Картотека "Русские народные музыкальные инструменты"
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Романюта Екатерина Алексеевна

Методический материал "Русские народные музыкальные инструменты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalayka.docx551.54 КБ
Файл barabanka.docx647.3 КБ
Файл bayan.docx812.23 КБ
Файл bilo.docx717.22 КБ
Файл buben.docx1.2 МБ
Файл bubentsy.docx957.39 КБ
Файл vargan.docx712.89 КБ
Файл volynka.docx1.05 МБ
Файл garmoshka.docx683.09 КБ
Файл gudok.docx773.1 КБ
Файл gusachok.docx588.21 КБ
Файл gusli.docx1.11 МБ
Файл domra.docx673.49 КБ
Файл drova.docx836.64 КБ
Файл zhaleyka.docx802.53 КБ
Файл kalyuka.docx1.24 МБ
Файл kolesnaya_lira.docx782.79 КБ
Файл kolotushka.docx1.02 МБ
Файл kugikly.docx818.65 КБ
Файл nakry.docx668.71 КБ
Файл pyzhatka.docx742.01 КБ
Файл rozhok.docx1.59 МБ
Файл rubel.docx649.12 КБ
Файл svirel.docx919.66 КБ
Файл svistulka.docx2.01 МБ
Файл sopel.docx887.76 КБ
Файл treshchotki.docx1.01 МБ
Файл tsimbaly.docx973.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Балалайка- русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент

Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.

(Балалайка)

Балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.

Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.

В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты». 

Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.

 



Предварительный просмотр:

Барабанка- древне-русский народный сигнальный и ударный самозвучащий музыкальный инструмент

Барабанка представляла из себя цельную деревянную доску трапециевидной или прямоугольной формы с несколькими отверстиями посередине, бьющей по ней специальными колотушками. Длина пастушки составляла от 50 до 100 см, ширина от 25 до 40 см, а толщина варьировалась в пределах 1,5-2 см. Длина колотушек составляла 20-35 см. Инструмент изготавливали сами пастухи. Для изготовления барабанки использовалась доска из пород древесины, которые обладали ударозвонкими свойствами. Обычно изготавливали барабаны из досок старой елисосны или пихты. После, доску хорошо просушивали. Потом цельную доску прямоугольной формы делали так, чтобы её толщина была насколько можно тонким, так как звук должен был получиться звонким.  Когда музыкант собирался начинать играть на барабанке, он вешал себе на шею ремень или веревку, которая была пропущена через отверстия в верхней части доски, которая располагалась при этом горизонтально на уровне пояса. Играли на музыкальном инструменте обычно двумя колотушками, извлекая своеобразные дробушки нередко весьма прихотливого ритмического вида.

Во время исполнения пастух держал большую колотушку как правило в правой руке, зажав колотушку в кулаке, нанося сильные удары то в центр, то в край доски. Как говорили пастухи, правой колотушкой они играли по доске как по ладам (различаются только два звука — высокий и низкий). Высота звуков зависила от места удара по доске и от размеров самой доски, а также от большой колотушки. Маленькая колотушка бралась пальцами левой руки так, чтобы можно было наносить слабые, но резкие, чаще двойные удары без отчетливой звуковысотности, напоминающие пощелкивание. По замечанию пастухов, маленькая колотушка не играла, а только подыгрывала. Звук барабанки звонкий, полетный, и сухой, что обусловлено главной функцией барабана как сигнального пастушеского инструмента. Во времена Руси этот инструмент был часто применяем. Пастуший барабан был хорошо использован в крестьянском хозяйстве. Считалось, что его звучание увеличивает надои коров. Также, пастухи барабанили утром, когда выгоняли стада скотины, а вечером играли по возвращении. Также использовали пастушку днём для сбора стада. А в лесу «обстукивали» музыкальный инструмент, чтобы коровы не разбредались. Но помимо сигнальной возможности барабанки (например — оповещать людей о том или ином моменте дневного цикла пастьбы стада), этот музыкальный инструмент выполнял ещё немало шумовую (например — отпугивание зверей от стада), а также музыкально-игровую функции. В минуты досуга простой люд исполнял плясовые наигрыши с частушками, а также припевки во время ходьбы. Этот инструмент участвовал в обрядовых обходах полей и деревень на Егорьев день, был обязательным атрибутом ряженых, изображающих пастуха на святочных игрищах и свадебных пированьях, а также сопровождал егорьевские песни.



