Современные технологии художественно- эстетического развития дошкольников.
консультация (средняя группа)
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии художественно- эстетического развития дошкольников.
В раннем детстве формируются основные ценностные ориентиры личности, ее самоидентификация, а также отношение к окружающему миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому главная цель дошкольного образования — сохранение уникальности этого периода как ключевого этапа вхождения ребенка в мир и освоения различных форм деятельности. Образование должно способствовать развитию детской активности, передаче общественных норм и ценностей, помогая позитивной социализации в многонациональном обществе.
Современные реалии, такие как усиление влияния СМИ и рост объема информационных ресурсов, создают новые возможности для развития детей, но одновременно несут и определенные риски.
Адаптация детей к современным условиям требует обновления содержания дошкольного образования, новых форм взаимодействия взрослых и детей, формирования у ребенка доверия к миру и обеспечения комфортной и безопасной среды.
Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста – это система педагогических приемов, методик и средств, направленных на развитие у ребенка художественного вкуса, способности к творчеству и эмоционально-чувственного восприятия мира.
В отличие от методов (которые представляют собой отдельные приемы работы), технологии – это целостные образовательные модели, включающие этапы, принципы и способы организации творческой деятельности. Они могут быть основаны на традиционных или инновационных подходах и включать разные формы взаимодействия с детьми (индивидуальные, групповые, проектные).
Современные технологии и методы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ направлены на использование инновационных подходов, которые делают процесс обучения более интересным, эффективным и соответствующим требованиям времени. Эти технологии и методы учитывают индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности.
Преимущества современных технологий и методов:
- Повышение мотивации детей к творческой деятельности.
- Развитие креативного мышления и воображения.
- Формирование у детей интереса к искусству и культуре.
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
- Создание условий для эмоционального и социального развития.
1. Инновационные и интерактивные технологии
Современные технологии становятся важным инструментом в художественно-эстетическом воспитании. Их использование помогает активизировать познавательную деятельность детей, сделать процесс обучения более ярким и интересным.
Интерактивные доски и мультимедийные средства: Использование мультимедийных технологий (интерактивных досок, планшетов, компьютеров) позволяет детям знакомиться с произведениями искусства, слушать музыку, участвовать в виртуальных экскурсиях по музеям и выставкам, разгадывать визуальные загадки, рисовать на экранах с использованием графических программ. Это помогает развивать их визуальное восприятие, креативность и художественные навыки.
2. Проектная деятельность. Проектная методика активно используется в дошкольном воспитании для развития творческих способностей детей. Проектная деятельность объединяет детей вокруг общей цели, стимулирует их к совместной работе и познанию. В художественно-эстетическом развитии проект может быть связан с созданием художественных произведений, исследованием искусства, культурных традиций и народных ремесел.
Примеры проектов:
«Мир сказок» – дети рисуют картины по мотивам сказок, создают спектакли, делают костюмы и декорации.
«Театр своими руками» – создание спектакля, где дети занимаются изготовлением кукол, костюмов, декораций, а затем разыгрывают представление.
«Народные промыслы» – знакомство с традиционным искусством, создание поделок в разных техниках, таких как роспись, лепка, ткачество.
3. Технология «Эстетическое восприятие через музыку и движение». Театр, музыка и танец играют важную роль в художественно-эстетическом развитии. В последние годы активно используется методика синтеза разных видов искусства.
Музыкально-ритмическая деятельность включает не только слушание музыки, но и активное участие детей в музыкальных играх, движениях под музыку, пении, игре на музыкальных инструментах.
Хореографическая деятельность помогает детям развивать чувство ритма, пространственное воображение и координацию движений, а также способствует развитию творческой инициативы.
Театральные постановки и драматизация помогают развивать коммуникативные способности, учат детей выражать эмоции и чувства через игру.
4. Методика ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ активно применяется для развития креативности и нестандартного мышления. В рамках художественно-эстетической деятельности метод ТРИЗ помогает детям решать творческие задачи, придумывать новые образы, экспериментировать с различными материалами и техниками. Например, можно предложить детям создать картину, используя необычные материалы (песок, ткань, крупы), или предложить создать необычного персонажа, сочиняя его характеристики и внешность.
5. Арт-терапия. Арт-терапия является методом работы, в котором творчество используется для эмоционального и психологического развития ребенка. В дошкольном возрасте арт-терапия помогает справляться с эмоциональными проблемами, развивать самовыражение, учит ребенка работать с материалами и выражать свои чувства через творчество.
Методы арт-терапии включают рисование, лепку, работу с природными материалами, песочную терапию, создание коллажей. Эти методы способствуют развитию у ребенка уверенности в себе, снятию стресса и укреплению эмоционального здоровья.
6. Методика свободного и нетрадиционного рисования. Методы свободного рисования и нетрадиционных техник позволяют детям развивать фантазию и творческий подход. Важно, чтобы дети не были ограничены стандартами и могли выражать свои чувства и мысли в любых формах.
Свободное рисование помогает детям передавать свои ощущения и переживания, создавая нестандартные композиции, экспериментируя с цветом и формой.
Нетрадиционные техники (рисование на стекле, использование текстурных материалов, рисование пальцами или при помощи различных предметов, например, губки или зубной щетки) помогают детям найти новые способы создания искусства и выражения себя.
7. Интеграция искусств (синтез искусств). Интеграция различных видов искусств позволяет развивать у детей комплексное восприятие красоты и гармонии. Например, дети могут слушать музыку и рисовать картину, вдохновленную звуками, или создавать театральные спектакли, комбинируя музыку, танец и живопись. Такой подход способствует развитию воображения, творческих способностей и целостного восприятия искусства.
8.Технологии сотрудничества: Организация совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов (например, семейные мастер-классы, выставки совместных работ). Коллективные творческие проекты, которые учат детей работать в команде и ценить вклад каждого участника.
9. Использование цифровых инструментов: Применение графических редакторов для создания цифровых рисунков. Использование аудио- и видеозаписей для знакомства с музыкальными произведениями и театральными постановками.
10. Экологические технологии: Использование природных материалов для творчества (листья, шишки, камни, песок). Проведение занятий на свежем воздухе, где дети могут черпать вдохновение из окружающей природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные изобразительные технологии художественно-эстетическом развитии дошкольника из опыта работы.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе (созданных самостоятельно)...

"ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В данном материале речь пойдёт об использовании технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Литературная карусель» (средний возраст) в рамках проведения методического объединения по теме: «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Занятие в средней группе ДОУ....

Презентация "Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
Данная презентация- результат труда и используемого педагогом опыта в художественно-эстетическом развитии детей ДОУ. В презентации собраны все возможные для использования в ДОУ современные технологии ...

Статья "Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
статья содержит информацию из опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста...
Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Статья о современных технологиях в художественно-эстетическом развитии дошкольников...

Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития п...
