Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Митина Вера Борисовна

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

Конспект непосредственно -образовательной деятельности

 в подготовительной группе № 4 «Солнышко»

Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте)

Тема «Звуки и буквы [К] — [Г]. Сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. Звукобуквенный анализ слова «гуси».

(Представление опыта работы для

коллег – студентов ВУЗ)

Составила и провела:

Учитель - дефектолог МБДОУ

«Детский сад № 14 «Василёк»

Митина В.Б.

г. Рубцовск, 2020

Образовательная область: «Речевое развитие»   

Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ЗПР

Тема. Звуки и буквы [К] — [Г]. Сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. Звукобуквенный анализ слова «гуси».

Цель: закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

• дифференцировать звуки [К] — [Г] звонкости-глухости;

• учить проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых  слогов со звуками [К] — [Г]

• учить проводить звукобуквенный анализ слова «гуси».

Коррекционно-развивающие:

• развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление;

• развивать чувства ритма.

Воспитательные:

• воспитывать усидчивость и умение выслушивать ответы других детей.

 

Форма организации детей: подгрупповая

Методы и приёмы: дидактические игры и упражнения, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.

Предварительная работа: выполнение физкультминутки, знакомство со звуками Г-Гь, буквой Г

Оборудование:   пособие «Календарь», д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь»  с набором букв К Х З Б Н Т М С А О И У,  плакаты  «К-Г», д/и «Составь буквы К-Г», д/и «Две коробки» (с набором предметов -  глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша, карандаш, краски, курица, книга, кошка, конфета), д/ игра «Четвертый лишний», д/ игра «Слоговые пазлы», д/упр «Слова со звуком КА», схема слова «гудок» с набором букв, д/ игра «Два поезда».

Индивидуальная работа:  

Влад Г. – быть сдержанной, уметь выслушивать ответы  других детей;

Ваня В. – закрепление умения определять начальный звук, соотносить со звуком, учить работать в общем темпе;

Максим А. – работать над дифференциацией согласных звуков  по мягкости – твёрдости.

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Цель: создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

установить контакт, создать положительный настрой на предстоящую деятельность.

Поддерживать интерес к дальнейшей  совместной деятельности.

Методы и приемы: игровой

Д/ упр «Послушай – повтори»

развитие чувства ритма

Дает образец ритма

ТОП хлоп хлоп ТОП

По очереди повторяют заданный ритм.

Проверим посадку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем  их.

-Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.

- Руки на месте? (на месте)

- Ноги на месте? (на месте)

- Локти у края? (у края)

- Спина прямая? (прямая)

- Для начала вспомним правила поведения.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).

Наши головы хорошо и быстро … (думают).

Наши языки четко и громко … (говорят).

Садятся на места, проверяют свою посадку.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

Цель: формирование представлений детей о признаках ранней весны.

Задачи:

  1. Продолжать формировать временные представления.
  2. Закреплять умение определять начальный – конечный согласный  звук и соотносить с буквой -  К Х З Б Н Т М С А О И У
  3. Дифференцировать звуки [К] — [Г] звонкости-глухости в слогах, словах
  4. Провести сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов.
  5. Провести звукобуквенный анализ слова «гудок».

Методы и приемы: игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный,

Минутка календаря.

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».

– Расскажем вместе  о сегодняшнем дне по плану: ЧИСЛО,  МЕСЯЦ, ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.

- Что можно сказать про ноябрь?

- Если сегодня среда, то завтра будет …

- Если сегодня среда, то вчера была  …

Ответы детей

- Сегодня 4 марта 2020 года, время года – осень,  ноябрь – это последний или третий месяц осени.

День недели – вторник.

- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

- Если сегодня понедельник, то вчера было воскресенье.

Определение  темы.

- С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии?

Назовите звук Г – твёрдо.

Назовите звук Г – мягко.

Рядом с какой буквой он поселился?

 - Произнесем твердо поочередно эти звуки

Вот сегодня эти два звука мы и будем различать.

Звуком Г.

Д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь»

Закрепление умения определять начальный – конечный согласный  звук и соотносить с буквой.

Сильная подгруппа:

начальный - кот, хобот, зонт, бык

конечный – сон, рот, дом, волос

Слабая подгруппа:

гласный – ослик, азбука, ива, улица

Определяют нужный звук и находят нужную букву:

К Х З Б

Н Т М С

А О И У

Работа с плакатами «К-Г» 

Дифференциация звуков [К] — [Г].

