Проект для детей 6 лет и родителей "Читаем вместе"
проект (подготовительная группа)

Проект разработан для создания создания условий для формирования у детей интереса к чтению через совместное чтение с родителями, развитие навыков слушания и обсуждения прочитанного.

В файле представлено описание проекта, а также материалы для него: анкета для родителей, буклет, конспект занятия для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitaem_vmeste.docx762.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Читаем вместе»

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за телефоном или планшетом, просмотром телевизора и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

На сегодняшний день актуальность темы чтения дошкольников очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Факты, свидетельствующие о потребностях родителей в повышении компетентности в вопросах детского чтения:

  1. повышенный интерес к развитию ребенка: родители детей старшего дошкольного возраста осознают важность подготовки к школе и стремятся обеспечить всестороннее развитие своего ребенка. Совместное чтение рассматривается как важный инструмент развития речи, воображения, мышления, эмоциональной сферы и навыков чтения, необходимых для успешного обучения в школе.
  2. вопросы от родителей: «У вас эта книга по программе? А я думала, что это в школе проходят» или «Разве они должны уже были это прочитать?»
  3. нехватка времени и навыков: у современных родителей часто не хватает времени на чтение с детьми, а также знаний и навыков для организации интересного и эффективного чтения. Они нуждаются в практических советах и поддержке.

В связи с вышеуказанным, целью проекта будет являться: повышение родительской компетентности в области совместного чтения с детьми.

Задачи:

  1. ознакомить родителей с важностью совместного чтения для развития ребенка;
  2. сформировать навыки эффективного взаимодействия с ребенком через чтение;
  3.  способствовать развитию культуры семейного чтения;
  4. побудить интерес и потребность в чтении книг;
  5. научить родителей выбирать подходящие книги для детей дошкольного возраста.

Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники: педагоги, родители, дети старше-подготовительной группы.

Реализация проекта подразумевает проведение 3 этапов.

Этапы

Формы и методы работы

1 - аналитический

Проведение анкетирования на тему совместного чтения (Приложение 1), выявление актуальных потребностей и пробелов знаний

2 - практический

  1. Разработка буклета для родителей «Читаем вместе. Как?» (Приложение 2).
  2. Буккроссинг – организация открытой книжной полки для обмена книгами между разными семьями.
  3. Совместное открытое занятие по чтению художественной литературы с родителями (Приложение 3).
  4. Проведение читательского марафона. Контроль участия в читательском марафоне организуемся с помощью читательской таблицы, где в строке сверху указаны обложки или условные обозначения книг, а в столбце слева – обозначены дети. После прочтения книги, дети отмечают наклейкой или штампом. Победителем объявляется тот, кто первый прочитал все книги.
  5. Консультация для родителей «Зачем читать ребенку?».
  6. Совместный поход в библиотеку.
  7. Фото-акция «Попади в сказку». Родители совместно с детьми фотографируются в образе любимого литературного героя. После сбора фотографий, делается коллаж. Детям предлагается угадать в какую сказку каждый из них попал.
  8. Литературная гостиная. Совместное мероприятие для детей и родителей, где родители будут вместе с детьми читать стихи и инсценировать сказку.

3 - итоговый

Анкетирование, получение обратной связи от родителей.

Подведение итогов проекта.

Совместное чтение – это не только приятное времяпрепровождение, но и мощный инструмент развития ребенка, способствующий укреплению эмоциональной связи между родителем и ребенком, созданию позитивных семейных традиций, формированию любви к чтению на всю жизнь.


Приложение 1

Текст данной анкеты для оперативного сбора данных предлагается разместить на Яндекс-диске

Анкета для родителей  «Читаем детям»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1.Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами? а) да;    б) нет.

2.Как часто Вы посещаете с ребенком детскую библиотеку?

а) часто;  б) редко в)не записаны и даже не знаем, где она находится;

г)не посещаем по другой причине: _____________________________________________________________________________

3.Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном; в) когда попросит;     г) иногда.

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

_____________________________________________________________________________

5.Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?_________________________________________________________________

6.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном? а) да; б) нет; в) иногда.

8.Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги? а) да; б) нет; в) не знаю.

9.По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

б) чтение вслух для всех членов семьи;

в) книги для каждого члена семьи отдельно;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

11. По вашему мнению, что даёт современному ребёнку чтение книг?_________________________________________________________________________

12. Как Вы выбираете книги для чтения с ребенком? _____________________________________________________________________________


Приложение 2

Приложение 3

Конспект совместного открытого занятия по чтению художественной литературы с родителями в старше-подготовительной группе.

Тема: «Знакомство с рассказом И. Соколова-Микитова «Весна в лесу»

 

Цель: познакомить родителей и детей с технологией продуктивного чтения-слушания.

