Картотека русских народных музыкальных игр.
картотека
Картотека русских народных музыкальных игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека русских народных музыкальных игр
Русские народные музыкальные игры — это игры, в которых используются потешки, прибаутки и зарифмованные строки, а движения точны и образны. Такие игры многофункциональны: в одной игре ребёнок может петь, ритмично двигаться или плясать, выполнять соревновательные движения. Ниже представлены примеры русских народных музыкальных игр для дошкольников.
«Как у дядюшки Трифона»
Вначале по считалке выбирается «Трифон». Если выбор падает на девочку, то поется «у тетушки» и называется имя девочки. Так же можно поступать и с именами мальчиков. «Трифон» стоит в центре круга. Дети водят вокруг него хоровод и поют:
Как у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро, семеро,
Семь сыновей.
А мы не пили, не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом сделали вот так!
На слова «разом сделали вот так» «Трифон» показывает какое-либо движение или позу. Все дети должны мгновенно повторить. Того, у кого это лучше получится, выбирают водящим – «Трифоном».
«Заинька, серенький»
В эту игру можно играть с детьми и старшего, и младшего дошкольного возраста.
По считалке выбирается «Заинька». Дети встают в круг, «Заинька» сначала встает вместе со всеми. Дети водят хоровод и поют:
Заинька, выйди в круг,
Серенький, выйди в круг.
Скорей, скорей выйди в круг.
Скорей, скорей выйди в круг.
(Заинька выходит в круг и затем изображает то, о чем поется в песне. Все остальные дети повторяют.)
Заинька, ты пройдись,
Серенький, ты пройдись.
Туда-сюда ты пройдись.
Туда-сюда ты пройдись.
Заинька, умой ручки,
Серенький, умой ручки.
Леву, праву умой ручки.
Леву, праву умой ручки.
Заинька, умой личко,
Серенький, умой личко.
Сверху до низу умой личко.
Сверху до низу умой личко.
Заинька, пригладь шерстку,
Серенький, пригладь шерстку.
Спереди, сзади пригладь шерстку.
Спереди, сзади пригладь шерстку.
Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
Да получше причешись.
Да получше причешись.
Заинька, под бочка,
Серенький, под бочка.
Пляшет зайка казачка.
Пляшет зайка казачка.
На последнем куплете все дети пляшут. Затем «заинька» выбирает нового «зайку» – подходит к нему и кланяется. Игра продолжается с новым «зайкой».
«Скачет, скачет воробей»
Выбирают «Воробья». Все дети сидят на скамейке или стоят в ряд или в круг. «Воробей» скачет на одной ножке, машет «крылышками», созывает детей, а все поют:
Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех детей-тей-тей.
Мало, мало, мало нас, нас, нас,
Иди, Машенька, за нас, нас, нас.
Тот, чье имя произнесли, идет к воробью. Они берутся за руки и вместе скачут. Дети снова поют песенку. Так продолжается до тех пор, пока не наберется 6 – 7 детей. Тогда поют по-другому:
Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Разгоняет всех детей-тей-тей.
Много, много, много нас, нас, нас,
Убегайте все от нас!
Дети разбегаются, а «Воробей» их ловит. Кого он поймает, тот становится «Воробьем», и игра продолжается.
«Бабка-Ёжка»
Выбирается «Бабка-Ёжка», девочка или мальчик. Она садится в конец зала или, если играют на улице, подальше от других детей, у какого-нибудь дерева.
Все становятся в шеренгу, лицом к «Бабке-Ёжке», берутся за руки и идут к ней с песенкой, притопывая в такт
Бабка-Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Раз, два, три,
Беги!
Дети разбегаются, а «Бабка-Ёжка» их ловит. Кого она поймает, тот становится «Бабкой-Ёжкой», и игра продолжается.
«Змея»
Выбирается «Змея», первый раз это взрослый. «Змея» ходит перед ребятами и поет:
Я – змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
Я – змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
Затем останавливается перед каким-то ребенком и произносит «волшебные слова»: «Хочешь быть моим хвостом?» На это ребенок отвечает: «Да, конечно же, хочу!» или «Нет, конечно, не хочу!» Если ребенок ответил «да», он цепляется за «Змею» сзади, и дальше они двигаются вместе, «паровозиком». Если «нет» – остается на месте. Детям очень нравится «хулиганский вариант» игры – когда надо не просто прицепиться к «Змее» сзади, а сначала проползти у нее между ног (затем – между ног у всех детей в «паровозике»). Когда детей наберется много, 7 – 8 человек, «Змея» останавливается, гладит себя по животу и говорит:
Все, устала, есть хочу!
Сейчас свой хвост я есть начну!
И начинает ловить свой «хвост». Дети при этом должны держаться друг за друга, не разбегаться. Тот ребенок, которого поймали, становится «Змеей».
«У медведя во бору»
Выбирается водящий – «Медведь». Можно дать ему в руки плюшевого мишку или надеть маску медведя. Затем зал или любое другое пространство, где происходит игра, делят на две половины: дом и лес. «Медведь» идет на свою половину. Там он рычит, переваливается с ноги на ногу, а потом садится или ложится и делает вид, что спит. Дети идут в «лес», «собирают» там грибы и ягоды и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Дети могут бросить в «медведя» травку или просто громко прокричать последние слова песенки, чтобы разбудить мишку. «Медведь» просыпается, рычит и ловит ребят. Тот, кого он первым поймает, садится на его место.
