План самообразования "Готовимся в школу вместе"
материал (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
2024-2025 уч.год
Воспитатель: Тасакова Т. Л.
Тема: «Готовимся в школу вместе»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Введение
Актуальность:
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя:
• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенно влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог быстро адаптироваться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника вступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться.
Цель: организация совместной работы ДОУ и родителей по подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме, подобрать диагностические методики, установить связь со школой.
2. Определить факторы умственной, эмоционально-волевой, мотивационной готовности к обучению в школе.
3.Выявить роль родителей к формированию у детей желания учиться в школе.
4. Составить систему консультаций и рекомендаций в помощь родителям будущих первоклассников.
Предполагаемый результат:
Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.
Если работа будет проводится систематически, в тандеме с педагогами детского сада, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:
стремление к общению со сверстниками;
желание учиться; хорошее здоровье;
эмоциональный настрой;
грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
стремление к сотрудничеству со взрослыми;
развитая произвольность поведения;
любознательность и стремление к открытиям;
хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
План самообразования.
Этапы | Сроки реализации | Формы работы | Формы отчетности |
1 этап Организационно -диагностический Теоретическое изучение проблемы | Август-сентябрь | Разработка плана работы по самообразованию на тему: «Готовимся в школу вместе» Выбор темы самообразования. Постановка целей и задач. Подбор методической литературы. Составление плана самообразования. | План работы по самообразованию. Библиографический список литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы |
Методическая работа | Сентябрь – октябрь | - Анализ методической литературы. - Оформление сюжетно- ролевой игры «Школа». Оснащение уголка юного школьника. - Подбор материала по работе с родителями. | Сюжетно - ролевая игра «Школа», уголок юного школьника. Закупка рабочих тетрадей по подготовке детей к школе. План работы с родителями. |
Взаимодействие с родителями | Октябрь - ноябрь Декабрь - январь Февраль Март – апрель Май | -Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?». Родительское собрание Круглый стол «Ребенок на пороге к школе» (совместно с психологом)
Знакомство родителей с целями и задачами воспитания и обучения детей на учебный год. Рекомендации для родителей: «Как научить ребёнка читать бегло и с удовольствием»-эффективные приемы - Консультация для родителей по теме самообразования -Обогащение предметно-развивающей среды Подготовка материала для папки-передвижки «Как подготовить руку ребёнка к письму»
Консультация «Речевая готовность к школе как залог успешного обучения». Выявление необходимости и проведение индивидуальных консультаций по развитию логического мышления дошкольников - Изготовление альбома «Мои родители в школе» - Организация и проведение родительского собрания - Праздник «Выпуск в школу» - Творческий отчет по теме самообразования | -Презентация «Скоро в школу» -«Родительское собрание на тему: «Начало учебного года – новый этап в жизни воспитанников». Памятки для родителей «Роль семьи в подготовке детей к школе»» -Пополнение атрибутов к игре «Школа» - Папка-передвижка - Видеоролик «Наши рассказы о детском саде» Памятка «Развитие математических способностей дошкольников» «Виды логических задач» - Альбом - Родительское собрание «До свидания детский сад. Здравствуй школа!» Фотовыставка «Скоро в школу!» |
Работа с детьми | Сентябрь Октябрь-ноябрь Декабрь Январь- Февраль Март Апрель Май | -Организация взаимодействия с учителем первого класса по организации экскурсии в школу. Подборка литературы для чтения воспитанникам по теме самообразования Обсуждение прочитанного. - «Школьные правила» Дать представление о том, что такое класс, познакомить с учителем, с правилами поведения в школе, вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение к нему. - Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником, вызвать желание узнавать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова, определять его место в слове. -Подбор и систематизация игр на логику, внимания, память, воображение, сравнение, анализ и синтез, классификацию, поиск закономерностей. - Подбор необходимого оборудования (костюмы, маски, декорация, пригласительные билеты) для театрализации «Сказки о глупом мышонке» - Подбор МП3 для прослушивания, заучивания, обсуждения -Подготовка к открытому мероприятию - Подборка пословиц и поговорок об учении. -Пополнение атрибутов к игре - Подготовка к конкурсу «Приз от Буратино» Расширять представления детей о школе. Упражнять в чтении отдельных слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать чувство взаимопомощи. - Подборка картотеки мультфильмов на тематику школы. - Рисование на тему: «Я и моя школа» Выявить уровень знаний детей о школьной жизни, дать возможность выразить это в рисунках. «Что я знаю о школе?» - Рассматривание картин, иллюстраций, школьных фотографий родителей. | Экскурсия «Интервью с первоклассником». Сформировано представление о Дне знаний, кто такой первоклассник, чем он занимается в школе, каковы его права и обязанности. интерес к обучению в школе. - Чтение рассказов, стихотворений, загадок на школьную тематику А. Барто «В первый класс», М. Садовского «Первое сентября». Л. Ф. Воронкова «Подружки идут в школу» Знакомство с азбукой. Познавательный интерес к первичным математическим представлениям. Театрализация сказки, выступление перед детьми младшей и средней групп. -«Веселые нотки» МП3 о школе В. Шаинского «Учат в школе», «Первоклашка», «Дважды два четыре» - НОД «Путешествие с солнечным зайчиком»
- Знакомство с пословицами и поговорками об учении. Игры «Школа», «На уроке», Приключения портфеля» Игры соревнования на школьную тематику. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридевятом царстве» Выставка рисунков «Я и моя школа» Фотоальбом «Мои родители в школе» |
Самореализация | Октябрь – май Апрель - май | - Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования. - Систематизирован методический материал по теме самообразования. - Самоанализ работы, проведенных мероприятий по теме самообразования. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. -Предоставление информации для воспитателей и родителей; -Формирование рекомендаций для воспитателей об особенностях работы по подготовке старших дошкольников к школьному обучению; | Оснащение РППС. Тематический план мероприятий. Оформление отчета, с представлением результатов деятельности. Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.
6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.
10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010.
11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.
12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.
13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.
14. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.
15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005.
16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.
17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Готовимся к школе вместе"
Консультация для родителей на родительском собрании....

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»
Цель программы сотрудничества – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый блок...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.
Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

План по самообразованию воспитателя на 2021/2022 учебный год. Тема: «Готовимся в школу вместе»
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных п...




