Значение народных игр с пением для дошкольников
консультация (старшая группа)
«Значение народных игр с пением для дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация музыкального руководителя.
«Значение народных игр с пением для дошкольников»
Многие игры вспоминаются и из нашего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть редко, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, и больше предпочитают выбирать себе досуг, играя в телефоне.
А ведь огромный пласт нашей культуры, содержится в русских народных играх, которые способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.
Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и красках.
Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество.
Русские народные игры – важное средство патриотического, художественного и нравственного воспитания дошкольников. Доступные по содержанию, классически лаконичные и выразительные, они знакомят детей с народными традициями, истоками творчества, расширяют представление о труде, отдыхе, подготовке к праздникам; воспитывают внимание, выдержку, смелость; развивают физические и личностные качества, сообразительность и находчивость.
Становясь участниками таких игр, дети могут почувствовать себя частью большого детского коллектива и в то же время проявить свою индивидуальность и творческие способности.
В народных играх дошкольники учатся сопереживать и помогать товарищам, находить выход из проблемных ситуаций, самостоятельно принимать решения и исполнять их, проявлять инициативу. Как пример мы приведем игры и расскажем, как в них играть, а при желании можно и музыку найти на просторах интернета.
Игра «Я по горенке иду»
Все стоят в кругу, водящий ходит в центре круга, напевая:
«Я по горенке иду, Друга я себе ищу.
Подходит к кому-то из играющих, встаёт перед ним.
На слова:«Вот ты»-оба хлопают 2 раза друг-другу в ладоши. На слова: «Вот я» - оба хлопают 2 раза в свои ладош.
На слова: «Вот компания моя!» - берутся правыми руками «крендельком», кружатся.
Затем расцепляются, и игра повторяется, но уже с двумя ведущими, затем - 4, 8, 16 и т. д., пока все станут играть. Когда все оказались в игре, все ходят врассыпную, напевая слова и меняются парами, встают кто с кем хочет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не натанцуются.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные)игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки»,«Ловишки»,«Прятки»,
«Звонари»,«Бубен»и др.)
Обрядовые (календарные) игры – это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя вобору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Игры с ведущим (водящим)– игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
Игры–забавы–это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-сорока»,«Ладушки»,«Идёт коза рогатая»,«По кочкам», «Баба сеяла горох»,и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры –это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк- волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
-хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька»,«Каравай»,
«Ворон»,«Пирог»,«Паучок»идр.)
-не круговые или «стенка на стенку».(«Бояре»,«В царя»,«Плетень»идр.)
-хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)
В работе ДОО активно используются народные игры с пением. Ребенок интуитивно испытывает потребность в пении и движениях, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных проявлений.
Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным, т. к. образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативная направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представления. Музыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касается народной музыки и песни. Положительные эмоции от общения с народным искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют и активизируют резервные силы организма.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Народная музыка, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, что, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру). Оно строится таким образом, чтобы все дети активно участвовали в пении.
Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;
- Совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;
- Развитие умений выполнять игровые образы;
- Развитие творческой индивидуальности;
- Развитие музыкального и эстетического вкуса;
- Развитие всех психических процессов;
- Формирование понимания красоты речи;
- Формирование духовной сферы, патриотических чувств;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Формирование физических качеств, здоровья;
- Формирование коммуникативных качеств.
- Приобщение к народной культуре, традициям.
Детям нравится играть в народные игры, а если они еще и музыкальные и содержат не большой театральный элемент, такой как обыгрывания самой песни-игры, то в такие игры дети играть могут долго, стараются быстро запомнить слова и сами действия. Следующая песня-игра является именно такой. У ребят эта песня-игра вызывает смех, интерес, некое соперничество.
Рус. нар. песня «Купим мы ,бабушка, себе курочку»
1. Купим мы, бабушка, себе курочку. Купим мы, бабушка, себе курочку. Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
2. Купим мы, бабушка, себе уточку. Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
3. Купим мы, бабушка, себе индюшонка, Купим мы, бабушка, себе индюшонка, Индюшонок фалды - балды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
4. Купим мы, бабушка, себе кисоньку, Купим мы, бабушка, себе кисоньку, А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фалды - балды, Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
