Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Кубанские посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Торопчина Анна Евгеньевна

Конспект ОД "Кубанские посиделки" разработан для детей доготовительной группы, для закрепления знаний детей об истории Кубани и кубанских традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanskie_posidelki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в подготовительной группе «Кубанские посиделки»

МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №113»

 

Автор: Торопчина А.Е.

Использование педагогических технологий: игровая технология, педагогика сотрудничества.

Задачи приоритетной образовательной области: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное;

-речевое развитие;

-познавательное развитие;

-физическое развитие.

Цель: Воспитывать любовь к родному краю. Развивать творческие навыки и умения, желание познавать историю своего края.

Задачи:

Образовательные: Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости с помощью мимики, интонации в голосе. Обогащать, активизировать словарь детей по понятиям. Знакомство с новыми словами. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Дать знания о традициях, быте, языке, играх, музыке.

Развивающие: Развивать творческие навыки и умения, желание познавать историю своей малой Родины.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к народному фольклору, воспитывать чувство взаимовыручки и дружбы. Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерьер кубанской хаты, костюмы народов края, народные музыкальные инструменты, музыкальный центр, записи песен в исполнении Кубанского казачьего хора.

Предварительная работа: разучивание пословиц,песен и стихотворений о Кубани.

ХОД:

Звучит фонограмма русской народной песни «По улице мостовой».

Дети в народных кубанских костюмах входят в группу. Навстречу им выходит хозяюшка.

ХОЗЯЮШКА:

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные, да желанные!

Милости просим в гости.

Проходите, проходите,

Да на лавочки садитесь.

Самовар кипит, уж давно пыхтит,

Дорогих гостей чаем напоит!

Дети под музыку садятся на стульчики. Выходят трое детей – гостей.

1 гость:

Спасибо на добром слове!

Прими, хозяюшка, гостинцы наши.

2 гость:

Вот ложки, да плошки,

Вот ватрушки от девочек – подружек.

3 гость:

А это – хлеб – каравай, новый урожай.

Гости кладут подарки на стол.

Хозяюшка приглашает гостей за стол, где стоят самовар, пироги, варенье.

ХОЗЯЮШКА:

Проходите, будем чай пить, говорить,

Хороводы водить,

Хлеб – соль кушать,

Да песни слушать.

1 гость:

Будем в гости друг к другу ходить,

Чаи гонять – чаевничать,

Да пироги с крендельками кушать.

ХОЗЯЮШКА:

Ну что, попили чайку, поговорили,

Пора и песню завести!

Исполняется русская народная песня «Ой, сад во дворе».

ХОЗЯЮШКА:

В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!

Звучит фонограмма народной песни «Прялица». Две девочки подпевают и имитируют движения пряхи.

2 девочки (вместе):

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется.

Нам работа эта нравится.

1 девочка:

Сижу я и песенку тихо пою,

И кружево тихо с любовью плету.

2 девочка:

Плету покрывало, узоры вяжу,

Всем людям свой труд

От души отдаю!

Хозяюшка:

А что, прядут, да вяжут девчата на славу. А сумеют ли они быстро намотать ниточку в клубочек. Сейчас мы это увидим.

Проводится игра «Кто быстрее намотает клубок» под фонограмму.

Хозяюшка:

Как только музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек намотать.

По окончанию звучания музыки хозяюшка сравнивает клубки и объявляет победителя.

1 гость:

А я ложки вырезаю,

Ложки всем нужны, я знаю.

2 гость:

Ложки сам я разукрашу,

Не найдете ложек краше.

ХОЗЯЮШКА:

Слава нашим ложкарям!

Заиграйте ложки нам!

Дети исполняют русскую народную песню «Играй гармошка».

ХОЗЯЮШКА: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?

ДЕТИ:

«Дело мастера боится»

«Без дела жить – только небо коптить»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

«Есть терпенье – будет и уменье»

«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»

«Потрудиться – так и хлеб поесть»

«Труд казака кормит, а лень – портит»

«Где лодырь ходит, там земля не родит»

«А кончил дело – гуляй смело»!

ХОЗЯЮШКА:

А я знаю совсем другую пословицу «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Вы знаете, про кого сказано, нет? Тогда я вам расскажу.

