Организация образовательного взаимодействия с семьей воспитанников в соответствии ФГОС и ФОП.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» ст. Буранная
Организация образовательного взаимодействия с семьей воспитанников в соответствии ФГОС.
Разработала: воспитатель
высшей категории
Шевченко И.А.
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинского
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации с родителями.
Таким образом, дошкольная организация создает возможности для :
- Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность.
- Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
- Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией «Программы».
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Современные мамы и папы в большинстве люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности группы и родителей я работаю над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада,
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
- Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Все формы с родителями подразделяются: на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинаю с анализа социального паспорта семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей:
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование я провожу в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет мне познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).
В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, я стремлюсь дать квалифицированный совет.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Я заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Мне бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Я не только наблюдаю со стороны, но и создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:
-совместный труд (приглашаю родителей для оказания помощи в ремонте группы, участка, очистка от снега участка, пополнение окружающей среды в группе и др.)
-досуг и праздники;
-занятия с родителями и детьми.
В процессе наблюдения я могу увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Таким образом, я изучаю семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.
Я, родителей детей, посещающих сегодня детский сад, условно разделила на три группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в субботнике.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача моя — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача моя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.
Я сделала вывод: Что всех этих родителей объединяет одно, желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное развитие, воспитание и обучение. Их интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка и поделиться опытом с другими.
К коллективным формам работы с родителями относятся родительское собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Темы собраний: «Давайте познакомимся!», «Наши верные – друзья полезные привычки», «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты», провожу в форме: марафона, круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности, музыкально – познавательное развлечение с элементами театрализации. Часто я использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, презентации с фотографиями из жизни группы.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.
Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Моя игрушка», «Дом, в котором мы живем!», «Учимся ухаживать за собой», «Путешествие по экологической тропинке», «Наши младшие друзья». Многие проекты являются как бы завершением тематической недели.
Открытые занятия.
Родители приглашаются на открытые занятия, в декабре на ФЭМП «Путешествие Колобка».
Не менее эффективная форма работы с родителями – это конкурсы.
Регулярно проходят конкурсы «Новогодняя игрушка», «Кормушка для птичек», «Военная техника», «Наш край во все времена года» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс.
Мамы показали, как можно из простых ленточек сделать интересную игрушку и шьют костюмы для детей.
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогоднем празднике, ко дню Защитника Отечества, 8 марта.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт.
Для получения информации служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
-материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
-материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. В уголке творчества: детские рисунки, аппликации, поделки из пластилина.
Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:
- объявления о собраниях, событиях;
- просьбы о помощи;
Памятки для родителей.
Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Праздники», «Сезонные изменения».
Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам, праздники.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я не забываю хвалить своих родителей, награждаю их: благодарственными письмами, грамотами, похвальными листами, дипломами. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
И так, подытожу вышесказанное:
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Что я и пытаюсь делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования
Консультация для родителей в рамках мастер-класса....

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...

Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования.
В данной статье описаны формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС....
