Возможности моделирования в формировании коммуникативных умений и навыков
план-конспект занятия

Татьяна Александровна Дерябина

Возможности моделирования в формировании коммуникативных умений и навыков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности моделирования в формировании коммуникативных умений и навыков воспитанников. Воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 15 Дерябина Татьяна Александровна

Слайд 2

К коммуникативным действиям относятся: Планирование учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановка вопросов Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 3

ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта . В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Слайд 4

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми : во-первых, для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. в-третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 5

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Слайд 6

В дошкольной педагогике моделирование используют при: ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей.

Слайд 7

Выделяют 3 вида моделей: 1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных 2. Предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков. 3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Слайд 8

ПЕРЕСКАЗ В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Слайд 9

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Слайд 10

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Слайд 11

ФРАМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине используется прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

Слайд 12

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Слайд 13

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ . Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Слайд 14

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это искусство запоминания , система специальных приёмов , служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации . Мнемотехника помогает развивать : * ассоциативное мышление * зрительную и слуховую память * зрительное и слуховое внимание * воображение

Слайд 15

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадраты мнемодорожки мнемотаблицы

Слайд 16

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно .

Слайд 17

Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.

Слайд 18

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа. 1 - Какое время года? 2 - Какая погода? 3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения. 4 - Настроение героев картины.

Слайд 19

Схемы – модели по различным лексическим темам.

Слайд 20

Мнемотаблицы к песням «Золотые листочки» (авторская) 1. В ручки листики возьмём С ними спляшем и споём. Покачай над головой Свой листочек золотой. 2. Побежим, как ветерок И летит со мной листок. В вихре листьев закружись И на землю опустись.

Слайд 21

Стихотворение И.Токмаковой «Медведь» Как на горке - снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на ёлке - снег, снег, И под ёлкой - снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише… Не шуметь.

Слайд 22

Стихотворение «Осень» Вот и осень наступила, Вот и листики летят, Вот и серенькие зайки Шубки поменять спешат.

Слайд 23

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: · добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; · формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; · применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Слайд 24

Таким образом, наглядное моделирование : Облегчает детям овладение связной речью; Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти развивает речевую деятельность детей. Схемы и модели в этом плане служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественного произведения; при отгадывании и составлении загадок; при заучивании стихов .



Предварительный просмотр:

1. Возможности моделирования в формировании коммуникативных умений и навыков воспитанников.

2. К коммуникативным действиям относятся:

  • Планирование учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
  • Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
  • Постановка вопросов
  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Одним из способов планирования связного высказывания может служить
ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отсчета);
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

   

     В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

4. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми:

  •  во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; 
  •  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; 
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. 

5. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

6. В дошкольной педагогике моделирование используют при:

  • ознакомлении детей с природой,
  • в процессе развития речи,
  • усвоения элементарных математических представлений,
  • развитии музыкальности детей.

 Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.  Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

7.  В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных  Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания  существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов  -    заместителей и графических знаков. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы). . Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая  модель, формирующая у детей представления о времени.

 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.

8.  Пересказ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

  • Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

9. Рассказ по сюжетной картине

  • В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
  • Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
  • Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

10. Рассказ – описание пейзажной картины.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

11. ФРАМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

  • Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине исользуется прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

12. Сравнительное описание предметов.

  • Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

13. Творческая сказка по силуэтным изображениям.

  • Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

14. Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – это искусство запоминания, система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехника помогает развивать:

           * ассоциативное мышление

           * зрительную и слуховую память

           * зрительное и слуховое внимание      

           * воображение

 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
  • Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями,
  • Глухов В. П. – блоками-квадратами,
  • Большева Т. В. – коллажем,
  • Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

15.    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

     Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

     Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

 Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

     Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы:

цыпленок – желтого цвета,

мышка серая,

елочка зеленая,

ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

16. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

  • 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

 

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей в частности:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

17. Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.

18. Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.
1 - Какое время года? 2 - Какая погода?
3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.
4 - Настроение героев картины.

19.   Схемы – модели по различным лексическим темам.

20. Мнемотаблиы к песням.

21.22. Мнемотаблицы к стихотворениям.     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

23. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

·         добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; 

·         формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; 

·         применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. 

24. Таким образом, наглядное моделирование :

  • Облегчает детям  овладение связной речью;
  •  Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти  
  • развивает речевую деятельность детей.

Схемы и модели в этом плане служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов;  при пересказах художественного произведения; при отгадывании и составлении загадок;  при заучивании стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий педагога-психолога: Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.

Инструментарий педагога-психолога ДОУ:Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.     Таблица заполняется методом сбора экспертны...

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

        1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...

"Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"

Презентация для родительского собрания на тему: "Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

"Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ОВЗ"

quot;Игры для формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ОВЗ"...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР

Игры и упражнения, повышающие мотивацию к речевому общению дошкольников с ОНР и направленные на развитие их коммуникативной компетентности, формирование навыков речевого этикета, способности общаться ...