В сценке участвуют трое детей. Один ребенок ложится на ковер, запрокидывает нога на ногу.

1 ребенок:

Не колода и не пень,

2 ребенок:

А лежит он целый день.

3 ребенок:

Чтобы многого добиться,

Знаем – надо потрудиться.

1 ребенок:

Федот, иди молотить!

ФЕДОТ:

Не могу, спина болит!

2 ребенок:

Федот, иди огород полей!

ФЕДОТ:

Не могу, нога болит!

3 ребенок: Федот, иди, собери фрукты в саду.

ФЕДОТ:

Не могу, спать охота.

1 ребенок:

Федот, иди, за стол садись кашу есть!

Федот встает, потягивается.

ФЕДОТ:

А где моя большая ложка?

2 ребенок:

А кто не хочет потрудиться,

А за стол спешит садиться,

3 ребенок:

Тем ответим тот же час –

Угощенье не для вас.

ВСЕ дети вместе:

Любите труд вы с детских лет –

Всем лентяям наш ответ.

ХОЗЯЮШКА:

Молодцы, ребята, хорошо проучили бездельника. Ведь недаром говорят: «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи».

А вот уж кто никогда не ленится, так это наши хлеборобы. Послушайте ребята стихотворение.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

И пришел на стол к нам хлебом.

Хозяюшка:

О чем говорилось в стихотворении?

Дети: О хлебе.

ХОЗЯЮШКА:

Правильно, о хлебе. Ведь хлеб – это наше богатство, богатство нашего края. Как еще называют наш край?

Дети: Наш край называют еще Кубанью.

ХОЗЯЮШКА: Вы наверно, слышали, и не один раз, от взрослых, что Кубань называют хлебосольной, как вы думаете, почему?

Дети: На наших полях выращивают много пшеницы. И нас много хлеба на Кубани. Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем, поэтому Кубань называют хлебосольной.

ХОЗЯЮШКА: Правильно, дорогих гостей встречали в старину хлебом да солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный». А сейчас послушайте рассказ: Как пшеница пришла на Кубань.

         Выйдешь к густому пшеничному полю – душа не нарадуется. Ветерок волной покатывает упругие колосья, пахнет поспевшим хлебом, в синеве заливаются жаворонки… И невольно задаешь себе вопрос: когда же пшеница пришла на Кубань?

         Первые хлебные семена или «посадочный материал», были привезены переселенцами с Украины. Когда казаки устроились, посеяли пшеницу весной. Почва оказалась плодородной. Казаки взяли хороший урожай, окупивший их труд. Это были робкие шаги первых кубанских земледельцев. А сейчас Кубанская нива щедро ссыпает золотое зерно в закрома Родины.

ХОЗЯЮШКА: Сейчас мы с вами поиграем в старинную игру «Пахари и жнецы».

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам» и говорят:

А мы пашенку пахали,

А мы пашенку пахали,

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы худые,

У вас серпы тупые.

«Жнецы» им отвечают:

А у вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал, на меже лежал,

Да ворон считал.

По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Если им это удается, то игру начинают «жнецы».

ХОЗЯЮШКА: Как славно мы поиграли ребята. А какие вы пословицы знаете о труде и о хлебе?

ДЕТИ: Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Где лодырь ходит – там земля не родит.

Хлеб бросать – силу терять.

Дурной, как сало без хлеба.

Худой обед, когда хлеба нет.

Хозяюшка: А стихотворение знаете?

Кубань – земля такая,

От края и до края

Омытая морями,

Укрытая лесами,

Пшеничными полями,

Глядится в небеса.

Кубань – земля такая,

От хлеба золотая

Степная сторона.

Гостей она встречает

И песней запевает,

И душу открывает

Прозрачную до дна.

(К. Обойщиков)

Дети исполняют песню «Принимай страна, наш кубанский хлеб»:

  1. Ой, да Краснодарский край,

Ой, да он богат лежит,

Ой, да по степи река

Ой, да с гор крутых бежит.

Ой, да по степи река

Ой, да с гор крутых бежит.

  1. Ой, да что ни полюшко,

Ой, да славой венчано,

Мать – земля кормилица

Ой, да наша вечная.

Мать- земля кормилица

Ой, да наша вечная.

3. Ой, да ты казак лихой,

Ой, да Кочубеев сын,

Ой, да в этот славный год,

Ой, да хлеб большой скосил.

