"Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников"
консультация (средняя группа)
Давно смотрю влюблёнными глазами
На древнее искусство – Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Давно смотрю влюблёнными глазами
На древнее искусство – Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Оригами — это искусство складывания бумаги, которое имеет глубокие корни в японской культуре. Однако его значение выходит далеко за рамки простого создания фигурок. В последние годы оригами стало популярным инструментом в образовательной практике, особенно в работе с дошкольниками. Это занятие не только развлекает детей, но и способствует развитию их творческих способностей, моторики и когнитивных навыков.
Развитие творческого мышления
Оригами стимулирует творческое мышление у детей. Процесс создания фигурок требует от них воображения и оригинальности. Дети учатся видеть возможности в простом листе бумаги, превращая его в различные формы — от животных до предметов. Это помогает развивать креативность, так как они могут экспериментировать с различными способами складывания и комбинирования.
Улучшение мелкой моторики
Складывание бумаги требует точности и аккуратности, что способствует развитию мелкой моторики у детей. Дошкольники учатся управлять своими руками, что является важным этапом в их физическом развитии. Упражнения с оригами помогают укрепить мышцы рук и пальцев, что в будущем облегчит им выполнение других задач, таких как письмо или рисование.
Развитие логического мышления
Оригами включает в себя последовательность действий и понимание геометрических форм. Дети учатся следовать инструкциям, что развивает их способность к логическому мышлению и планированию. Они начинают осознавать, как одна форма может трансформироваться в другую, что способствует развитию пространственного восприятия.
Социальные навыки и сотрудничество
Занятия оригами могут проводиться в группах, что способствует развитию социальных навыков у дошкольников. Работая вместе над созданием фигурок, дети учатся делиться идеями, помогать друг другу и работать в команде. Это важно для формирования их эмоционального интеллекта и навыков коммуникации.
Эмоциональное развитие
Создание оригами может быть источником радости и удовлетворения для детей. Успешно завершённый проект приносит чувство достижения и уверенности в своих силах. Кроме того, оригами может служить средством самовыражения, позволяя детям передавать свои эмоции через творчество.
Оригами — это не просто увлекательное занятие; это мощный инструмент для развития творческих способностей дошкольников. Оно сочетает в себе элементы искусства, математики и психологии, что делает его универсальным средством для всестороннего развития детей. Включение оригами в образовательный процесс может значительно обогатить опыт дошкольников, помогая им стать более креативными, уверенными и социально адаптированными личностями.
Все педагоги знают ,как тяжело дается детям конструирование из бумаги. Нужна хорошо развитая моторика рук и пальцев, глазомер, дети должны уметь концентрировать свое внимание на процессе изготовления поделки, проявлять усидчивость и терпение. Но, «оригами» в числе прочего и помогает педагогу развить эти способности в ребенке ,кроме того занятия оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся знакомыми сказочными героями, играют на пианино и т. д.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами стимулирует мыслительные процессы и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
Итак, мы убедились в несомненной пользе занятий оригами с дошкольниками, а также в уникальности данного вида творчества. Ведь с помощью оригами, ребенок может выполнить различные игрушки и предметы для игры. Мне хочется уделить особое внимание игрушкам-антистрессам.
Еще в недалеком прошлом человечество не задумывалось о том, что такое стресс. И это не удивительно, ведь течение жизни, было намного спокойнее и медленнее. Современность заставляет жить по своим правилам, и сейчас для того, чтобы шагать в ногу со временем нужно находиться в постоянном движении. Естественно, что живя в таком ритме, организм постоянно находится в стрессовом состоянии, а это чревато различными психоэмоциональными расстройствами. Во избежание подобных неприятностей были придуманы антистрессовые игрушки, это идеальная вещь для тех людей, которые не могут все бросить и уехать отдыхать.
Главная цель этих игрушек - за какие-то доли секунд поднять человеку настроение, с чем они отлично справляются. Зарубежными специалистами доказано, что они способны производить удивительный терапевтический эффект. Стоит лишь взять антистрессовую игрушку в руки и начать ее сжимать, и вы моментально забудете о тяготах бесконечного рабочего дня. Манипуляции с этими игрушками помогают отвлечься, расслабиться, и получить массу положительных эмоций и тем самым избежать стресса. Игрушки развивают мелкую моторику, внимание, потребность в общении.
