешь.

                                       За чаем – не скучаем.

Весело становилось после чаепития и все в пляс пускались.

                              Танец мальчиков «Бублики».

Фрагмент 5.        Знакомство с деревянными ложками.

                                    (Хозяйка обращается к детям).

Хозяйка берет в руки ложки: А вот и я, ложка деревянная. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. С давних времен ложки, чашки, и другую посуду делали не только из глины, но и из дерева. Ложка деревянная получалась легкая красивая, и не нагревалась от горячей пищи.

(Задание – показать предмет из глины, из дерева).

Ребенок читает стихи: Расписная легкая нет ее нужней,  

                                       В ней и щи отменные и кисель вкусней!

Хозяйка: А наши ребята ещё на ложках сыграют!

                                               Игра на ложках.

Фрагмент 6.    Заключительный.

Хозяйка: А теперь хочу проверить и детей, и взрослых внимательно ли меня

слушали, да что запомнили.

                                 Загадки для детей и взрослых.

1.Стоит толстячок, подбоченивши бочок.

   Шипит и кипит – всем пить чай велит.   (Самовар)

2.Бел как снег, в чести у всех

   В рот попал – там и пропал.  (Сахар)

3.Однорку, зато рогат

   Он в избе первейший хват.

   Ухватил горшок и в печку.

   Вот ухватистый!    (Ухват)

4.На топтале был, на кружале был,

   На пожаре был, домой пришёл – семью кормил. (Глиняный горшок)

5.Стоит избушка из кирпича,

   То холодна, то горяча.   (Печь)

6.Четыре братца под одной крышей стоят.  (Стол)

7.Сами не едим, а людей кормим.  (Ложки)

8.Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.  (Самовар)

9.Книзу узок, верх широк,

   Не кастрюля …….  (Чугунок)

10.Железный конь скачет в огонь.  (Кочерга)

11.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

     Что схватил отдает, а сам в угол идёт.  (Ухват)

12.За обедом суп едят, к вечеру заговорят,

     Деревянные девчонки, музыкальные сестрёнки.  (Ложки)

13.У носатого Фоки постоянно руки в боки,

     Фока воду кипятит и как зеркало блестит.   (Самовар)

Хозяйка: Молодцы! Славно сегодня и повеселились, многое узнали, на мои вопросы отвечали. Пора и честь знать! Угощу я вас на прощанье (можно маленькими пряничками, калачиками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"

Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект по познавательному развитию в средней группе "В гости к белке"

Конспект по ознакомлению с природным миром. В занятии используется наглядный и литературный материал....

НОД конспекта по познавательному развитию в средней группе тема:" Где спрятался воздух?"

Цель: Развивать познавательную активность в процессе эксперементирования, расширять знания о воздухе....

конспект по познавательному развитию в средней группе

занятие по закреплению знаний о магните и его свойствах. экспериментальная деятельность. этапы работы: гайки перемешаные с горохом, болтики на дне стакана с водой, проведи шайбу по тропинке. игра в мя...

Презентация к конспекту по познавательному развитию в средней группе "История города Серпухова"

Презентация к конспекту по познавательному развитию в средней группе "История города Серпухова"...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...