Творческий проект по познавательному развитию "Развитие мелкой моторики рук у детей, как один из показателей готовности дошкольника старшего возраста к обучению в школе"
проект (старшая группа)

Акашева Светлана Александровна

Творческий проект по познавательному развитию "Развитие мелкой моторики рук у детей, как один из показателей готовности дошкольника старшего возраста к обучению в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022.docx617.54 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская 15,

тел. 8(496) 540-24-15, факс 8(496) 540-24-15

Творческий проект по познавательному развитию

«Развитие мелкой моторики рук у детей, как один из показателей готовности дошкольника старшего возраста к обучению в школе»

(старшая группа)

Подготовили:

Воспитатели высшей квалификационной категории

    Акашева С. А.

Панкратова Е.Ю.

Сергиев Посад

2022 год

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта: Выбор темы проекта не случаен, на это повлияло  несколько причин.

Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

Во-вторых, в нашей группе 17 детей из 26 имели проблемы в речевом развитии. Давно доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей дошкольного возраста.

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Создание условий для развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

  • Разработать комплекс мероприятий направленный на развитие мелкой моторики рук.
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики рук детей.
  • Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи, ловкости детей старшей группы.
  • Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный (Ноябрь-февраль)

Ожидаемые результаты:

  • Кисти рук детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезает  скованность движений рук.
  • У детей наблюдается положительная динамика в развитии речи.
  • Появление интереса у детей к пальчиковым играм.
  • У детей стало более развито внимание, память, мышление, воображение.
  • Тесное сотрудничество воспитателей и родителей дало активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики рук у детей.

1 этап

Организационно-подготовительный этап.

  • Определение проблемы и актуальности проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Определение форм и методов работы.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Сбор информации, литературы, дополнительных материалов.

2 этап

Основной.

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой

моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.

  • индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики.
  • Разработка консультативного материала для родителей.

3 этап

Заключительный.

  • Анализ полученных результатов.
  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий.
  • Презентация проекта.

Описание проекта:
Особенность развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш
рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься,
совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения.
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:

Игровая деятельность

  • Пальчиковые игры и упражнения
  • Массаж кистей рук и пальцев
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками
  • Игры с верёвочкой, шнуровку.

Продуктивная деятельность

  • Лепка, аппликация, рисование
  • Раскрашивание
  • Вырезание ножницами.

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Конструирование из конструктора
  • Конструирование из бумаги
  • Конструирование из природного материала
  • Графические упражнения, штриховки
  • Собирание конструкторов и мозаик.

Существуют средства развития мелкой моторики рук:

  • Пластилин
  • Крупа, бусы, пуговицы
  • Песок, вода
  • Бумага
  • Карандаши, счётные палочки
  • Прищепки, шнурки
  • Природный материал
  • Верёвки, ткани, нитки.

Ноябрь

Вид деятельности

Программные задачи

Аппликации из бумаги в технике оригами «Собака и домик»

Цель: Учить  детей создавать поделку в технике оригами, активно используя схему этапов конструирования.

Закрепить названия  геометрических фигур. Развивать умение складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания. Развитие образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера.
Воспитание аккуратности  и эстетического вкуса.

Ручной труд из природного материала «Птицы»

Цель:Формировать умение изготавливать птицу из природного материала, продолжать развивать творческие способности. Совершенствовать знания детей о птицах родного края.

Игра «Помоги Золушке»

Цель:Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания и старания.

Ход игры:

Для проведения игры нам понадобится пластиковый контейнер с крышкой, пластмассовые тарелки, семена фасоли разного цвета, гороха, нута, макароны любой формы. Все крупы и семена смешиваем.  Предлагаем ребенку помочь Золушке рассортировать смесь, разложив по тарелочкам.

Упражнение «Дорисуй фигуру»

Цель: Развитие внимание и умение по частям домысливать целое изображение.

Ход игры:

Педагог раздает детям картинки с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное изображение недорисованного предмета (должно быть несколько вариантов к одному изображению).

Самомассаж рук с использованием грецкого ореха.

Цель: Перекатывание орехов воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей.

 Ход:

С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.

Игра с прищепками «Продолжи ряд»

Цель: Развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук, пространственных ориентаций.

Развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти.

Ход игры:

 По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая- синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках. Ребёнок продолжает данную последовательность.

Дидактическая игра «Собери картинку из пазлов»

Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие; формирование познавательных действий. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, выделять характерные признаки предмета, учимся соединять части предметов одно целое.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Цель: Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму.

«Капуста»

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга.)

Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Перетерли, (Трут ладони друг об друга.)

Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой.)

И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками.)

                                                                Декабрь

НОД по художественно-эстетическому развитию.

Аппликация методом обрывания  «Дерево в снегу»

Цель: Освоить нетрадиционные техники работы с бумагой; развивать воображение детей, создавать выразительный образ зимнего дерева. Закрепление нетрадиционной техники: обрывной, мозаичной аппликации. Развитие чувства формы, ориентировки на листе бумаги и создание самостоятельно цельной композиции.