Антистрессовые игрушки снимают напряжение, помогают преодолеть депрессию. С ними приятно отдыхать, расслабляться, веселиться и получать удовольствие от жизни. Мягкие антистрессовые подушки и игрушки это очень приятные на ощупь уникальные изделия, которые доставляют невероятное удовольствие при прикосновении к ним.
На сегодняшний день существует много игрушек - антистресс. И даже если они не помогут преодолеть стрессовую ситуацию в целом, то обязательно на какое-то время отвлекут от неприятностей и доставят немало положительных эмоций. А игрушки-антистресс, выполненные своими руками, помогут освоить ещё и практические умения и знания в различных техниках изобразительного искусства.
Создание игрушки-антистресса – работа кропотливая и длительная. При создании учитываются психологические и физиологические особенности организма человека. Особое внимание уделяется форме, цвету, тактильным и визуальным ощущениям. Игрушка-антистресс должна представлять собой совершенный механизм, неосознанно действующей на наше внутреннее состояние и постепенно приводящей его в норму.
Антистрессовые игрушки бывают мягкими и твердыми, выполненными из дерева, пластика, металла и даже бумаги.
Самые популярные антистрессовые игрушки :
• Кинетический песок – это песок, состоящий из 98 % кварцевого песка и 2% силиконовой добавки Е900. Разработан инновационный материал учёными из Швеции для детей от трёх лет и старше (3+). Используется для создания фигурок любой формы (куличики, замки, башни).
• Слайм (лизун) – это игрушка из вязкого и желеобразного материала со свойствами неньютоновской жидкости. Создателем является Джон Райт, который во время второй мировой войны искал замену каучуку, а в результате получил уникальную игрушку. Первый смайл зелёного цвета был произведён американской компанией Mattel в 1976 году и продавался в бочонке из пластика.
• Книга-раскраска – это полиграфическое издание, с напечатанными на каждой странице контурными изображениями для раскрашивания карандашами, фломастерами, красками. Первое подобное издание появилось в 1879 г. в США. Книги такого плана давно считаются самыми эффективным способом избавиться от некомфортного душевного состояния, раскраски стали частью арт-терапии и многие люди находят успокоение именно в рисунке.
• Оригами – это декаротивно-прикладное искусство, увлекательное занятие складывания фигурок из бумаги. Древнее искусство уходит своими корнями в Китай, где был изобретён материал. Занятия этим удивительным творчеством улучшает настроение, и уменьшить уровень стресса.
• Спиннер – это развлекательная игрушка способная вращаться. В центральной её части находится металлический (керамический) подшипник, по направлению радиуса расположены несколько лопастей. Небольшого размера вертушка, которую вращают в руке, представлялась, как терапевтическая игрушка для лечения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тревожностью и аутизмом. Но эксперты разделились в оценках пользы спиннера. Одни считают, что это лишь пиар ход, и особо на здоровье игрушка не влияет. Другие уверены в целесообразности её использования для снятия стресса и повышения концентрации.
• Fidget Cube — это механическое устройство в виде небольшого кубика, на каждой стороне которого расположены различные штучки в виде рычажков, вращающихся дисков, джойстиков, кнопок, переключателей, шариков, колесиков. Данное устройство помогает людям успокаиваться и концентрироваться на решении какой-либо задачи. Например, всемирно известный Кубик Рубика изобретённый в 1974 году венгерским преподавателем Эрнё Рубиком. Куб имеет 54 разноцветные внешние грани, внутри него помещён цилиндрический механизм, за счёт которого все кубики могут вращаться. Задача игрока заключается в том, чтобы поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.
• «Мокуру» – деревянная игрушка в виде цилиндрического бочонка с прорезиненными наконечниками, очень похожая на неваляшку.
• «FUNNY BUBBLES» (мячик-антистресс) – это силиконовая форма, заключенная в сетку. При сжатии мяча, части силикона выходят через сеточные ячейки и общая форма видоизменяется. Эти «мялки» очень нравяться и детям, и взрослым, помогут справиться с приступами злости или раздражения.
