Творческий проект по познавательному развитию "Развитие мелкой моторики рук у детей, как один из показателей готовности дошкольника старшего возраста к обучению в школе"
проект (старшая группа)
Творческий проект по познавательному развитию "Развитие мелкой моторики рук у детей, как один из показателей готовности дошкольника старшего возраста к обучению в школе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 617.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 77»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская 15,
тел. 8(496) 540-24-15, факс 8(496) 540-24-15
Творческий проект по познавательному развитию
«Развитие мелкой моторики рук у детей, как один из показателей готовности дошкольника старшего возраста к обучению в школе»
(старшая группа)
Подготовили:
Воспитатели высшей квалификационной категории
Акашева С. А.
Панкратова Е.Ю.
Сергиев Посад
2022 год
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта: Выбор темы проекта не случаен, на это повлияло несколько причин.
Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.
Во-вторых, в нашей группе 17 детей из 26 имели проблемы в речевом развитии. Давно доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей дошкольного возраста.
Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Создание условий для развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
- Разработать комплекс мероприятий направленный на развитие мелкой моторики рук.
- Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики рук детей.
- Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи, ловкости детей старшей группы.
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (Ноябрь-февраль)
Ожидаемые результаты:
- Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук.
- У детей наблюдается положительная динамика в развитии речи.
- Появление интереса у детей к пальчиковым играм.
- У детей стало более развито внимание, память, мышление, воображение.
- Тесное сотрудничество воспитателей и родителей дало активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики рук у детей.
1 этап
Организационно-подготовительный этап.
- Определение проблемы и актуальности проекта.
- Постановка цели и задач.
- Определение форм и методов работы.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов.
2 этап
Основной.
- Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой
моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
- Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики.
- Разработка консультативного материала для родителей.
3 этап
Заключительный.
- Анализ полученных результатов.
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий.
- Презентация проекта.
Описание проекта:
Особенность развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш
рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься,
совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения.
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
- Пальчиковые игры и упражнения
- Массаж кистей рук и пальцев
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками
- Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
- Лепка, аппликация, рисование
- Раскрашивание
- Вырезание ножницами.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Конструирование из конструктора
- Конструирование из бумаги
- Конструирование из природного материала
- Графические упражнения, штриховки
- Собирание конструкторов и мозаик.
Существуют средства развития мелкой моторики рук:
- Пластилин
- Крупа, бусы, пуговицы
- Песок, вода
- Бумага
- Карандаши, счётные палочки
- Прищепки, шнурки
- Природный материал
- Верёвки, ткани, нитки.
Ноябрь | ||
Вид деятельности | Программные задачи | |
Аппликации из бумаги в технике оригами «Собака и домик» | Цель: Учить детей создавать поделку в технике оригами, активно используя схему этапов конструирования. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать умение складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развитие образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. | |
Ручной труд из природного материала «Птицы» | Цель:Формировать умение изготавливать птицу из природного материала, продолжать развивать творческие способности. Совершенствовать знания детей о птицах родного края. | |
Игра «Помоги Золушке» | Цель:Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания и старания. Ход игры: Для проведения игры нам понадобится пластиковый контейнер с крышкой, пластмассовые тарелки, семена фасоли разного цвета, гороха, нута, макароны любой формы. Все крупы и семена смешиваем. Предлагаем ребенку помочь Золушке рассортировать смесь, разложив по тарелочкам. | |
Упражнение «Дорисуй фигуру» | Цель: Развитие внимание и умение по частям домысливать целое изображение. Ход игры: Педагог раздает детям картинки с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное изображение недорисованного предмета (должно быть несколько вариантов к одному изображению). | |
Самомассаж рук с использованием грецкого ореха. | Цель: Перекатывание орехов воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Ход: С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. | |
Игра с прищепками «Продолжи ряд» | Цель: Развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук, пространственных ориентаций. Развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти. Ход игры: По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая- синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках. Ребёнок продолжает данную последовательность. | |
Дидактическая игра «Собери картинку из пазлов» | Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие; формирование познавательных действий. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, выделять характерные признаки предмета, учимся соединять части предметов одно целое. | |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Цель: Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму. «Капуста» Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга.) Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.) Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.) Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Перетерли, (Трут ладони друг об друга.) Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой.) И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу.) Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками.) | |
Декабрь | ||
НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация методом обрывания «Дерево в снегу» | Цель: Освоить нетрадиционные техники работы с бумагой; развивать воображение детей, создавать выразительный образ зимнего дерева. Закрепление нетрадиционной техники: обрывной, мозаичной аппликации. Развитие чувства формы, ориентировки на листе бумаги и создание самостоятельно цельной композиции. | |
Игры с цветными резиночками | Цель: Развитие мелкой моторики рук, внимания, зрительного восприятия, память. Ход игры: Игроки должны надеть резинки на руки по схеме, соблюдая расположение резинок и цвет. | |
