Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
Конспект непосредственно -образовательной деятельности
в подготовительной группе № 4 «Солнышко»
Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте)
Тема «Звуки и буквы [К] — [Г]. Сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. Звукобуквенный анализ слова «гуси».
(Представление опыта работы для
коллег – студентов ВУЗ)
Составила и провела:
Учитель - дефектолог МБДОУ
«Детский сад № 14 «Василёк»
Митина В.Б.
г. Рубцовск, 2020
Образовательная область: «Речевое развитие»
Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ЗПР
Тема. Звуки и буквы [К] — [Г]. Сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. Звукобуквенный анализ слова «гуси».
Цель: закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
• дифференцировать звуки [К] — [Г] звонкости-глухости;
• учить проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов со звуками [К] — [Г]
• учить проводить звукобуквенный анализ слова «гуси».
Коррекционно-развивающие:
• развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление;
• развивать чувства ритма.
Воспитательные:
• воспитывать усидчивость и умение выслушивать ответы других детей.
Форма организации детей: подгрупповая
Методы и приёмы: дидактические игры и упражнения, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.
Предварительная работа: выполнение физкультминутки, знакомство со звуками Г-Гь, буквой Г
Оборудование: пособие «Календарь», д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь» с набором букв К Х З Б Н Т М С А О И У, плакаты «К-Г», д/и «Составь буквы К-Г», д/и «Две коробки» (с набором предметов - глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша, карандаш, краски, курица, книга, кошка, конфета), д/ игра «Четвертый лишний», д/ игра «Слоговые пазлы», д/упр «Слова со звуком КА», схема слова «гудок» с набором букв, д/ игра «Два поезда».
Индивидуальная работа:
Влад Г. – быть сдержанной, уметь выслушивать ответы других детей;
Ваня В. – закрепление умения определять начальный звук, соотносить со звуком, учить работать в общем темпе;
Максим А. – работать над дифференциацией согласных звуков по мягкости – твёрдости.
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент. Цель: создание мотивации на совместную деятельность. Задачи: установить контакт, создать положительный настрой на предстоящую деятельность. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности. Методы и приемы: игровой | ||
Д/ упр «Послушай – повтори» развитие чувства ритма | Дает образец ритма ТОП хлоп хлоп ТОП | По очереди повторяют заданный ритм. |
Проверим посадку. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их. -Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше. - Руки на месте? (на месте) - Ноги на месте? (на месте) - Локти у края? (у края) - Спина прямая? (прямая) - Для начала вспомним правила поведения. На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят). Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат). Наши головы хорошо и быстро … (думают). Наши языки четко и громко … (говорят). | Садятся на места, проверяют свою посадку. |
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть. Цель: формирование представлений детей о признаках ранней весны. Задачи:
Методы и приемы: игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный, | ||
Минутка календаря. Цель: формирование временных представлений. | Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь». – Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану: ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ. - Что можно сказать про ноябрь? - Если сегодня среда, то завтра будет … - Если сегодня среда, то вчера была … | Ответы детей - Сегодня 4 марта 2020 года, время года – осень, ноябрь – это последний или третий месяц осени. День недели – вторник. - Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник. - Если сегодня понедельник, то вчера было воскресенье. |
Определение темы. | - С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? Назовите звук Г – твёрдо. Назовите звук Г – мягко. Рядом с какой буквой он поселился? - Произнесем твердо поочередно эти звуки Вот сегодня эти два звука мы и будем различать. | Звуком Г. |
Д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь» Закрепление умения определять начальный – конечный согласный звук и соотносить с буквой. | Сильная подгруппа: начальный - кот, хобот, зонт, бык конечный – сон, рот, дом, волос Слабая подгруппа: гласный – ослик, азбука, ива, улица | Определяют нужный звук и находят нужную букву: К Х З Б Н Т М С А О И У |
Работа с плакатами «К-Г» Дифференциация звуков [К] — [Г]. | Давайте сравним звуки [К] — [Г] и скажем, чем они похожи и чем отличаются. Произнесите звук К. Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в нёбо и создает преграду воздуху. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса), голос не звучит. Звук К – согласный, твердый, глухой. Произнесите звук Г. Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в нёбо и создает преграду воздуху. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба, голос звучит, горло дрожит (есть голос). Звук Г – согласный, твердый, звонкий. Значит звуки [К] — [Г] являются парными. | |