 

Задачи:

  1. познакомить детей с рассказом И. Соколова-Микитова «Весна в лесу»
  2. способствовать проявлению интереса к произведению;
  3. воспитывать грамотного слушателя, размышляющего над замыслом автора; вызывать у дошкольников эмоциональный отклик;
  4. развивать мыслительные способности детей, умение рассуждать и анализировать, вести беседу, высказывать свою точку зрения;
  5. сформировать интерес родителей к совместному чтению;
  6. ознакомить родителей с различными способами активизации внимания детей;
  7. показать родителям возможности применения технологией продуктивного чтения-слушания.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую чудесную коробку я сегодня утром нашла в нашей группе. (раздается птичья трель) Как красиво поет птичка, и мне кажется, что это подарок от самой весны, а птичка предлагает нам раскрыть коробку. Хотите узнать, что в ней?

Ответы детей

В коробке обнаружились загадки.

Воспитатель: Ой, ребята, да это же загадки! Вы любите загадки? Давайте их отгадаем?

Ответы детей

Комментарий для родителей: необходимо заинтересовывать детей, создавать потребность в познании. Даже с помощью интонации Вы можете привлечь внимание ребенка. Попробуйте менять интонацию или говорить шепотом.

Дети отгадывают загадки, которые зачитывают родители

Воспитатель: Ребята, о каком времени года были эти загадки? 

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно! Загадки о весне. А вы любите весну? Почему?

Ответы детей

Воспитатель: И я люблю весну. Это очень красивое время года. Давайте присядем на стульчики….

(вновь раздается птичья трель)

Воспитатель: Наверное, птичка хочет, чтобы мы заглянули в коробку! Давайте посмотрим, что еще лежит в коробке.

Воспитатель достает из коробки книгу.

Воспитатель: Эту книгу написал писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, о чем эта книга!

Комментарий для родителей: Не спешите сразу же читать книгу, дайте ребенку возможность познакомиться с ней, рассмотреть все картинки.

(дети рассматривают иллюстрации и делают предположения, о чем эта книга)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы предположили, о чем эта книга.

Комментарий для родителей: по ходу чтения текста делайте паузы, пусть ребенок успеет обдумать прочитанное. Задавайте вопросы о прочитанном. Предлагайте ребенку сделать предположение о действиях главного героя.

Воспитатель читает рассказ.

  

«ВЕСНА В ЛЕСУ»

И.Соколов-Микитов

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник от края до края через глухой лес.

 

Ребята, как вы думаете, что охотник увидит?

А может быть он кого-то встретит?

 

Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на солнышке, пасутся лоси, а по лесному оврагу пробирается в своё логово, бежит с добычей старый волк.
Много видел и слышал в лесу внимательный охотник.

Как вы думаете, кого он слышал?


Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.
Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Пролетят, закукуют длиннохвостые кукушки:

 

Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.
Лесные полянки покроются…

 

Как вы думаете, чем покроются полянки?

 

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками.
Хороша, радостна, весела весна в лесу!

 

 

Воспитатель: Понравился вам рассказ?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте вспомним, как называется рассказ?

Воспитатель: Помните, мы с вами предполагали, кого может встретить охотник? Наши предположения подтвердились?

Ответы детей

Воспитатель: У автора есть такая строчка: «Много видел и слышал в лесу внимательный охотник» Вспоминайте, кого же он услышал?

Ответы детей

Воспитатель: Да вы правы, он услышал пение птиц, журчание ручейков.

Какое настроение вы испытывали, слушая рассказ, что себе представляли?

Ответы детей

Комментарий для родителей: обязательно спросите о впечатлениях ребенка после прочитанного, задайте уточняющие вопросы.

Воспитатель: А сейчас я хочу вас познакомить с автором рассказа, с которым мы сегодня познакомились.

(на мальберте портрет Ивана Сергеевича Соколова-Микитова)

Воспитатель: Иван Сергеевич – русский писатель. Он родился в 1892 году в Калужской области. Свое детство и юность писатель провел в Смоленске, а в 1910 году поступил на сельскохозяйственные курсы в Петербурге. В этом же году Иван Сергеевич написал свое первое произведение - сказку «Соль земли».

Большую часть своей жизни писатель жил в селе Карачарово, где и написал большую часть своих произведений, с которыми мы познакомимся в следующий раз.

Комментарий для родителей: для поддержания интереса можно дать детям дополнительную информацию о авторе или главном герое. Обязательно похвалите ребенка за его включенность и внимание.

Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы молодцы. А нам пора прощаться с родителями, сегодня они увидели, как хорошо вы умеете слушать рассказы. И дома вы еще обязательно почитаете вместе. Скажем: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Образовательный проект "Состязание детей в Форте-Боярд вместе с солдатами"

Проект о формировании у детей чувства патриотизма, гордости и уважения к Российской армии....

Проект для детей 11 младшей группы «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»

воспитание детей,  формирование личности ребёнка с первых лет жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на физическое, психическое и личностное развитие ребёнка и приобщает его к окруж...

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Вместе весело шагать по улицам родного города».

Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...

Физкультурное развлечение в рамках проекта «День пожилого человека» для детей 5-6 лет «Вместе с внуком, вместе с внучкой мы здоровая семья!!!» Направление «Физическое развитие»

Физкультурное развлечение в рамкахпроекта «День пожилого человека»для детей 5-6 лет«Вместе с внуком, вместе с внучкой  мы здоровая семья!!!»Направление «Физическое р...