Ой, да в этот славный год ,

Ой, да хлеб большой скосил.

4.Ой, да удивил весь мир,

Ой, да к солнцу поднял степь,
Ой, да принимай страна,

Ой, да наш кубанский хлеб.

Ой, да принимай страна,

Ой, да наш кубанский хлеб

Выносится кубанский каравай.

1 ребенок: Позади трудовые будни: и хлеб растили, и сено косили, и стога метали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить.

2 ребенок: Мы работать очень любим,

Нам работать нравится.

Каждый сладит с трудным делом,

С любой работой справится!

3 ребенок: Приучаться с детства будем,

Много разных есть работ.

Ведь у нас рабочим людям

Всюду слава и почет.

4 ребенок: Ну-ка, сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Звучат потешки, стихи-шутки.

1 ребенок: Федул, че губы надул?

2 ребенок: Кафтан прожег.

- Зашить можно?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

3 ребенок: Пошла Дуня из ворот

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяной коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан!

Девочка: Фома, че из леса не идешь?

Мальчик: Медведя поймал.

- Так веди сюда.

- Да он не идет.

- Так сам иди.

-Да медведь не пускает!

Девочка: Станем дивчины рядком,

Да частушки пропоем!

Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

Дети играют на музыкальных инструментах и исполняют частушки.

- Начинаю припевать

Первую начальную,

Мы хотим вам показать,

Кубань величавую!

-Там столичный град стоит,

Краснодар зовется,

Хоть полсвета обойди,

Лучше не найдется!

-Поглядите на поля-

Широко раздолье,

Хлебосольная Кубань-

Дарит всем здоровье!

-На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький!

-Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова

Облизала языком!

-Мокрым веником Андрюша

Больно хлещет Ваню,

Генеральная уборка

Превратилась в баню!

- Казачата вам поют

 Из сада «Аистенок»,

Хорошо живется тут

И дружится с пеленок!

Мальчик: Посмотрите вокруг: зачарует краса

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса!

А какие сады на Кубани у нас

А какие девчата – красавицы!

Кубань – это житница нашей страны,

Играми и песнями славится!

Запевайте-ка нам казаченьки!!!

Исполняется песня и танец: «Ой, мой милый вареничков хочет».

ХОЗЯЮШКА:

Как же задорно плясали наши казачата!!! А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках?

ДЕТИ: Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Казак сам себя веселит.

ХОЗЯЮШКА: Молодцы ребята, хорошие пословицы знаете. А кто из вас скажет на чем раньше ездили жители Кубани?

ДЕТИ: Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а еще на повозках, на телегах.

Хозяюшка: Так кого же можно назвать верным другом казака?

Дети: Конь был верным другом казака.

Хозяюшка: У казаков была особая любовь к лошади. Лошади были их самыми верными друзьями. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацкий лошадях?

Дети: Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

Хозяюшка: Молодцы ребята!

1 ребенок:

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она –

Вишня у окна.

Здесь моя судьба,

Радость и борьба.

Видно так и быть

Здесь мне век прожить.

До конца дружить,

До конца любить.

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья.

Большего не скажешь,

Здесь земля моя.

2 ребенок:

Кубань родная нежно воспеваю

Великую красу твоей земли.

Земли святой от края и до края

Моря, леса, поля мой край твои.

Здесь небо над тобой светлей и выше

И звезды светят ярче и луна,

Никто на свете ярче не отыщет

Тобой гордится целая страна

Твои поля пшеницей колосистой

Твои сады, твой сладкий виноград

На пьедестал все будет возноситься

Сверкая ярким золотом наград.

3 ребенок:

Ты цвети моя Кубань

Становись все краше,

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

Исполняется песня «Казачата!»

Все: Вот так весело живется на Кубани!!!

3 ребенок:

А теперь пора прощаться

Не хотим мы расставаться.

Гостей величаем,

На чай приглашаем

С пряниками, сушками,

С пышными ватрушками.

Приглашаем всех на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тема: «Кукольники – мультипликаторы»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группеОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Тема: «Кукольники – мультипликаторы»Це...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе " Посиделки"

Данный материал знакомит детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками. Воспитывает  эстетическое отношение к народному декорат...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...