«Колпачок»
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Все остальные ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя растили,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Когда поются слова «на ноги поставили, все дети подходят вплотную к «Колпачку», приподнимают его и ставят его на ноги. После этого снова все образуют круг и хлопают в ладоши. Колпачок танцует, затем подходит к тому, кого выбирает, и поклоном, только наклоном головы, приглашает его войти в круг, а сам становится на его место. Тот садится на корточки в центр круга, и игра продолжается.
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
«Блины»
Дети встают в хоровод. В середине круга - водящий. В руках у него «блин» на палочке, изготовленный из любого материала желтого цвета. Дети двигаются в хороводе по солнцу. Водящий- противоходом. Дети поют песенку:
В нашей печке много места,
Для блинов замесим тесто,
Напечем их дюжину,
Пригласим всех к ужину!
В конце песни водящий останавливается и протягивает «блин» между двумя детьми, рядом с которыми он оказался. Они и будут соревноваться. Соревнующиеся поворачиваются спиной друг к другу и по команде остальных детей:
Тин-тинка,
Подай блинка!
Обегают детей за кругом и возвращаются к своим местам. Победит тот, кто первым возьмет «блин», он же становится ведущим.
«Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
«Горелки»
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
«Звонарь»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Игра с Солнцем.
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Игра с платочком.
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
«Козлик»
Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).
Козлик серенький,
Хвостик беленький,
Мы тебя напоим,
Мы тебя накормим,
Ты нас не бодай,
А в «Ловишку» поиграй.
После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.
«Карусели»
К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Игра с «козликом».
Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е, бе-е!»
Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.
Игра с «петушком».
Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.
Трух-тух-тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам – со шпорами,
Хвост – с узорами!
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит –
Тот беит!
- Ку-ка-ре-ку!
Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.
«Колечко»
Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:
Уж я золото хороню,
Чист серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.
«У медведя во бору»
Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас рычит.
С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.
В процессе игры могут быть использованы и такие слова:
У медведя во бору
Грибы-ягоды я рву.
А медведь не спит,
Все на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит!
А мы ягоды берем
И медведю не даем,
Идем в бор с дубинкой,
Бить медведю в спинку!
Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
«Золотые ворота»
Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игры: дети, изображающие «ворота», говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.
Другая разновидность игры состоит в том, что «ворот» - 2 пары. Игроки, изображавшие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот» Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков.
Соревнование завершается перетягиванием.
Во всех играх водящего лучше выбирать по считалке, чтобы другим детям не было обидно. Считалки можно не только проговаривать, но и пропевать. Можно предложить, например, такие считалки с напевом:
Под горою у реки живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит.
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон.
Пан-пан, капитан,
Чем ты коня пропитал?
Я не житом, не овсом,
Только белым калачом.
Из копыта, под копыто,
Из телеги прямо в грязь,
Оставайся, белый князь!
Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "русские народные игры в музыкальном воспитании дошкольников"
Игры для дошкольников разных возрастов ...

Картотека "Русские народные музыкальные инструменты"
Методический материал "Русские народные музыкальные инструменты"...

Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста
Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека "Русские народные музыкальные инструменты" (шумовые)
Картотека русских народных музыкальных инструментов, 1 часть: ШУМОВЫЕ...

Картотека "Русские народные музыкальные инструменты" (духовые)
Картотека русских народных музыкальных инструметов 2 часть: ДУХОВЫЕ...

Картотека "Русские народные музыкальные игры для детей дошкольного возраста". Автор:Котова Л.А.
Картотека "Русские народные музыкальные игры для детей дошкольного возраста". Автор: Котова Л.А....

