План работы по самообразованию на 2025-2026 «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича»
материал (подготовительная группа)
План работы по самообразованию
на 2025-2026 уч. год
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 161.77 КБ |
Предварительный просмотр:
филиал Лебедевская ООШ дошкольная группа «Малышок»
План работы по самообразованию
на 2025-2026 уч. год
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича»
Царакаева Наталья Владимировна
Лебедевка 2025 г.
Тема самообразования: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича»
Цель работы по теме самообразования: - создание оптимальных условий для развития творческих способностей дошкольников как основы интеллектуального развития посредством игрового пространства В.В.Воскобовича;
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- изучить методики, технологии по развитию творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. Воскобовича;
- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта;
- создать условия для поддержания развития творческих способностей детей развития воображения, креативности, мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- развивать эмоционально-образное и логическое мышление у детей;;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития творческих способностей младших дошкольников посредством развивающих игр В. Воскобовича;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность:
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:
- познание;
- интерес;
- творчество;
Особенности технологии:
- широкий возрастной диапазон участников игр;
- многофункциональность развивающих игр;
- вариативность;
- сказочность;
- взаимосвязь развивающих пособий;
- поэтапность;
- широта использования;
- творческий потенциал каждой игры;
- комфортность;
- технология с «открытым кодом».
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
- универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
- предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
- конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:
- развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;
- развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;
- гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;
- развитие мелкой моторики.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Предполагаемый результат:
Этапы самообразования:
- подбор и изучение методической литературы;
- участие в мероприятиях посвященных теме самообразования;
- формирование опыта по теме. Внедрение в практику;
- представление опыта работы по теме;
1.Изучение методической литературы:
- знакомство с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- знакомство с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- знакомство с передовой практикой дошкольных учреждений;
Месяц сентябрь
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Июнь июль август | месяц | Формы работы | ||||
педагогами | я | родителями | ||||
сентябрь | Изучение (новинки) научно-методической литературы Воскобовича, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры»
| Анкетирование: «Развивающие игры и дети» | ||||
Анкетирование: «Актуальность использования технологии В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»" | ||||||
октябрь | Рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей детей | Участие в вебинаре на тему «Развивающие игры В. Воскобовича» | ||||
ноябрь | Семинар – практикум «Знакомство с развивающими играми В. Воскобовича» | |||||
декабрь | Выпуск рекомендательного буклета «Логика и математика для дошкольника» | Информация для родителей. Папка-передвижка: «Актуальность использования кубиков Воскобовича в развитии детей младшего дошкольного возраста»» | ||||
январь | Изучение научно-методической литературы: Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст); | |||||
февраль | Семинар-практикум: «Развивающие игры. Сказочные лабиринты В.В. Воскобовича» | Выпуск стенгазеты: «Развиваемся играя...» | ||||
март | Консультация: «Развивающие игровые технологии В.В. Воскобовича как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» | Участие с детьми в конкурсах различного уровня по развитию творческих способностей; | ||||
апрель | Публикация статьи «Использование развивающих игр В. Воскобовича в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» | |||||
май | Отчет о проделанной работе | |||||
июнь-июль-август | ||||||
Организовать работу по самообразованию на следующий учебный год | ||||||
Литература:
В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей,2003
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
Интернет ресурсы:
Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»
Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича
Консультация предназначается для воспитателей и родителей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Игры В. Воскобовича ...

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...

Отчет плана по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича » за 2019-2021 учебный год
Отчетплана по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »за 2019-2021 учебный год...

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »
План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »...

