«Лаборатория почемучек»
проект (старшая группа)
Работая в дошкольном учреждение, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 5 «Рябинка»
«Лаборатория почемучек»
Педагогический проект
по опытно-экспериментальной деятельности
Разработала:
Трубникова Т.Г.,
воспитатель
Мариинск
2023
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способности сами ставить
вопросы и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.
Актуальность педагогического проекта
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации проекта: 1 учебный год.
Цель: создание необходимых условий для формирования естественно-научной грамотности воспитанников, развития познавательной мотивации детей, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира в процессе опытно– экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Изучить проблему формирования естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
- Выявить уровень развития исследовательской активности детей старшегодошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
- Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.
- Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.
- Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
- Расширять представления об окружающем мире, активизировать имеющиеся знания.
- Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
- 4. Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.
- 6. Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
- 10. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- 12. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- 14. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные, проектные.
Сроки реализации: учебный год
Участники:
- Дети старшей разновозрастной группы
- Родители
- Воспитатели
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опытно-экспериментальная деятельность
- детская проектная деятельность
- образовательная деятельность с элементами экспериментирования
- Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
- Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
- Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
- Беседы, подтвержденные показами опытов.
- Наблюдения.
- Чтение художественной литературы
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Открытые занятия;
- Буклеты.
3. Формы работы с педагогами:
- Открытые показы;
- Консультации.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Предполагаемый результат:
1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных образовательной программой учреждения, реализуемой в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО.
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
7. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
8.Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.
9. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и различных видах детской деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
10. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Для увеличения мотивации детей к деятельности используем следующие способы:
- создание игровой ситуации;
- создание проблемной ситуации;
- сюрпризные моменты;
- проблемные вопросы;
- экспериментирование, опыты;
- обращение к опыту детей;
- использование сказочных персонажей;
- использование электронных презентаций, созданных педагогами.
Структура детского экспериментирования включает следующие компоненты:
- постановку проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверку гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось, не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Использование проектной технологии в работе с детьми способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности детей, расширению кругозора, развитию индивидуальных творческих способностей, обучению групповой работе. При описании выводов, характеристик изучаемых объектов можно использовать мнемо-символы, изготовленные вместе с детьми.
Перспективное планирование реализации проекта по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5 - 7 лет
М-ц | Раздел | Блок | Содержание |
сентябрь | Живая природа | Растения | «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?» Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. |
Неживая природа | Вода | «Цветные капельки» Цель: Учить наблюдать за "путешествием" капельки. Материал: Баночка с водой, пипетка, краски. | |
Физические явления | «Мыльные пузыри» Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля. | ||
Рукотворный мир | Стекло. алгоритм описания свойств материала | «Стекло, его качества и свойства» Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Материал: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода | |
октябь | Живая природа | Человек Орган обоняния. | «Умный нос». Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Материал: Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
Неживая природа | Воздух | «Поиск воздуха». Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость | |
Физические явления | Звук | «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета | |
Рукотворный мир | Бумага | «Мир бумаги» Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги | |
ноябрь | Живая природа | Семена растений | «У кого какие детки». Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Материалы: Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. |
Неживая природа . | Песок Глина | «Почему песок хорошо сыплется»? Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито | |
Физические явления | Плавучесть | «Тоне - не тонет» Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала. Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой. | |
Рукотворный мир | Ткань | «Мир ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | |
декабрь | Живая природа | Мех | «Зачем зайчику другая шубка»? Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Материалы: Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
Неживая природа | Снег | «Возьмем с собой снеговика». Цель: Формировать у детейпредставление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Материал: Снеговик с носом из сосульки, емкость. | |
Физические явления | «Танец горошин». Цель: Познакомить с понятием "сила движения"; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка. | ||
Рукотворный мир | Резина. | Резина, ее качества и свойства». Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. | |
январь | Физические явления | Свет и тень | «Свет и тень» Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
Неживая природа | Вода | «Изготовление цветных льдинок». Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | |
Физические явления Солнечные лучи | «Черное и белое». Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета. | ||
февраль | Живая природа | Человек Орган осязания. | «Язычок – помощник». Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Материал: Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
Неживая природа | Лед | «Освобождение от плена». Цель: Наблюдение за разными способами размораживания. Материал: Ледяные фигурки. | |
Физические явления | Магнит | «Волшебная рукавичка». Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. | |
Рукотворный мир | Пластмасса | «Легкая пластмасса» Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы | |
март | Живая природа | Растения | «Что любят растения»? Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Материал: Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
Неживая природа | Свет Солнечные лучи | «Радуга» Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать. Материал: Зеркало, вода, лучи солнца. | |
Физические явления | Теплота | «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: Вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда | |
Рукотворный мир | Металл | «Металл, его качества и свойства». Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Материал: Металлические предметы, магниты, емкости с водой | |
апрель | Живая природа | Растения | «Хитрые семена». Цель: Познакомить со способом проращивания семян. Материал: Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. |
Неживая природа | Камни | Каждому камешку свой домик» Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | |
Физические явления горячая вода, крышка, лед. | «Откуда берется дождь»? Цель: Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. Материал: Банка, полиэтиленовый пакет | ||
Рукотворный мир . | Ткань | «Наряды куклы Тани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления | |
май | Живая природа | Растения | «Что любят растения»? Цель: Выявить необходимость света в жизни растений. Материал: Два комплекта растения, картонная коробка. |
Неживая природа | Песок Глина | «Где вода»? Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. | |
Физические явления | Оптика | «Как поднять единицу»? Цель: Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики. | |
Рукотворный мир | Бумага | «Веселая полоска». Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность |
Перспективный план работы
работа с родителями
Месяц | Работа с родителями |
сентябрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях на групповом родительском собрании. |
октябрь | Индивидуальные консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». |
Ноябрь | Выступление на общем родительском собрании «Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности». Привлечение родителей к участию в совместном детском проекте «Удивительный апельсин» |
декабрь | Рекомендации/папка-передвижка «Как провести опыты с водой/песком/воздухом». |
январь | Привлечение родителей к участию в детском проекте «Веселый Молочник» |
февраль | Консультация в форме выставки научной литературы «Игры с водой». |
Март | Оформление информационного стенда «Развитие любознательности детей средствами детского экспериментирования». |
Апрель | Участие родителей в детском поисково-исследовательском проекте «Волшебная соль» |
Май | Совместное отчетное мероприятие: познавательно-исследовательский досуг «Мир вокруг нас» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра-конкурса Центров науки «Лаборатория почемучек»
В положении определены критерии оценки Центров науки, дан примерный перечень оборудования для каждой возрастной группы....

Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»
Исследовательско-экспериментальная деятельность в детской лаборатории «Почемучка»...

Лаборатория почемучек исследуем растения
Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "
Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям....

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