Давайте сравним звуки [К] — [Г] и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Произнесите звук  К.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в нёбо и создает преграду воздуху.

Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса), голос  не звучит.

Звук К – согласный, твердый, глухой.

Произнесите звук Г.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в нёбо и создает преграду воздуху. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба, голос звучит, горло дрожит (есть голос).

Звук Г – согласный, твердый, звонкий.

Значит звуки [К] — [Г]  являются парными.

Повторить за взрослым серию слогов:

дифференциация звуков [К] — [Г] в слогах

ка-га-га,    

га-ка-ка,

ка-га-ка,

га-ка-га,

га-га-ка,

ка-ка-га...

Д/и «Составь букву»

дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [Г].

Из ряда нарисованных предметов выбирают те, в названии которых есть звуки [К] и [Г] и составляю буквы по контуру.

Д/и «Две коробки»: глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша

карандаш, краски, курица, книга, кошка, конфета

дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

Помогите мне отправить две посылки: клоуну и гномику.

- Кто такой клоун?

- А кто такой гномик?

Для клоуна в посылку мы отберем предметы, которые начинаются на первый звук его имени, а зовут его Клёпа. Какой первый звук?

А для гнома предметы, которые начинаются на первый звук его имени. А его зовут гном Гномыч. Какой первый звук?

Клоуны – веселый, смешной артист цирка, шут, в  ярком костюме.

Гном- сказочные существа низкого роста,  живущие под землей.

Предложенные предметы дети раскладывают на две посылки:

Д/ игра «Четвертый лишний» Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [Г]):

дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

корова, краски, гора, кисточка;

гараж, гантели, глаза, курица;

корона, газета, горка, кошка;

Физкультминутка

- Я называю звук, а вы вспоминаете какое слово начинается на этот звук,  и выполняете это движение:

П – прыжки

З- замри

Т- топает

Х- хлопаем

Д/ игра «Слоговые пазлы»

Проведение сравнительного

звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов.

- У меня на доске рассыпались пазлы со слогами.

Задание: найти два слога с одинаковыми гласными звуками.

Маша прочитай.

- Назовите звуки по порядку в слоге ГА/ КА.

- Чем отличаются эти слоги?

- Чем похожи?

Дети составляют пазлы и проводят сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов.

 Д/упр «Слова со звуком КА»

Дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

со слогом КА или ГА.

- А теперь из предложенных картинок выберите те, в которых есть слог КА

РУ…(КА),

НО…(ГА),

ДОРО…(ГА),

ГОР…(КА),

ВИЛ…(КА),

ЗАКЛАД…(КА),

РАДУ…(ГА),

ВЕТ…(КА),

РО…(ГА),

БЕЛ…(КА),

ВЕРЁВ…(КА).

Дети выбирают из предложенного набора картинок те, в названии которых есть слог КА

Звукобуквенный анализ слова «гуси».

- Мне пришла странная СМС. Давайте послушаем от кого она?

- Что делают гуси?

- Гуси просят составить их слово

- Разделим на слоги.

- Назови первый/ второй слог.

- Слог ГУ- первый звук …/ второй …

- Аналогично, второй слог.

- Сколько всего звуков?

- Назови звуки по порядку.

-Назови только гласные звуки.

-Назови первый звук.

-Назови последний звук.

- Какой звук в этом слове согласный мягкий/ согласный твёрдый?

Это гуси

Гуси гогочут.

При наличии времени Игра «Два поезда».

Дифференциация слов, начинающихся на  [К] — [Г].

Дети делят картинки по двум поездам, в зависимости от начального звука.

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть.

Цель: подведение итогов.

Д/ упр «У кого башня выше?»     

 

- С какими звуками мы работали сегодня на занятии?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Вот закончена игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился?

Кто сегодня отличился?

Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

И звезду вам подарить.

Дети стоят башню.  

Высказывают свое мнение.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

Д/ игра «Определи первый звук в следующих словах» Цель: дифференциация звуков [К] — [Г]: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Д/ игра «Два поезда». Дифференциация слов, начинающихся на  [К] — [Г].

Формы взаимодействия с родителями:

Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов, слов «вагон», «гудок», «гуси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Игрушки»

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с игрушками и их свойствами, закреплению элементарных математических представлений, формированию навыков аппликации....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Я – Человек»

Формирование понятий о человеке, его семье, о детях и взрослых, о правилах поведения в обществе....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе  для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...