Игротека - "Речевой фитнес"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
По моим наблюдениям, с каждым годом в детский сад приходят все больше детей с различными речевыми отклонениями. Наша задача – вовремя устранить недостатки произношения, чтобы у ребенка не складывался комплекс неполноценности в общении с другими детьми. Я применяю в своей работе - "Речевой фитнес"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 501.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 28
Консультация для педагогов
Игротека - «Речевой фитнес»
Подготовила: Гридина О.М.
Г. Новомосковск
Игротека – «Речевой фитнес»
Уважаемые коллеги! Могу поделиться самым любопытным материалом, который, думаю, заинтересует многих педагогов, занимающихся глубоко речевым развитием детей.
По моим наблюдениям, с каждым годом в детский сад приходят все больше детей с различными речевыми отклонениями. Наша задача – вовремя устранить недостатки произношения, чтобы у ребенка не складывался комплекс неполноценности в общении с другими детьми. Думаю, что нужно сделать так, чтобы ребенку ходить в детский сад было интересно, полезно и весело, а родителям радостно наблюдать за успехами своего ребенка. Что любят дети больше всего? Конечно же, играть. Поэтому ребенок должен играть! А мы, взрослые, должны играть вмести с ним. Наша задача, чтобы дети играли в полезные, умные, занимательные игры. Ценность заключается в том, что с помощью игр взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. А там, где общение, там и развивается речь ребенка. Что я применяю в своей работе? Конечно игры!
Вот некоторые из них, на мой взгляд, самые значимые! Дети нашей группы с большим удовольствием в них играют.
Я расскажу про технологию речевого фитнеса, которую использую с детьми.
Речевой фитнес для детей - система упражнений, игр, сочетающая речь и движение. Дети очень любят подражать взрослым, друг другу, и эти природные способности детей с успехом можно использовать в речевом фитнесе.
Игры - подражания с речевым сопровождением. Двигательные упражнения в сочетании со стихотворным текстом являются одним из мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Мы идем по кругу, посмотри, И шагаем дружно: раз, два, три. Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки. Поскакали, поскакали: скок, скок, скок, А потом, как аисты встали – и молчок.
«Игровой самомассаж» Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну. Затем руки я помою, («моют») Пальчик в пальчик я вложу («замок») На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
Самомассаж с помощью шарика Су-Джок. Сказка про «Маленького Ёжика» Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек, По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками). Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам). Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением. В стихотворной форме процесс запоминания быстрее. Пила. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят. Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!
Пальчиковые игры - манипуляции. В каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Самый простой пример - "Этот пальчик - дедушка", "Этот пальчик хочет спать", "Сорока - белобока" во время проговаривания текста указательным пальчиком осуществляют круговые движения. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Пальчиковые игры на основе сказок. Эти игры снимают эмоциональное напряжение. Можно использовать, как готовый пальчиковый театр или изготовить своими руками: связать, сшить, а также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием поиграть с детьми «Репка-2»
Репку мы сажали (пальцами правой руки как будто роем лунку на ладошке левой руки). Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки). Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики) Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки ребёнка и тяните – каждый в свою сторону). Вытянуть не можем, Кто же нам поможет? Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями) сказку, придумать историю и т.д.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Во время выполнения дыхательных упражнений использую как традиционные упражнения, а так же с детьми играем и с нестандартным оборудованием.
Для тренировки органов артикуляции в работе с детьми использую "Веселую артикуляционную гимнастику" Н. В. Нищевой.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Нейроупражнения
Нейропсихологический подход не возможен без знания центральных механизмов речи как в норме, так и в патологии
Сложи карандаши по образцу.
Уважаемые коллеги. Теперь вы знакомы, с технологией речевого фитнеса, который можете применять в своей работе с детьми. Чем увлекательнее будет ваш совместный путь овладения детьми речевыми навыками, тем заметнее динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки. Дошколята будут уверенными, системно организованный процесс поможет в коммуникативно-речевого развития ребенка, преодолеть языковые способности современных детей в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, конструктивной и др областях. И какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько мы с вами чувствуем психологическое состояние детей, насколько вовремя мы можем погладить, ободрить, приласкать, а творчество и выдумка - наши верные в этом помощники. Овладение речью происходит в процессе общения. Педагог – образец речевой культуры. Для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека речевых игр
Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....

ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР
Игротека речевых игр, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи дошкольника, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти, внимания...

Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста
Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста....

Рабочая программа воспитателя "Речевой фитнес" для детей от 2 до 3 лет
Рабочая учебная программа "Речевой фитнес" для детей от 2 до 3 лет построена на основе интеграции образовательных областей, ориентирована на формировании личности каждого ребенка в ходе овла...

Программа дополнительного образования «Речевой фитнес»
Программа дополнительного образования «Речевой фитнес» Разработали: учитель-логопедГреков...

Рабочая программа дополнительного образования "Речевой фитнес" на 2022-2023 учебный год
Речевой фитнес – это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения с использованием артикуляционной, дыхательной и фонетической гимнастики, а также и...