Предварительный просмотр:

Баян-Русский хроматический язычковый кнопочно-пневматический музыкальный инструмент

Баян – один из самых распространенных апевов. Баян сопровождает людей в различных этапах их жизни. До сих пор сохранилась традиция приглашать гармониста на сельские свадьбы. Иногда городские жители также приглашают музыканта с баяном, чтобы вместе попеть под аккомпанемент этого народного инструмента любимые песни. Баян — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Как же произошло название «баян»? Инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна. Это древнетюркский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве. В русской литературе девятнадцатого века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять, то есть говорить).

Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру. В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но и очень усложняет технику игры. Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.



Предварительный просмотр:

Било- древнейший ударный сигнальный самозвучащий инструмент.

Било – от древнерусского, древнейший ударный сигнальный самозвучащий инструмент, изготовленный из дерева, камня или металла. Инструмент был назван «било» по корню слова «бить». Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Производимый звук служил сигналом для оповещения жителей населённого пункта о каком-либо событии: пожаре, нападении врага, смерти одного из жителей, для сбора жителей поселения с целью решения различных повседневных задач и т. п. Все била, и деревянные и металлические, относятся к категории ударных музыкальных инструментов с самозвучащим телом и не имеют принципиальных различий в принципе и технике звона. Деревянные била представляют собой деревянную доску (древо) различной формы и размеров из клена, ясеня, бука или берёзы, которые дают разные звуки, в зависимости от силы удара палкой и толщины дерева, а металлические била, известные с VI века в виде металлической доски (малое било), изготавливали из железа, меди, чугуна, колокольной бронзы. Так же упоминаются каменные била . По размеру различали великое и малое било - «великое» (самые большие, праздничные, также называются «тяжкая»), и малое било или билцо. Великое вешали на башне или на столбах, а малое носили в руке. Звон в била - древняя традиция на Руси. Наиболее ранними письменными древнерусскими источниками, в которых встречаются упоминания о билах, являются летописные известия XI - XV веков. Било не являлось уникальным для Древней Руси, оно существовало и существует по сей день в самых разных странах. Малое било (клепало) иногда делали в виде коромысла, дуги, которая символизировала небесный свод и имела голос звучащего неба - грома небесного. «Ударение» как в древо, так и в малое било совершалось посредством четких ритмичных ударов колотушки — молотка о край доски. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Бубенцы- старинный Русский народный

музыкальный инструмент

На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
         Мелодично и привольно украшают долгий путь.

(Бубенцы)

Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам.
Бубенчик – металлический полый шар, в середине которого свободно перекатывается несколько или один металлический шарик. Бубенцы издают свой звук при встряхивании. Бубенцы произошли от связки бубенчиков, закрепленных на упряжках либо повозках. Похожие мелкие бубенчики использовались в древности на Ближнем Востоке. На шею коня бубенцы подвешиваются для красоты, а другим домашним животным (коровам, козам, баранам) их прикрепляют для того, чтобы животные не потерялись. Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных звуков. Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук (около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах. Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или специальной деревянной рукоятке. Длина их в среднем 30 см. В наши дни бубенцы применяют, когда делаю игрушки для маленьких детей и домашних животных. Вы можете сами сделать такую погремушку, достаточно пришить несколько бубенцов, например, на тканевую резинку для волос. Бубенцы можно найти в магазинах для кройки и шитья, в том числе и в интернете. Ну а если чадо довольно, можно и собой заняться. Смелее, пришивайте бубенцы к одежде и обуви! Когда человек идет с таким «аккомпаниментом», он становится ярче, интереснее, и кто-нибудь обязательно ему улыбнется!



