План работы по самообразованию на 2025-2026 «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича»
материал (подготовительная группа)

Царакаева Наталья Владимировна.

План работы по самообразованию

на 2025-2026 уч. год

 

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии  В.В.Воскобовича»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

филиал Лебедевская ООШ дошкольная группа «Малышок»

        

План работы по самообразованию

на 2025-2026 уч. год

 

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии  В.В.Воскобовича»

 

 

 

 

 

 

  Царакаева Наталья Владимировна                                                                                                                                                                                    

 

 

Лебедевка 2025 г.

Тема самообразования: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии  В.В.Воскобовича»

Цель работы по теме самообразования:  - создание оптимальных условий для развития творческих способностей    дошкольников как основы интеллектуального развития посредством игрового пространства В.В.Воскобовича;

Для достижения поставленной цели  определила ряд задач:

- изучить методики, технологии по развитию творческих способностей дошкольников посредством  развивающих игр В. Воскобовича;

- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми  используемые в проведении и  описании педагогического опыта;

- создать условия для поддержания развития творческих способностей детей развития воображения, креативности, мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;

- развивать эмоционально-образное и логическое мышление у детей;;        

- объединить усилия педагогов и родителей для развития творческих способностей  младших дошкольников посредством развивающих игр В. Воскобовича;

- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Актуальность:

       В настоящее время актуальность игровой деятельности  повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:

  • познание;
  • интерес;
  • творчество;

Особенности технологии:

  • широкий возрастной диапазон участников игр;
  • многофункциональность развивающих игр;
  • вариативность;
  • сказочность;
  • взаимосвязь развивающих пособий;
  • поэтапность;
  • широта использования;
  • творческий потенциал каждой игры;
  • комфортность;
  • технология с «открытым кодом».

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

  • универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
  • предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
  • конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:

  • развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;
  • развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;
  • гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
  • формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;
  • развитие мелкой моторики.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач. 

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Предполагаемый результат:

Этапы самообразования:

  • подбор и изучение методической литературы;
  • участие в мероприятиях посвященных теме самообразования;
  • формирование опыта по теме. Внедрение в практику;
  • представление опыта работы по теме;

1.Изучение методической литературы:

  • знакомство с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • изучение учебной и научно-методической литературы;
  • знакомство с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • изучение новых программ и педагогических технологий;
  • знакомство с передовой практикой дошкольных учреждений;

 

    Месяц

сентябрь

        

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Июнь

июль

август

месяц

Формы работы

   педагогами

           я

родителями

сентябрь

Изучение (новинки) научно-методической литературы Воскобовича, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры»

        

Анкетирование: «Развивающие игры и дети»

Анкетирование: «Актуальность использования технологии В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»"

октябрь

Рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей детей

Участие в вебинаре на тему «Развивающие игры В. Воскобовича»

ноябрь

Семинар – практикум «Знакомство с развивающими играми В. Воскобовича»

декабрь

Выпуск  рекомендательного буклета «Логика и математика для дошкольника»

Информация для родителей. Папка-передвижка: «Актуальность использования кубиков Воскобовича в развитии детей младшего дошкольного возраста»»

январь

Изучение научно-методической литературы: Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст);

февраль

Семинар-практикум: «Развивающие игры. Сказочные лабиринты В.В. Воскобовича»

Выпуск стенгазеты: «Развиваемся играя...»

март

Консультация: «Развивающие игровые  технологии В.В. Воскобовича

как средство  развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Участие с детьми в конкурсах различного уровня по развитию творческих способностей;

апрель

Публикация статьи «Использование развивающих игр В. Воскобовича в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

май

Отчет о проделанной работе

июнь-июль-август

Организовать работу по самообразованию на следующий учебный год

Литература:

В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей,2003

Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.

Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;

Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;

Интернет ресурсы:

Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича

Консультация предназначается для воспитателей и родителей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Игры В. Воскобовича ...

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр»

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным в...

Отчет плана по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича » за 2019-2021 учебный год

Отчетплана по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии  В.В.Воскобовича »за 2019-2021 учебный год...

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича »

План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии  В.В.Воскобовича »...