Игры с цветными резиночками

Цель: Развитие  мелкой моторики рук, внимания, зрительного восприятия, память.

Ход игры:

Игроки должны надеть резинки на руки по схеме, соблюдая расположение резинок и цвет.

Игра «Собери рисунок из фасоли»

Цель: Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности  детей.

Ход игры:

На бумаге голубого фона, делаем контур гриба, ёлочки, ракеты кораблик. Дети по контуру рисунка выкладывают фасоль и приклеивают её.

Игра с прищепками «Что изменилось?»

Цель: Развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.

Ход игры:

Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Ребёнок восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.

Массажное упражнение с использованием грецких орехов«Побежал орешек по дорожке».

Цель: Перекатывание орехов воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей.

Ход:

Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой.

Упражнение с счётными палочками

«Выложи по образцу»

Цель: Развитие у детей мелкой моторики пальцев, закрепить знания цветов, счёт. Развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, развивать творческое воображение, фантазию.

Пальчиковая гимнастика «На ёлке»

Цель: Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму.

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

Рисование по шаблонам

Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИЗО деятельности. Формирование навыков работы с трафаретом.
Развитие фантазии и художественного вкуса, мелкой моторики рук.

                                                     Январь

Аппликация из пуговиц «Чудо-пуговка»

Цель: Совершенствовать у детей навыки работы с пуговицами, закрепить знания о пуговицах (цвет, форма, величина, материал, из которого они изготовлены) и умение использовать их в художественно – творческой деятельности.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Цель: Развитие  мелкой  моторики рук, координации движений.

Снежок

Раз, два, три, четыре,    

Загибаем пальчики по одному 

Мы с тобой снежок лепили,  

«Лепим» двумя руками 

Круглый, крепкий,      

Чертим руками круг  

Очень гладкий,    

Одной рукой гладим другую  

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком. 

Игра со шнуровками

Цель: Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, пространственного ориентирования, способствует  пониманию понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Формирование навыков шнуровки, способствует развитие речи, развитие творческих способностей.

Блоки Дьенеша

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: Классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра

«Закончи цепочку»

Цель: Развитие умений различать геометрические фигуры, определять их цвет. Развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, внимания.

Ход игры:

В ходе выполнения этого задания, ребёнку необходимо проанализировать образец, правильно воспроизвести,  удержать последовательность выполнения.

НОД по художественно-эстетическому развитию.

Оригами«Лисичка»

Цель: Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества — оригами. Продолжаем развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.

Февраль

НОД по художественно-эстетическому развитию.

Аппликация «Открытка ко дню защитника Отечества»

Цель: Изготовление открытки своими руками в технике аппликация.

Учить составлять композицию открытки согласно образцу, используя знакомые приёмы вырезывания из бумаги (сложенной вдвое, в четверо, по контуру) предметы симметричные или одинаковой формы и размера;

Закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом.

Конструирование из строительного материала «Самолёт»

Цель: Учить детей строить самолёт, используя в качестве образцов рисунки-чертежи; учить детей анализировать рисунки, определять тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный); выделять его основные части; выбирать чертёж, вносить изменения, дополнения т.е преобразовывая.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики рук. Формирование математических представлений, развитие фонематического слуха, обогащение активного словаря.

«Отгадай число»

Цель: Способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах пяти.

Ход игры: Спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. когда ребенок отгадывает, одевает «бусинку» с соответствующей цифрой на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Цель: Развитие  мелкой  моторики рук, координации движений.

  1. «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Игра по развитию мелкой моторики руки  «Мозаика»

Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне

Лабиринты в картинках

Цель:

Настольно-печатная игра развивает пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы. Как и дидактическая игра «Найди пару», развивает мелкую моторику, внимание, память.

Задания такого рода интересны и не очень сложны. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов. С помощью игр лабиринтов дошкольники смогут научиться логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты, они учат детей анализировать, развивает внимание.

Рисование по трафаретам

Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИЗО деятельности. Формирование навыков работы с трафаретом.
Развитие фантазии и художественного вкуса, мелкой моторики рук.

Работа с родителями

1.Оформить передвижную папку для родительского уголка «Развитие различных видов восприятия».

2.Провести консультацию для родителей на тему «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей».

3. Подготовить памятку «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода».

4. Презентация  для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

                                                          Вывод 

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников
развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется
словарный запас.
И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературы

  • Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  • Диченскова А.М. «Страна пальчиковых игра: идеи для развития мелкой моторики». Ростов н/Д:Феникс, 2016г
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  • Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г.
  • Ткаченко Т.А. «С пальчиками играем, речь развиваем. Екатеринбург:ООО Издательский до «Литур»,2016г.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

В психолого-педагогической литературе  (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.

Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....

"Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе"

Период обучения в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Это ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и ...

Проект «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности дошкольника к обучению школе»

Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.Развитие тонкой моторики является важным показ...