Предварительный просмотр:

Варган — древнейший духовой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент.

Варган — древнейший духовой язычковый музыкальный инструмент. Типы варганов. Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный: Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои). Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.
На территории России наиболее распространены дугообразные варганы. Варган служит для выхода в измененные состояние сознания того человека, кто на нем играет, и в гораздо меньшей степени его аудитории.
Природа энергетического воздействия варгана на человека. Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации. Можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Гармошка- духовой язычковый музыкальный инструмент

Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки под неё поют частушки.

(Гармошка)

Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха.

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России.
По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.
Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.
http://www.letopis.info/files/posts/imgs/276/images_4.jpg

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы. Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков. Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.



Предварительный просмотр:

Гудок- древнерусский народный музыкальный

струнный смычковый инструмент

В лесу вырос, на стене вывес,

На руках плачет, кто слушает- скачет. (гудок)

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам.  По данным археологических раскопок в Новгороде гудок существовал в древней Руси уже в XI веке. По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).  В начале XIX века гудок был довольно распространенным инструментом, о нем наряду со скрипкой упоминается в песнях и сказках.

«А въ третьемъ-то гудки гудут…»

«там вси скачут, пляшут оны, песенки поют,

Во музыки да во скрыпочки наигрывают…»

(«Онежские былины»)

Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы.  Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.  На грифе устанавливаются и закрепляются три струны.  На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. 
Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.  Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн.  Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение. Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого. 



Предварительный просмотр:

Гусачок-старинный Русский народный шумовой ударный музыкальный инструмент

Гусачок (гусек) — необычный старинный русский народный шумовой ударный музыкальный инструмент. Происхождение гусачка весьма туманно и неоднозначно. Возможно, на нём играли ещё скоморохи, однако в современных экземплярах глиняная крынка (или «глечик») заменяется на такой же формы модель из папье-маше. У гусачка есть близкие родственники в разных странах мира. Скажем прямо, все родственники очень похожи друг на друга. На Украине — это бугай, на острове Майорка — чимбомба, а в солнечной Бразилии — куика. По сути все эти инструменты представляют собой разных размеров барабаны, звук из которых извлекается путем трения. Конструкция гусачка весьма оригинальна и проста: на горлышко глиняной крынки натягивается вымоченная в воде кожа (бычий пузырь), которую закрепляют прочной суровой нитью. Когда кожа высохнет и натянется, в кожаной мембране острым ножом прорезают небольшое круглое отверстие, а в днище керамической крынки сверлом проделывают примерно такое же по диаметру круглое отверстие — дополнительное резонаторное.
Теперь, для того чтобы гусачок запел, необходима круглая деревянная палочка и канифоль. Канифолью натирают края отверстия кожаной мембраны и бока деревянной палочки. При соприкосновении наканифоленной палочки с краями кожаной мембраны получается звук, очень похожий на крик гуся.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домра- старинный народный музыкальный

струнный щипковый инструмент

«С песнею ветра задумал

Пастух сделать первую домру.

Долго трудился мастер.

И вот домра запела.

Домра запела, запел и певец.

Реки и горы запели.

Птицы и звери запели.

Небо запело».

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси.  Домра впервые упоминается в письменных источниках ХV века. По-видимому, она появилась в Московской Руси в период татаро-монгольского нашествия. Об этом говорит ее сходство с современными щипковыми инструментами народов Средней Азии (домр, домбра, думбра). По-видимому, домра была излюбленным инструментом русских скоморохов, об этом говорят некоторые песни и поговорки. 