5. Купим мы, бабушка, себе собачонку, Купим мы, бабушка, себе собачонку, Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды - болды, Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. ,
6. Купим мы, бабушка, себе поросенка, Купим мы, бабушка, себе поросенка, Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав, А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды- болды, Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
7. Купим мы, бабушка, себе коровенку, Купим мы, бабушка, себе коровенку, Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки, Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды - болды, Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку дах-тах-тах.
8. Купим мы, бабушка, себе лошаденку, Купим мы, бабушка, себе лошаденку, Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки, Поросенок хрюки-хрюки, Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу, Индюшонок фолды-болды, Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Если вы заметили, то эта песенка очень похожа по своему содержанию на песню «Где был Иванушка», которую мы поём с детьми в старшей и подготовительной группе.
Игра-забава «Цапа»
«Собирайтесь колдуны На горячие блины.
Кого сцапну – тот выходит. Кого не сцапну–тот водит.»
Педагог выставляет вперед ладони, а ребята подставляют под ладони свои пальчики. Музыкальный руководитель поет песенку-забаву, и на
слова «цапа» хватаем своей ладошкой пальчики детей. Кого «сцапает»,тот выходит из игры и собирает свой хоровод.
«Собирайтесь колдуны На горячие блины.
Котик, жаба, цапа! Под моею крышей Собирались мыши, Зайцы, белки, цапа!»
Игра «Масленица»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирают1водящего -Масленицу. Дети идут по кругу и произносят:
«А я Масленица, Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду».
Водящий идёт в противоположную сторону. По окончании слов,2 детей, между которым и остановился водящий, встают друг к другу спиной. Водящий говорит:
«На плече платок лежит, Кто быстрее до бежит?
1,2,3 –беги!»
Дети бегут в противоположные стороны и стараются быстрей схватить
Платок у водящего и занять пустое место. Кто не успел, становится Масленицей.
А эта игра вам что-нибудь напоминает? Правильно, игра «Гори ясно»,где правила сходные, только слова песенки другие.
Игра с «Солнцем»
Ход игры:
В центре круга–«солнце»(на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце).
Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче– Летом будет жарче, А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу»,сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг.
На слово «Горю!»-«солнце»догоняет детей.
В какой подвижной игре такие же действия?«Горелки»,«Салки».
Игра «Калачи»
Ход игры:
Дети становятся в три круга. Двигаются, по кругу и при этом произнося слова:
«Бай–качи–качи-качи! Глянь - баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи.»
По окончании слов игроки бегают в рассыпную по одному, по площадке.
На слова: «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг.
При повторении игры, игроки могут меняться местами в кругах.
именно такие же правила, собраться в свой кружок мы применяем в наших играх на внимание, где дети собираются вокруг своей игрушки, вокруг своего флажка или платочку по цвету.
Игра «Петух»
Ход игры:
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят нараспев потешку:
«Тух–тух, Ту–ру - рух! Ходит по двору петух.
Сам со шпорами Хвост с узорами. Во дворе стоит
Громче всех кричит!»
Петух: «Ку–ка–ре –кууу!»
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.
Игра «Дударь»
Ход игры:
Водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?»,
Играющие берутся за названные места у соседа, по хороводу и опять идут по кругу со словами. Надо крепко держаться за названные части тела, не допуская
Размыкания круга.
Игровой текст:
«Дударь, дударь, дударище, Старый, старый, старичище,
Его во колоду, его во сырую, его под гнилую. Дударь, дударь, что болит?» - «Голова!»
Финал игры:
Когда водящий устает, на вопрос «Что болит?»,
Он отвечает «Ничего не болит!»
Играющие отвечают «Вот и полечили!»или «Вылечили!»
А в этой игре мы видим сходство с игрой «Лавата», в которую играем на
новогодние праздники.
Как итог все сказанного можно отметить, что, использование народных игр, вызывает огромный интерес у детей, они с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость.❤ В Мои за
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Значение народных праздников в патриотической социализации дошкольников"
«Если мы хотим сохранить свою идентичнос...

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.
Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

Статья "Значение речевых ритмо - интонационных игр и упражнений в вокальном пении старших дошкольников"
Статья "Значение речевых ритмо - интонационных игр и упражнений в вокальном пении старших дошкольников"...

Значение народного фольклора в музыкальном развитии дошкольников
Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта муз...
Круглый стол с родителями "Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников"
Круглый стол с родителями «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»...

Значение народной игры в развитии ребенка-дошкольника.
Консультация для родителей.Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций русского народа в п...

Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»
Круглый стол «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»...
