План самообразования "Готовимся в школу вместе"
материал (подготовительная группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

( Венгер Л.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2024-2025.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

 

ПЛАН  САМООБРАЗОВАНИЯ

2024-2025 уч.год

Воспитатель: Тасакова Т. Л.

Тема:  «Готовимся в школу вместе»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

( Венгер Л.А.)

Введение

       Актуальность:

     Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенно влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог быстро адаптироваться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника вступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться.

Цель: организация совместной работы ДОУ и родителей по подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме, подобрать диагностические методики, установить связь со школой.

2. Определить факторы умственной, эмоционально-волевой, мотивационной готовности к обучению в школе.

3.Выявить роль родителей к формированию у детей желания учиться в школе.

4. Составить систему консультаций и рекомендаций в помощь родителям будущих первоклассников.

Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с педагогами детского сада, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

 стремление к общению со сверстниками;

 желание учиться; хорошее здоровье;

 эмоциональный настрой;

 грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

 стремление к сотрудничеству со взрослыми;

 развитая произвольность поведения;

 любознательность и стремление к открытиям;

 хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

План самообразования.

Этапы

Сроки реализации

Формы работы

Формы отчетности

1 этап Организационно -диагностический

Теоретическое изучение проблемы

Август-сентябрь

Разработка плана  работы по самообразованию на тему: «Готовимся в школу вместе»

Выбор темы самообразования. Постановка целей и задач. Подбор методической литературы.

Составление плана самообразования.

План работы по самообразованию.

Библиографический список литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы 

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Анализ методической литературы.

- Оформление сюжетно- ролевой игры «Школа». Оснащение уголка юного школьника.

- Подбор материала по работе с родителями.

Сюжетно - ролевая игра «Школа», уголок юного школьника.

Закупка рабочих тетрадей по подготовке детей к школе.

План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

Октябрь - ноябрь

Декабрь - январь

Февраль

Март – апрель

Май

-Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».

Родительское собрание

Круглый стол «Ребенок на пороге к школе» (совместно с психологом)

 

Знакомство родителей с целями и задачами воспитания и обучения детей на учебный год.

Рекомендации для родителей: «Как научить ребёнка читать бегло и с удовольствием»-эффективные приемы

- Консультация  для родителей по теме самообразования

-Обогащение предметно-развивающей среды

Подготовка материала для папки-передвижки

«Как подготовить руку ребёнка к письму»

 

Консультация «Речевая готовность к школе как залог успешного обучения».

Выявление необходимости и проведение индивидуальных консультаций по развитию логического мышления дошкольников

- Изготовление альбома «Мои родители в школе»

- Организация и проведение родительского собрания

- Праздник «Выпуск в школу»

- Творческий отчет по теме самообразования

-Презентация «Скоро в школу»

-«Родительское собрание на тему: «Начало учебного года – новый этап в жизни воспитанников».

Памятки для родителей «Роль семьи в подготовке детей к школе»»

-Пополнение атрибутов к игре «Школа»

- Папка-передвижка

- Видеоролик «Наши рассказы о детском саде»

Памятка «Развитие математических способностей дошкольников»

«Виды логических задач»

- Альбом

- Родительское собрание «До свидания детский сад. Здравствуй школа!»

Фотовыставка «Скоро в школу!»

Работа с детьми

Сентябрь

Октябрь-ноябрь

Декабрь

Январь-

Февраль

Март

Апрель

Май

-Организация взаимодействия с учителем первого класса по организации экскурсии в школу.

Подборка литературы для чтения воспитанникам по теме самообразования

Обсуждение прочитанного.

- «Школьные правила»

Дать представление о том, что такое класс, познакомить с учителем, с правилами поведения в школе, вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение к нему.

 - Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником, вызвать желание узнавать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова, определять его место в слове.

-Подбор и систематизация игр на логику, внимания, память, воображение, сравнение, анализ и синтез, классификацию, поиск закономерностей.

- Подбор необходимого оборудования (костюмы, маски, декорация, пригласительные билеты) для театрализации «Сказки о глупом мышонке»

- Подбор МП3 для прослушивания, заучивания, обсуждения

-Подготовка к открытому мероприятию

- Подборка пословиц и поговорок об учении.

-Пополнение атрибутов к игре

- Подготовка к конкурсу «Приз от Буратино» 

Расширять представления детей о школе. Упражнять в чтении отдельных слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать чувство взаимопомощи.

- Подборка картотеки мультфильмов на тематику школы.

- Рисование на тему:

«Я и моя школа»

Выявить уровень знаний детей о школьной жизни, дать возможность выразить это в рисунках.

 «Что я знаю о школе?»

- Рассматривание картин, иллюстраций, школьных фотографий родителей.

Экскурсия

«Интервью с первоклассником».

Сформировано представление о Дне знаний, кто такой первоклассник, чем он занимается в школе, каковы его права и обязанности. интерес к обучению в школе.

- Чтение рассказов, стихотворений, загадок на школьную тематику

А. Барто «В первый класс»,

 М. Садовского «Первое сентября».

 Л. Ф. Воронкова «Подружки идут в школу»

Знакомство с азбукой.

Познавательный интерес к первичным математическим представлениям.

Театрализация сказки, выступление перед детьми младшей и средней групп.

-«Веселые нотки»

МП3 о школе В. Шаинского

 «Учат в школе», «Первоклашка», «Дважды два четыре»

- НОД «Путешествие с солнечным зайчиком»

 

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

Игры «Школа», «На уроке», Приключения портфеля»

Игры соревнования на школьную тематику.

Просмотр мультфильма

«В стране невыученных уроков», «Вовка в тридевятом царстве»

Выставка рисунков «Я и моя школа»

Фотоальбом «Мои родители в школе»

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

- Систематизирован методический материал по теме самообразования.

- Самоанализ работы, проведенных мероприятий  по теме самообразования.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

-Предоставление информации для воспитателей и родителей;

-Формирование рекомендаций для воспитателей об особенностях работы по подготовке старших дошкольников к школьному обучению;

Оснащение РППС.

Тематический план мероприятий.

Оформление отчета, с представлением результатов деятельности.

Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.

6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.

8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003.

9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.

10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010.

11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.

13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.

14. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005.

16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.

17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ

Консультация для родителей...

Презентация для родителей "Готовимся к школе вместе"

Консультация для родителей на родительском собрании....

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

План по самообразованию воспитателя на 2021/2022 учебный год. Тема: «Готовимся в школу вместе»

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных п...