Игра «Собери рисунок из фасоли» | Цель: Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности детей. Ход игры: На бумаге голубого фона, делаем контур гриба, ёлочки, ракеты кораблик. Дети по контуру рисунка выкладывают фасоль и приклеивают её. | |
Игра с прищепками «Что изменилось?» | Цель: Развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных. Ход игры: Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Ребёнок восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего. | |
Массажное упражнение с использованием грецких орехов«Побежал орешек по дорожке». | Цель: Перекатывание орехов воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Ход: Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой. | |
Упражнение с счётными палочками «Выложи по образцу» | Цель: Развитие у детей мелкой моторики пальцев, закрепить знания цветов, счёт. Развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, развивать творческое воображение, фантазию. | |
Пальчиковая гимнастика «На ёлке» | Цель: Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму. «На ёлке» Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши) И плясали, и резвились. (ритмичные удары кулачками) После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс. (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг) В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши) Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого) | |
Рисование по шаблонам | Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИЗО деятельности. Формирование навыков работы с трафаретом. | |
Январь | ||
Аппликация из пуговиц «Чудо-пуговка» | Цель: Совершенствовать у детей навыки работы с пуговицами, закрепить знания о пуговицах (цвет, форма, величина, материал, из которого они изготовлены) и умение использовать их в художественно – творческой деятельности. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц. | |
Пальчиковая гимнастика «Снежок» | Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движений. Снежок Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками Круглый, крепкий, Чертим руками круг Очень гладкий, Одной рукой гладим другую И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком. | |
Игра со шнуровками | Цель: Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, пространственного ориентирования, способствует пониманию понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Формирование навыков шнуровки, способствует развитие речи, развитие творческих способностей. | |
Блоки Дьенеша Дидактическая игра «Хоровод» | Цель: Классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру. Ход игры: Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт. | |
Дидактическая игра «Закончи цепочку» | Цель: Развитие умений различать геометрические фигуры, определять их цвет. Развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, внимания. Ход игры: В ходе выполнения этого задания, ребёнку необходимо проанализировать образец, правильно воспроизвести, удержать последовательность выполнения. | |
НОД по художественно-эстетическому развитию. Оригами«Лисичка» | Цель: Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества — оригами. Продолжаем развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами. | |
Февраль | ||
НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Открытка ко дню защитника Отечества» | Цель: Изготовление открытки своими руками в технике аппликация. Учить составлять композицию открытки согласно образцу, используя знакомые приёмы вырезывания из бумаги (сложенной вдвое, в четверо, по контуру) предметы симметричные или одинаковой формы и размера; Закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. | |
Конструирование из строительного материала «Самолёт» | Цель: Учить детей строить самолёт, используя в качестве образцов рисунки-чертежи; учить детей анализировать рисунки, определять тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный); выделять его основные части; выбирать чертёж, вносить изменения, дополнения т.е преобразовывая. | |
Дидактическая игра «Собери бусы» | Цель: Закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики рук. Формирование математических представлений, развитие фонематического слуха, обогащение активного словаря. «Отгадай число» Цель: Способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах пяти. Ход игры: Спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. когда ребенок отгадывает, одевает «бусинку» с соответствующей цифрой на шнурок. | |
Пальчиковая гимнастика «Хлеб» | Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! | |
Игра по развитию мелкой моторики руки «Мозаика» | Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне | |
Лабиринты в картинках | Цель: Настольно-печатная игра развивает пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы. Как и дидактическая игра «Найди пару», развивает мелкую моторику, внимание, память. Задания такого рода интересны и не очень сложны. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов. С помощью игр лабиринтов дошкольники смогут научиться логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты, они учат детей анализировать, развивает внимание. | |
Рисование по трафаретам | Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИЗО деятельности. Формирование навыков работы с трафаретом. | |
Работа с родителями
1.Оформить передвижную папку для родительского уголка «Развитие различных видов восприятия».
2.Провести консультацию для родителей на тему «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей».
3. Подготовить памятку «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода».
4. Презентация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Вывод
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников
развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется
словарный запас. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературы
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
- Диченскова А.М. «Страна пальчиковых игра: идеи для развития мелкой моторики». Ростов н/Д:Феникс, 2016г
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
- Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г.
- Ткаченко Т.А. «С пальчиками играем, речь развиваем. Екатеринбург:ООО Издательский до «Литур»,2016г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
В психолого-педагогической литературе (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.
Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....
"Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе"
Период обучения в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Это ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и ...

Выступление на родительском собрании "Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе".
Материал для родительского собрания о готовности к школе....

Статья «Бизиборд , как средство развитие познавательных способностей, мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Эта статья поможет педагогам изготовить и организовать деятельность детей с Бизибордом...

Проект «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности дошкольника к обучению школе»
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.Развитие тонкой моторики является важным показ...




