«Лаборатория почемучек»
проект (старшая группа)

Трубникова Татьяна Геннадиевна

    Работая в дошкольном учреждение, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt_laboratoriya_pochemuchek.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 5 «Рябинка»

«Лаборатория почемучек»

Педагогический проект

по опытно-экспериментальной деятельности

        

Разработала:

Трубникова Т.Г.,

воспитатель

Мариинск

2023

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

 вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».                                                                                             К.Е.Тимирязев.

Актуальность педагогического проекта

   С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и  особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

     В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

    Работая в дошкольном учреждение, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

   Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

   Следовательно, чем активнее  ребенок трогает, нюхает,  экспериментирует,  исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Срок реализации  проекта: 1 учебный год.

Цель: создание необходимых условий для формирования естественно-научной грамотности воспитанников,  развития познавательной мотивации детей, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира в процессе опытно экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Изучить проблему формирования естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
  • Выявить уровень развития исследовательской активности детей старшегодошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
  • Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.
  • Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.
  • Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
  • Расширять представления об окружающем мире, активизировать имеющиеся знания.
  • Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
  • 4. Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.
  • 6. Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
  • 10. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • 12. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • 14. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные, проектные.

Сроки реализации: учебный год

Участники:

  • Дети старшей разновозрастной группы
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  •  опытно-экспериментальная деятельность
  • детская проектная  деятельность
  • образовательная деятельность с элементами экспериментирования
  • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
  • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
  • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
  • Беседы, подтвержденные показами опытов.
  • Наблюдения.
  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность;
  • Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  •  Открытые занятия;
  •  Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

  • Открытые показы;
  • Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности  и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных образовательной программой  учреждения, реализуемой в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО.

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

7.  Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

8.Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.

9. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и различных видах детской деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

10. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

     Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

     Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Для увеличения  мотивации детей к деятельности используем следующие способы:

- создание игровой ситуации;

- создание проблемной ситуации;

- сюрпризные моменты;

- проблемные вопросы;

- экспериментирование, опыты;

- обращение к опыту детей;

- использование сказочных персонажей;

- использование электронных презентаций, созданных педагогами.

Структура детского экспериментирования включает следующие компоненты:

- постановку проблемы, которую необходимо разрешить;

 - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

 - проверку гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось,  не подтвердилось);

- формулирование выводов.

    Использование проектной технологии в работе с детьми способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности детей, расширению кругозора, развитию индивидуальных творческих способностей, обучению групповой работе. При  описании выводов, характеристик изучаемых объектов  можно использовать мнемо-символы, изготовленные вместе с детьми.

Перспективное планирование реализации проекта по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5 - 7 лет

 М-ц

Раздел

Блок

Содержание

                                                       сентябрь

Живая природа

Растения

«Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»

Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Неживая

природа

Вода

«Цветные капельки»

Цель: Учить наблюдать за "путешествием" капельки.

Материал: Баночка с водой, пипетка, краски.

Физические

явления

«Мыльные пузыри»

Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные

ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.

Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля.

Рукотворный

мир

Стекло.

алгоритм описания свойств материала

«Стекло, его качества и свойства»

Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла;

определять его качества (структура поверхности, толщина,

прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Материал: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода

                                                                       октябь

Живая природа

Человек

Орган

обоняния.

«Умный нос».

Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Материал: Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

Неживая

природа

Воздух

«Поиск воздуха».

Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость

Физические

явления

Звук

«Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

Рукотворный

мир

Бумага

«Мир бумаги»

Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги

                                          ноябрь

Живая природа

Семена

растений

«У кого какие детки».

Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Материалы: Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

Неживая

природа

.

Песок

Глина

«Почему песок хорошо сыплется»?

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито

Физические

явления

Плавучесть

«Тоне - не тонет»

Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала.

Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой.

Рукотворный

мир

Ткань

«Мир ткани»

Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

декабрь

Живая природа

 Мех

«Зачем зайчику другая шубка»?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материалы: Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Неживая

природа

Снег

«Возьмем с собой снеговика».

Цель: Формировать у детейпредставление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Снеговик с носом из сосульки, емкость.

Физические

явления

«Танец горошин».

Цель: Познакомить с понятием "сила движения"; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка.

Рукотворный

мир

Резина.

Резина, ее качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность),

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

январь

Физические

явления

Свет и тень

«Свет и тень»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Неживая

природа

Вода

«Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды:

превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Физические

явления

Солнечные

лучи

«Черное и белое».

Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета.

февраль

Живая природа

Человек

Орган

осязания.

 «Язычок – помощник».

Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Материал: Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

Неживая

природа

Лед

«Освобождение от плена».

Цель: Наблюдение за разными способами размораживания.

Материал: Ледяные фигурки.

Физические

явления

Магнит

«Волшебная рукавичка».

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Рукотворный

мир

Пластмасса

 «Легкая пластмасса»

Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы

                                        март

Живая природа

Растения

«Что любят растения»?

Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Материал: Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Неживая

природа

Свет

Солнечные

лучи

«Радуга»

Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.

Материал: Зеркало, вода, лучи солнца.

Физические

явления

Теплота

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Материал: Вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда

Рукотворный

мир

Металл

«Металл, его качества и свойства».

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Материал: Металлические предметы, магниты, емкости с водой

апрель

Живая природа

Растения

«Хитрые семена».

Цель: Познакомить со способом проращивания семян.

Материал: Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

Неживая

природа

Камни

Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Физические

явления

горячая вода, крышка, лед.

«Откуда берется дождь»?

Цель: Обратить внимание детей на интересные явления,  провести простейший эксперимент, развивать мышление.

Материал: Банка, полиэтиленовый пакет

Рукотворный

мир

.

Ткань

«Наряды куклы Тани»

Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления

                              май

Живая природа

Растения

«Что любят растения»?

Цель: Выявить необходимость света в жизни растений.

Материал: Два комплекта растения, картонная коробка.

Неживая

природа

Песок

Глина

«Где вода»?

Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материал: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Физические

явления

Оптика

«Как поднять единицу»?

Цель: Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.

Рукотворный

мир

Бумага

«Веселая полоска».

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность

Перспективный план работы

работа с родителями

Месяц

Работа  с родителями

сентябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях на групповом родительском собрании.

октябрь

Индивидуальные консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

Ноябрь

Выступление на общем родительском собрании «Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности». Привлечение родителей к участию в совместном детском проекте «Удивительный апельсин»

декабрь

Рекомендации/папка-передвижка «Как провести опыты с водой/песком/воздухом».

январь

Привлечение родителей к участию в детском проекте «Веселый Молочник»

февраль

Консультация в форме выставки научной литературы «Игры с водой».

Март

Оформление информационного стенда «Развитие любознательности детей средствами детского экспериментирования».

Апрель

Участие родителей в детском поисково-исследовательском проекте «Волшебная соль»

Май

Совместное отчетное мероприятие: познавательно-исследовательский досуг «Мир вокруг нас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»

Обобщать знания об осенних изменениях в природе....

Положение о проведении смотра-конкурса Центров науки «Лаборатория почемучек»

В положении определены критерии оценки Центров науки, дан примерный перечень оборудования для каждой возрастной группы....

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...

Лаборатория почемучек исследуем растения

Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...