• Ручки-антистресс – это конструктор из 13-и цилиндрических и 12-и шарообразных магнитных деталей, соединённых между собой в форме пишущего устройства. Антиручка разбирается и собирается. Есть мнение, что она не так безобидна как кажется. Наличие мелких деталей несёт некую опасность для здоровья ребёнка.
• Змейка-тангл – это цепочка из 12-и звеньев, соединённых между собой так, что каждый сектор может самостоятельно вращаться. Изобрёл Тангл американский скульптор, который изучая философию Востока, открыл для себя понятие «Вечного узла Будды». Игрушки на рынке с 1981 г. и до сих пор пользуется огромной популярностью среди детей и взрослых. Некоторые уверены, что данная модель успокаивает нервную систему и возможно даже помогает бороться с некоторыми вредными привычками.
• Фингерборд – это миниатюрная модель скейтборда, предназначенная для катания пальцами, а также выполнения различных трюков. Существует история о том, как скейтер Эшер из-за плохой погоды вынужден был остаться дома. Недолго думая, он смастерил из подручных материалов подобие спортивного снаряда, и катался на нём, выписывая те же трюки, что и на настоящем, только используя два пальца.
• Фингербайк – это миниатюрная копия велосипеда, на котором также можно совершать различные акробатические этюды.
• Мягкая игрушка – это целый диапазон воспитательных и психологических мировоззрений. Она создать особенную, доверительную атмосферу восприятия у ребёнка. Плюшевые герои формирует у девочек и мальчиков тёплые и нежные чувства, наполняют их жизнь разными красками и впечатлениями, создают эффект защищённости и присутствия. Игрушки такого плана способствуют профилактике бессонницы и неврозов у детей с повышенной возбудимостью.
• Сквиши – это супер мягкие антистресс-игрушки в японском стиле для детей и взрослых. Изделия сделаны из материала (резина, полиуретан, полиэстер, силикон, которому свойственно восстанавливаться после сжатия. В качестве наполнителя выступают пластиковые шарики. Сквиши могут быть разного вида (животные, еда, предметы). Игрушки предназначены для снятия стресса и получения удовольствия при игре с ними. Но есть данные, что они опасны для здоровья детей, так как могут содержать вредные вещества.
• Магнитные шарики (неокуб) представляю собой головоломку, которую можно решать несколькими комбинациями. При помощи шариков получатся десятки разных фигур, всё зависит только от вашего воображения и фантазии. Данная игрушка популярна во всем мире
• Подушки-антистресс – это текстильные изделия ярких цветов, имеющие привычные или необычные формы, с забавными иллюстрациями, вызывающие исключительно положительные эмоции. Ребята могут играть с ними, спать на них. Подушки могут быть с разными наполнителями, в качестве, которых выступают искусственный вспененный материал – полистирол и материал, который при сжатии возвращается к своей первоначальной форме. Такие подушки помогают владельцу расслабиться, унять стресс, обрести спокойствие, погрузиться в полноценный сон.
• Handgum, Silly Putty «Ручная жвачка» – это ароматная масса, своеобразный пластилин, который не прилипает к рукам, не пачкает одежду и окружающие предметы. Необычная масса не даст скучать детям, и даже взрослые не упустят шанса, что-нибудь полепить. Антистрессовая «штучка» улучшает мелкую моторику, поднимает настроение, расслабляет и благотворно влияет на организм в целом.
• Caomaru – забавные рожицы, которые представляют собой небольшого размера головы, сделанные из полиуретановых смол. При растягивании меняют выражение лица, чем очень веселят владельца забавной игрушки.
Стресс – это реакция человеческого организма на перенапряжение и негативные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Антистресс – является полной противоположностью стрессу. Когда взрослый или ребёнок испытывает, какую-либо тревогу, он начинает что-нибудь крутить в руках, издавать звуки при помощи разных предметов, например, развинчивать или завинчивать ручки, грызть кончик карандаша.
