ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал

Попова Елена Викторовна

 Формирование культуры поведения дошкольников реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике.

Дошкольный возраст является временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_povedeniya_doshkolnikov.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

 Формирование культуры поведения дошкольников реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике.

Дошкольный возраст является временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. Дошкольное детство является значительным периодом в личном и умственном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято разделить младший, средний и старший возраст дошкольника. Каждый возрастной период связан как с дальнейшим развитием, так и со значительным преобразованием познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника. В дошкольном возрасте ребенок, который развивается нормально, претерпевает значительные изменения во всем умственном развитии. Когнитивная активность чрезвычайно возрастает — развивается восприятие, визуальное мышление, появляются начала логического мышления. Формирование семантической памяти способствует росту когнитивных возможностей, произвольного внимания и т. д. Роль речи в познании ребенка окружающего мира, а также в развитии общения, различных видах деятельности детей также значительно возрастает. В работах А. В. Запорожца отмечается, что дети дошкольного возраста могут выполнять действия по устному обучению, они приобретают знания на основе объяснения только в том случае, если у них есть четкие визуальные представления. Появляются новые виды деятельности: игра является первой и основной формой совместной деятельности детей дошкольного возраста; графическая деятельность — первая производственная деятельность дошколь

ника; элементы трудовой деятельности. Происходит интенсивное формирование личности и воли. Ребенок дошкольного возраста, изучая нравственные представления, формы поведения, становится небольшим членом взрослого человеческого общества. У нормально развивающегося ребенка в дошкольном возрасте когнитивная деятельность значительно возрастает, появляется интерес к изучению окружающего нас мира. Не случайно дети дошкольного возраста переживают возраст «почемучек». Восприятие формируется у дошкольника путем улучшения перцептивных действий и овладения системами сенсорных стандартов, которые были разработаны человечеством на протяжении всей истории (геометрические формы, весовые показатели, цвета спектра, время, величины, фонематическая система родного языка, звуковая линия номер и т. д.). У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровые, графические, конструктивные, элементы трудовой деятельности. Каждый вид деятельности выдвигает определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью дошкольника и требует определенного уровня развития. К старшему дошкольному возрасту преобладает сюжетно — ролевая игра, в процессе которой дошкольники учатся взаимодействовать, усваивать нравственные нормы и рождаются личные качества. Нужно развивать продуктивную деятельность. Старшие дошкольники могут создавать и играть очень сложные постройки и конструкции. Также формируются элементы трудовой деятельности для старшего дошкольного возраста и не ограничиваются навыками самообслуживания, как в раннем детстве. Социальная ситуация развития дошкольника определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Потребность ребенка в общении приводит к развитию всех форм и функций речи. В возрасте пяти лет слово само по себе начинает служить источником информации и средством передачи социального опыта. Речь активно включается в усвоение знний, в развитие мышления, нравственное и эстетическое воспитание ребенка, в воспитание его деятельности и личности. Дети дошкольного возраста имеют довольно широкий спектр общей информации об окружающей мире. Такие знания включают в себя идеи о работе взрослых, об отношениях в семье, событиях социальной жизни. Дошкольник начинает накапливать социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др., он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании и оценке взрослых и сверст

ников. В то же время ребенок начинает оценивать свои действия и личные качества. Необходимость оценки эффективности часто является основным мотивом самой деятельности, а не направленностью на результат. Дети дошкольного возраста имеют социальные и игривые мотивы, связанные с жела

нием общаться со взрослыми и сверстниками, мотивы самоутверждения и самооценки. Существует возможность подчинения мотивов, которая является одной из основных новообразований в развитии личности детей дошкольного возраста. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять немедленные желания, его преднамеренные действия над импульсивными. Дети шестого года жизни могут произвольно управлять своей деятельностью. Они могут ограничить свои желания, преодолеть препятствия, которые мешают достижению целей, оценить результаты выполненных действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослыми, могут самостоятельно выполнять свои инструкции. В дошкольном возрасте возникают первичные этические понятия. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с ассимиляцией этических норм происходит эстетическое развитие. Появляется соподчинение мотивов.

В этом возрасте преднамеренные действия преобладают над импульсивными. Формирование настойчивости, умение преодолевать трудности, есть чувство долга перед друзьями. Поведение становится произвольным. Семилетний ребенок способен на волевое регулирование поведения, преодолевать непосредственные желания, исходя из собственных мотивов (это слово, обещание) и установленных правил. Дошкольник проявляет настойчивость, способность справляться с трудностями, чувство долга перед другими людьми. Произвольное поведение является одним из важнейших показателей психологической готовности к школе. Свобода поведения у семилетнего ребенка основана на его компетентности и воспитании. Он осторожен и осмотрителен, избегает травм, умеет вести себя в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, встречаясь с незнакомыми людьми. Ребенок понимает необходимость придерживаться социально-определенных запретов (нельзя никуда идти с незнакомцем и т. д.) и правил (нужно следовать правилам уличного пересечения, использовать объекты в соответствии с назначением, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.). Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно значимой и общественно-полезной деятельности. Ребенок осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Стремится выполнять действия, которые важны для него и других. Ребенок семи лет способен адекватно

оценивать результаты своей деятельности. Тем не менее, многие дети характеризуются завышенной самооценкой, которая, в свою очередь, является своего рода защитным механизмом, направленным на поддержание позитивной самооценки. К семи годам у ребенка четко развито чувство собственного достоинства, которое выражается в умении соблюдать об

условленную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, защищать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны всех работников дошкольной организации и родителей. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься новой деятельностью. Ребенок способен создавать новую картину, дизайн, движение и т. д., которые отличаются оригинально

стью, изменчивостью, гибкостью и мобильностью. Для семилетнего ребенка характерно любопытство, умение устно комментировать процесс и оценивать результат своей деятельности, активную активность, готовность к спонтанным решениям, развитое воображение. Инициатива проявляется со всех сторон деятельности ребенка, наиболее ярко проявляется в общении, объективной деятельности, игре, экспериментировании. Дошкольник может найти профессию, которая соответствует собственному желанию, присоединиться к разговору, предложить интересный случай. Инициатива напрямую связана с любопытством, любознательностью разума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование культуры поведения ребенка и личные качества через преообщение к русской народной культуре

Презентация на тему: "Формирование культуры поведения ребенкка и личностные качества дошкольников через преобщение к русской народной культуре"...

« Актуальность формирования речевой культуры. Проблемы формирования культуры речи обучающихся»

В настоящее время с системе Российского Образования , в том числе и дошкольном , происходящие изменения влияют на все аспекты деятельности образовательных учреждений. В связи с изменяющейся концепцией...

НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре

знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...

Сообщение для родителей «Совершенствовать методические аспекты формирования культуры ОЗОЖ средствами физической культуры»

Формировать представления у родителей о влиянии ОЗОЖ и физической культуры  на развитие и здоровье  детей и взрослых....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....