"Кубанская хата"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
экскурсия в музей детского сада
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине.
Задачи:
- знакомить детей с жизнью, бытом, культурой кубанского казачества;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа.
М.Р.: Ребята, а кто для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. (ответы детей) А как можно назвать близких вам людей, одним словом. (ответы детей) Правильно дети. Близкие родственники – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальше предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадаем в хату наших предков - в казачью хату, в которой жила старинная казачья семья.
Дети идут в музей.
М.Р.: Смотрите дети! В хате нас встречает хозяйка! (дети здороваются с Хозяйкой)
Хозяйка: Здравствуйте, хлопчики и девчата, низко кланяюсь. Я всегда, очень рада гостям! Проходите в нашу хату, дитятки дорогие, чувствуйте себя, как дома.
М.Р.: Мы с ребятами, очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.
Хозяйка: С удовольствием покажу и расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата.
В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работал в поле (показ фотографии мельницы), добывал пищу для семьи, а самое главное охранял границу от врагов. (показ фотографии сторожевой вышки)
М.Р.: Сторожевая вышка – пикет - это смотровая вышка с шалашом сверху для наблюдений.
Как правило, пикет строился на возвышенностях, для лучшего обзора и на расстоянии видимости друг от друга. Его собирали без единого гвоздя, связывая веревкой или бечевкой. Крышу крыли соломой или камышом.
В высоту пикет достигал 3-5 этажного здания.
В шалаше находился дозорный и при попытке нападения неприятеля, пикетчики поджигали горючие материалы, такие как: смоляные бочки, факелы или подмокший стог сена, от которого шёл густой дым – это был знак об опасности!
Хозяйка: Посмотрите, какой казак носил красивый костюм - (показ казачьего костюма).
На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. Рубаха, брюки, черкеска с двумя рядами газырей - для хранения запасных патронов. Кинжал и сабля подвешивались к поясу казака.
Женский костюм казачки состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». (дети рассматривают костюм казачки). Шился костюм из шёлка, шерсти, бархата и ситца. Очень любили казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом.
Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моей хате украшены вышивкой? (ответы детей)
Правильно. А какие предметы украшены кружевом? (ответы детей)
М.Р.: Так же казачки вышивали мережкой, в которой нити ткани выдернуты лишь в одном направлении; нити, оставшиеся не выдернутыми, соединяются в пучки.
М.Р.: А что украшено мережкой? (ответы детей)
Жена казака - казачка занималась дома по хозяйству.
С утра ей нужно было сходит к колодцу, принести воды на коромысле. (дети рассматривают и держат коромысло на плечо).
Хозяйка: Для приготовления еды есть вот такой чугун он тяжелый, чугунный, но зато каша в нем вкусная, а молоко храним в глиняной посуде, которая называется «глэчик». Холодильников тогда не было. Молоко, в таких глэчиках, долго не прокисало. Ну а чаем угощаем, конечно, из самовара.
М.Р.: Перед вами предметы быта. Рассмотрите их. (дети рассматриваю экспонаты)
Хозяйка: А сейчас я вам покажу то, без чего не обходилась ни одна кубанская женщина, без прялки и веретена (показывает экспонат).
Это древнейшее орудие женского труда. На ней пряли пряжу, а затем ткали ткань. В прежние времена девочку сажали за прялку с 7 лет.
В казачьей хате всегда был красный угол, где висели икона, которая передавалась по наследству, от бабушки к внукам.
М.Р.: Из спокон веков на Кубани любили петь – в поле, за прялкой и у люльки малыша. Вот люлька и в ней лежит дитятко и ему пора спать.
Музыкальный руководитель и Хозяйка поют колыбельную
Не скребутся паучки -
Все по норкам спать легли;
Не летают гули -
Все давно уснули.
Только серенький волчок
Ходит ночью у ворот,
Хочет дитятко забрать,
Мы не будем отдавать.
М.Р.: А сейчас, давайте послушаем одну из казачьих песен.
Звучит в записи старинная казачья песня «Казаки, казаки»
М.Р.: Давайте поблагодарим Хозяюшку за рассказ, за гостеприимство и подарим ей наш русский хоровод.
Дети исполняют хоровод
Ребята прощаются с Хозяйкой
М.Р.: А сейчас, я хотела бы послушать вас. Что же нового вы узнали из нашей экскурсии? (ответы детей)
В заключении, ребята, я хочу вам сказать, что очень важно знать и помнить кто вы, и откуда вы родом, знать свою историю, своё прошлое.
Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят
Жива история Кубани!
Кубань – цветущий вечно сад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ№15 станицы Новоивановской Новопокровского района Краснодарского края Опыт работы Кравченко Л.В. по теме «Музей «Казачья хата» в ДОУ как средство приобщения дошкольников к русской и кубанской культуре»
Внедрение регионального компонента «Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с Кубанью» имеет важное значение в воспитании у подрастающего поколения нравственно-патриотически...

"Знакомство с кубанской хатой"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

ЦОР"Кубанская казачья хата"ЧАСТЬ 1
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С БЫТОМ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ...

Альбом "Кубанская хата"
Представлены иллюстрации кубанской хаты, ее убранства, атрибутов, а так же казачьи национальные костюмы, для рассматривания с детьми, старшего дошкольного возраста...

конспект образовательной деятельности "В гости в кубанскую хату"
При проведении образовательной деятельности с региональным компонентом в средней группе. Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация прос...