Избавиться от тревожного чувства бывает очень не просто, вот тут то, и могут прийти на помощь игрушки-антистресс. Это изделия, обладающие уникальными свойствами, благодаря которым взрослые и дети снимают усталость дня, нервное напряжение, стрессовое состояние, посредством тактильных ощущений. Игрушки такого плана являются сильнейшими антидеприсантами, воздействие которых, похоже на медитацию. Родиной первых подобных изделий стала Япония.
В наше время игрушки-антистресс играют значимую роль в поддержании рабочего и эмоционального состояния всего организма человека. С помощью их можно бороться со стрессом, с волнениями, избавиться от напряжения, раздражительности и волнения. Имитируя игру, выпускать наружу скопившийся внутри тела негатив, агрессию, улучшить настроение, стабилизировать нарушение эмоционального фона. Такие изделия отвлекают от насущных дел и проблем, избавляют от тактильного голодания и одиночества. Получается «перезагрузка» всего организма, и по новой запускается механизм эмоционального и интеллектуального уровня.
Главная функция самодельной игрушки-антистресс из бумаги - это дарить радость от творчества!
Применение различных способов и приёмов в процессе изготовления игрушки даёт возможность в значительной степени улучшить процесс творчества на занятиях с учащимися, повысить самостоятельность детей в процессе обучения.
А использование на занятиях личностно-ориентированной технологии обучения повышает уровень познавательной и творческой активности каждого учащегося, так как учитываются возможности и способности каждого ребёнка.
Уважаемые коллеги сейчас, я поэтапно буду показывать выполнение модуля. Вот такого, он похож на сердечко. Таких нам нужно 8 штук.
-Вместе с вами я выполню только 1 модуль, поэтому вам необходимо запоминать последовательность действий, чтобы затем самостоятельно выполнить остальные модули. На слайде я открой для вас последовательность, но будет хорошо, если вы запомните эту схему.
Этапы выполнения ОДНОГО модуля :
1. Квадрат нужно согнуть по диагонали (из угла в угол) с обеих сторон, чтобы получился крест.
2. Затем каждый угол согнуть к середине листа, чтобы получился квадратный конверт.
3. Затем я разгибаю, и мы видим, что с каждой стороны у нас получились линии сгиба. К середине линии, я снова загибаю уголок. Середина-это пересечение двух линий, диагональной и вспомогательной. Так делай с каждой стороной.
4. Теперь подгибаю все эти стороны и переверчиваю квадрат на другую сторону. Здесь мы тоже видим крест и к середине этого креста я снова загибаю наши углы.
5. Возвращаемся к обратной стороне и здесь мы видим 4 кармашка. Выбираем два любых противоположных и тянем их вверх. Таким образом квадрат превращается вот в такой кораблик.
6. Чтобы получилось вот такое сердечко, мы заглядываем во внутрь квадрата и видим здесь ещё два кармашка, их мы тоже должны поднять вверх. Получается вот такое крестообразное сердечко. И мы просто складываем его, прижимая четвертинки друг к другу, чтобы сердечко стало плоским.
Каждый этап демонстрирую учащимся и дожидаюсь выполнения всей группы. Показываю выполнение двух модулей.
-Сейчас ваша задача самостоятельно выполнить оставшиеся 7 модулей! Я буду подходить и помогать вам. Если кто-то закончит раньше, то можете помочь вашим коллегам. На слайде я оставляют для вас этапы выполнения.
-Коллеги, у всех получилось 8 модулей? Хорошо, сейчас наша задача соеденить (склеить) их между собой.
-У всех все получилось? Давайте проведем небольшую выставку работ.
-Пусть каждый немного расскажет о своей работе:
• Почему именно такие цвета?
• Будете ли вы иногда использовать её?
Работа была сложной или легкой? Сможете повторить самостоятельно игрушку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников
Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников...

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»
Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

«Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников»
Изобразительная деятельность представляет собой важнейшую часть в гармоничном и всестороннем развитии ребенка, его воспитании. ИЗО – деятельность помогает детям передать то, что они видят в окру...

Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников
Оригами - популярный инструмент в образовательной практике, способствующеее развитию творчских способностей, моторики и когнитивных навыков....

Технология оригами как средство развития творческих способностей детей
Технология оригами как средство развития творческих способностей детей...