Повторить за взрослым серию слогов: дифференциация звуков [К] — [Г] в слогах | ка-га-га, га-ка-ка, ка-га-ка, га-ка-га, га-га-ка, ка-ка-га... | |
Д/и «Составь букву» дифференциация звуков [К] — [Г] в словах | Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [Г]. | Из ряда нарисованных предметов выбирают те, в названии которых есть звуки [К] и [Г] и составляю буквы по контуру. |
Д/и «Две коробки»: глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша карандаш, краски, курица, книга, кошка, конфета дифференциация звуков [К] — [Г] в словах | Помогите мне отправить две посылки: клоуну и гномику. - Кто такой клоун? - А кто такой гномик? Для клоуна в посылку мы отберем предметы, которые начинаются на первый звук его имени, а зовут его Клёпа. Какой первый звук? А для гнома предметы, которые начинаются на первый звук его имени. А его зовут гном Гномыч. Какой первый звук? | Клоуны – веселый, смешной артист цирка, шут, в ярком костюме. Гном- сказочные существа низкого роста, живущие под землей. Предложенные предметы дети раскладывают на две посылки: |
Д/ игра «Четвертый лишний» Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [Г]): дифференциация звуков [К] — [Г] в словах | корова, краски, гора, кисточка; гараж, гантели, глаза, курица; корона, газета, горка, кошка; | |
Физкультминутка | - Я называю звук, а вы вспоминаете какое слово начинается на этот звук, и выполняете это движение: П – прыжки З- замри Т- топает Х- хлопаем | |
Д/ игра «Слоговые пазлы» Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов. | - У меня на доске рассыпались пазлы со слогами. Задание: найти два слога с одинаковыми гласными звуками. Маша прочитай. - Назовите звуки по порядку в слоге ГА/ КА. - Чем отличаются эти слоги? - Чем похожи? | Дети составляют пазлы и проводят сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. |
Д/упр «Слова со звуком КА» Дифференциация звуков [К] — [Г] в словах со слогом КА или ГА. | - А теперь из предложенных картинок выберите те, в которых есть слог КА РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАКЛАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА). | Дети выбирают из предложенного набора картинок те, в названии которых есть слог КА |
Звукобуквенный анализ слова «гуси». | - Мне пришла странная СМС. Давайте послушаем от кого она? - Что делают гуси? - Гуси просят составить их слово - Разделим на слоги. - Назови первый/ второй слог. - Слог ГУ- первый звук …/ второй … - Аналогично, второй слог. - Сколько всего звуков? - Назови звуки по порядку. -Назови только гласные звуки. -Назови первый звук. -Назови последний звук. - Какой звук в этом слове согласный мягкий/ согласный твёрдый? | Это гуси Гуси гогочут. |
При наличии времени Игра «Два поезда». Дифференциация слов, начинающихся на [К] — [Г]. | Дети делят картинки по двум поездам, в зависимости от начального звука. | |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть. Цель: подведение итогов. | ||
Д/ упр «У кого башня выше?»
| - С какими звуками мы работали сегодня на занятии? - Какое задание вам понравилось больше всего? Вот закончена игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился? Кто сегодня отличился? Вы друзья мои старались Все прилежно занимались Всех хочу благодарить И звезду вам подарить. | Дети стоят башню. Высказывают свое мнение. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
Д/ игра «Определи первый звук в следующих словах» Цель: дифференциация звуков [К] — [Г]: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.
Д/ игра «Два поезда». Дифференциация слов, начинающихся на [К] — [Г].
Формы взаимодействия с родителями:
Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов, слов «вагон», «гудок», «гуси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Игрушки»
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с игрушками и их свойствами, закреплению элементарных математических представлений, формированию навыков аппликации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Наши помощники – органы чувств»
Знакомство детей ЗПР с органами чувств человека посредством экспериментальной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Я – Человек»
Формирование понятий о человеке, его семье, о детях и взрослых, о правилах поведения в обществе....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
конспект непосредственной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития по теме "Мебель" в средней группе
НОД по теме "Мебель" средняя группа для детей с задержкой психического развития...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...