"Говорящие пальчики"
учебно-методический материал (младшая группа)

Гужвий Людмила Михайловна

Кружок «Говорящие пальчики»

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на

развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения

предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям

интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов

деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие

познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не

утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения

внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым

детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchie_palchiki_2-3_goda.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Говорящие пальчики»

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на

развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения

предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям

интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов

деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие

познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не

утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения

внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым

детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме.  Во время игры,

максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит

естественно, не возникает психического напряжения.  Все игры и задания

безопасны для жизни и здоровья детей.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей

2 – 3 лет. В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут.

Актуальность.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития

мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа

речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики

помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым

позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.   Очень важно в

дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления

ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной

умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения

письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают

работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к

познавательной и творческой активности.  Высокое развитие

познавательных процессов является актуальным и значимым в современном

обществе.

Новизна:

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,

но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить

коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной

деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных

процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к

начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе

выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые

во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на

занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою

успешность.

Цель:

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев

рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;

развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками:

раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой.

3.Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным

восприятием.

3.Развивать творческую активность.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное

отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ручная умелость.

Работа с пластилином, бумагой.

Развитие графических навыков.

Рисование.

«Игры с предметами».  

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание узоров из семян.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,

соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными предметами.

Перспективное планирование.

Октябрь

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

Детский сад и игрушки

Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик».

Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

Раскрашивание игрушек.

2

Ягоды

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка»

Рисование «Земляники».

3

Грибы.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами», «Корзинка», «Грибы на поляне».

Лепка «Грибочки».

4

Овощи.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 Рисование «Овощи»

Ноябрь

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

Осень.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Грабли».

Выложить фигурки их счетных палочек «Мельница».

Коллективная работа-панно «Осеннее дерево»

2

Почта.

Пальчиковая гимнастика «Гости».

Рисование «Конверт»

3

Семья.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?», «Моя семья», «Очки».

Лепка «Пирог»

4

Наша Родина.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Обогрей».

Выложить из счетных палочек «Солнышко».

Разукрашивания «Заборчик».

Декабрь

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

Наш город.

Пальчиковая игра «Газон засох».

Гимнастика «Мы осенние листочки».

Рисование узора на «Заборчике».

2

Зима.

Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед».

Выложить из счетных палочек «Снежинку».

Лепка «Снежинка»

3

Одежда и обувь.

Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки».

Рисование «Платье».

4

Домашние животные.

Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка».

Разукрашивание «Домашних животных»

Январь

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

«Ёлочка пушистая»

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». «Снегирь».

Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».

2

«Весёлый снеговик»

Пальчиковая гимнастика «Ладушки -ладушки». «Зайка».

Лепка «Снеговик».

3

Дикие животные.

Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки».

Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжимания и скатывания между ладонями.

Апликация «Снегопад».

4

Животные жарких стран.

Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха».

Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш.

Февраль

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

Рыбы.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука».

Дидактическая игра «Веселый снеговик».

Разукрашивание «Рыбка».

2

Строительные профессии.

Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик».

Выложить из счетных палочек «Окно».

Рисование «Окошки».

3

Защитники Отечества.

Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы».

Лепка «Салют».

4

Транспорт.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка».

Разукрасить не выходя за линии.

Март

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

Транспорт.

Пальчиковая гимнастика «Пароход».

Разукрашивание «Машина».

2

Школа и библиотека.

Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик».

«Библиотека» построить высокую башню – дом из кубиков.

3

Весна.

Нанизывание пуговиц, бусин (чередование: маленькая, большая).

«Потекли ручейки» - рисование пальцами на манке.

4

Мебель.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Снегири».

Разукрашивание не выходя за лини «Шкаф».

Апрель.

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

Фрукты.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива».

Лепка «Яблоки-груши».

2

Деревья и кустарники.

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес».

Разукрашивание «Дерево – елочка».

3

Перелетные птицы.

Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Птенчики в гнезде».

Угощение для птиц: сортировка семян: фасоль, горох.

Рисование «Птицы».

4

Домашние птицы.

Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь».

Игра «Утенок».

Разукрашивание «Утята».

Май.

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

1

«Семья»

Пальчиковая гимнастика «Замок». «Семья».

Лепка «Платье для куклы Кати».

2

«Травка»

Пальчиковая игра «Ладушки». «Зайка».

Рисование «Травка на лугу».

3

Насекомые.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка».

Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».

Дорисуй узор «Бабочки», «Жуки».

4

Тест «Проверь себя».

Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги.

Обведи узор и продолжи его.

                                       Литература.

Лыкова И.А Изо в детском саду/

  1. Г.А.Толбанова: «Пальцы помогают говорить». Ж. «Дошкольное / воспитание» №9-1988г. (стр.81-82); №10 1989г. (стр. 94-95).
  2. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». Изд. Санкт-Петербург, 1996г.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 – 5 – 2005г.
  4. Папка с пальчиковыми играми.

Учебный план кружка «Ловкие пальчики».

П/п

Виды занятий

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1

Рисование

13

130мин

2

Аппликация

2

20 мин

3

Конструирование

1

10 мин

4

Лепка

8

80 мин

5

Разукрашивание

8

80 мин

32 занятия  -  5 ч.20 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

говорящие пальчики

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей....

Говорящие пальчики.

Развитие мелкой моторики, пальчиковые игры....

Кружок : " Говорящие пальчики"

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский...

Проект "Говорящие пальчики"

В последнее время наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего после...

Проект «Говорящие пальчики» в 1 младшей группе

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памя...

«Говорящие пальчики» - почему важна ловкость рук?

Ученые вывели подтвержденную  современной  наукой закономерность: чем проворнее становились детские пальчики, тем быстрее начинали говорить дети. И так, развитие речи напрямую зависит от тог...