конспект образовательной деятельности "В гости в кубанскую хату"
план-конспект занятия (средняя группа)

Дармостук Галина Васильевна

При проведении  образовательной деятельности с региональным компонентом в средней группе. Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, подготовлен материал: пословицы, атрибуты убранства казачьей хаты, подобрана соответствующая музыка. При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Весёлый ручеёк»

муниципального образования Приморско – Ахтарский район

Конспект образовательной  деятельности

в средней группе.

Подготовила:

Дармостук Г.В.


Конспект образовательной деятельности для детей средней группы

Тема: «В гости в кубанскую хату».

Возраст детей: средняя группа (4 - 5лет)

Формы организации: подгруппа.

Цели: Дать представление, что нашими предками являются казаки.  Познакомить детей с жизнью и бытом кубанских казаков. Показать, как жили в старину казаки, с их домашним обиходом.

Задачи.

Образовательные: закрепить представление о фольклоре, традициях, быте кубанских казаков. Формировать гражданское, патриотическое мышление у детей, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани. Формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации.  

Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей;  развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение поддерживать беседу; обогащать словарный запас и музыкальные впечатления детей. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

 Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю.  Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям. Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к взрослым.

 Материал: атрибуты кубанского быта: прялка, чугунок, глэчик, самовар, люлька, кукла; муляжи и свежие овощи. Картинки русской печи, макитры, коромысла. Рукодельные изделия: рушники, салфетки, скатерти, прихватки.

 Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок. Знакомства детей с народно–прикладным искусством Кубани,  вышивкой, вязанием крючком, спицами.

Словарная работа: чугунок, глэчик, макитра, самовар, коромысло, хата.

Ход образовательной деятельности.

1 этап. Организационный момент.

В группу входит казачка.

Казачка: Здравствуйте, ребята. Я хозяйка из казачьего подворья, приглашаю  вас к нам в гости. Проходите познакомиться с кубанским бытом и жизнью казаков.

 Дети входят на импровизированное казачье подворье. Казачка встречает ребят хлебом с солью на рушнике.

2 этап. Основной.

Казачка: Милости просим. Добро пожаловать в хату. Только хозяина сейчас дома нет – он на военной службе.

Казачка: В казачьих семьях главный – казак. Он работает в поле, занимается скотоводством, земледелием, и охраняет нашу границу от врагов. А казачка, его жена, ему помогает: ведет хозяйство, воспитывает детей. Ваши мамы также и дома хозяйство ведут, вас воспитывают и ещё на работу ходят. Назовите профессии ваших мам.

Дети. Продавец, повар, учитель, медсестра.

Казачка: Давайте, хлопцы и девчата, вспомним, какие ещё есть профессии у мам.

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».

Наши мамы

Много мам на белом свете, (Разводят руки в стороны)

Всех их любят очень дети! (Крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер, (Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца на обоих руках)

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны. (Разводят руки в стороны, ладошками вверх)

Дети рассматривают атрибуты кубанского быта.

Казачка: Ребята, я уже с утра и корову подоила, и хозяйство накормила, и на речку сходила, на коромысле воды принесла, чтобы можно было постирать грязную одежду.

Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моём доме украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка малыша, подушечка.

Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара.

Игра «Накрой стол к чаю».

Казачка предлагает девочкам накрыть стол к чаю.

Казачка. Запомнили, название моей посуды?  

Казачка: Вот  овощей свеженьких с огорода принесла. Будем сейчас с вами настоящий кубанский борщ варить.

Игра: «Варим борщ».

 Казачка на стол ставит чугун, муляжи и настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.

Казачка: сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.

 Загадки:

1.Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (морковь). 

2. Над землей трава, под землёй - алая голова  (свекла). 

3.Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла (картофель).

4.Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста) 

5.Как на нашей грядке, выросли загадки-

Сочные, да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, осенью краснеют  (помидоры) 

6.А на этой грядке - горькие загадки.

33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает (лук) 

Чугун с овощами ставит в печь.

Казачка: А вы знаем много кубанских традиций.

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.

На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ребята вы знаете пословицы о казаках.  

1-й ребенок: Конь казаку лучший друг.

2-й ребенок: Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

3-й ребенок: Казак сам не ест, а коня накормит.

4-й ребенок: Казак без коня, что солдат без ружья.

5-й ребенок: Сам погибай, а коня выручай.

6-й ребенок: Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.

Казачка: Ребятки, пока мы с вами играли, пришло время моего дитя спать уложить, я спою колыбельную, а вы послушайте тихонько.

Игра «Покачаем малыша».

Казачка качает куклу в люльке и поет, а дети держат воображаемого малыша на руках.

Ай ну-ну-ну, коток,

Засни маленький ребенок.

Ай, ну-ну-ну два кота,

Серенькие оба.

Идите к нам ночевать,

Нашу Катеньку качать.

А у нас Катя маленька,

Она спать раденька.

Казачка. Ребята, моя доченька заснула, давайте тихонечко выйдем на двор.

3 этап. Подведение итогов (рефлексия).

Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я вам рассказывала? Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: В чем казаки варили кашу?

Дети: В чугунке.

Казачка: Из чего пили чай?

Дети: Из самовара.

Казачка: Как называется дом, где жили казаки?

Дети: Хата.

Казачка: Ну, молодцы настоящие казачата. На прощанье я хочу вам подарить вкусные сушки, которые я испекла из муки нового урожая. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков, помните о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ «КУБАНСКИЙ РУШНИЧОК»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!»Дети! Давайте встанем в кру...

Конспект образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Кубанский хоровод».

Неделя проходила под темой «Музыка родного края». На протяжении всей недели с детьми рассматривали одежду кубанских жителей их быт, предметы быта, играли в кубанские  игры «Передай подкову» , «Ат...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Кубанские посиделки"

Конспект ОД "Кубанские посиделки" разработан для детей доготовительной группы, для закрепления знаний детей об истории Кубани и кубанских традициях....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе «Все мы дружно живем на кубанской земле». Подготовил: воспитатель Пономаренко Т.С., М АДОУ ЦРР-д/с № 14

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе«Все мы дружно живем на кубанской земле».Подготовил:воспитатель Пономаренко Т.С., М АДОУ ЦРР-д/с № 14...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор»

Развитие интереса у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, кубанскому фольклору; Воспитание любви и уважения к традициям родного края. ...

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Кубанский сундучок»

Пояснительная запискаДанное занятие знакомит детей с бытом и одеждой первых заселенцев станицы Старощербиновской- казаков.Дети узнают о жилище казаков, о том что хранили в кубанских сундуках –од...