В народных песнях домра использовалась в основном для поддержания мелодического рисунка. Сопровождение игрой на домре былин, исторических песен, духовных стихов приобрело аккордово-гармонический характер. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора.  Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки.  В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует.  Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента. 
В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная). Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея. Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая.  Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины.  Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки.  Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.  Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную.  Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра.  Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева.  Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева.  Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину. Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры. 



Предварительный просмотр:

.

Дрова- старинный русский народный ударный музыкальный инструмент

По пластинам деревянным
Молоточками стучим.
Звука глуховатый тон
Выдаёт нам … 
(ксилофон)

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности. 
Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. 
Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона. 
Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки. 
Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным. 
Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом. 
Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах. 
Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики. 
Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента. 



Предварительный просмотр:

Жалейка-

духовой языковый музыкальный инструмент.

Я — пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)

Жалейка (пищик, брёлка)-духовой язычковый музыкальный инструмент, распространённый среди славянских народов. Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. 
Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. 
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. 
Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. 
Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина). 
Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого. 
Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). 
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. 
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком. 
Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя. 
Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый. 
На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий. 
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Колесная Лира-

музыкальный струнный щипковый инструмент

Колесная Лира - это струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри корпуса через деку закрепляется натертое смолой или канифолью колесо. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя - мелодическая, правая и левая струны - бурдонные, аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом, регулирующим высоту звука, и зажата клавишами, находящимися внутри. Струны опираются на колесо, которое вращается рукояткой. Поверхность колеса натирается канифолью. Колесо соприкасается со струнами, скользит по ним и извлекает долгие непрерывные звуки. На лире играли в основном бродячие нищие - слепые "лирники", сопровождавшие аккомпанементом пение духовных стихов. Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать». Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.  Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы. В настоящее время лира встречается редко.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кугиклы- древнейший русский народный музыкальный инструмент.

Выстроились дружно в ряд :
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Хорошо звучим с свирелью,
Скрипкой и жалейкой.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
(кувиклы)

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. 
Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. 
Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения. Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок.  Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм). 
Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. 
Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение. 
Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. 
Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. 
Обычно кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют. 



Предварительный просмотр:

Накры-древний Русский ударный сдвоенный музыкальный инструмент.

Я похож на барабан,
Грома звук напомню вам.
Платье медное на мне,
Бьют по кожаной спине.
Звуков разной частоты
От меня добьёшься ты.
А в оркестре двое нас:
Мы для труб играем бас.
(литавры)

Накры (русские) — Древний Русский ударный сдвоенный музыкальный инструмент, прообраз современных литавр. Накры были небольшого размера и имели глиняный (керамический) или медный корпус котлообразной формы. Поверх этого корпуса, при помощи крепких веревок, натягивалась кожаная мембрана, по которой наносились удары специальными, увесистыми и толстыми, деревянными палочками.
Глубина инструмента была немного больше, чем его диаметр.
В прежние времена, накры, совместно с некоторыми другими ударными и духовыми инструментами, использовались, в качестве военного музыкального инструмента, приводящего противника в паническое замешательство и беспорядочное бегство. Основная функция военных ударных инструментов – ритмическое сопровождение войска. Крепление накр осуществлялось методами:
• перекидывания через седло боевого коня;
• крепления к поясному ремню;
• крепления к спине впереди идущего человека.
Иногда, накры крепились на земле, что привело к постепенному увеличению размеров и превращению в современные литавры.
Позже, накры начали появляться в средневековых оркестрах.
Музыкант, играющий на средневековых накрах, — так называемый «придворный накрачей», существовал в России еще в XVIII веке.
Точные сведения об устройстве древнерусских накр сегодня отсутствуют.
В конце XX века Русские музыканты и исследователи не раз предпринимали попытки возрождения (реконструирования) накр, но практических результатов так и не удалось достигнуть.



Предварительный просмотр:

Пыжатка- русский народный деревянный духовой музыкальный инструмент

Расскажу тебе, дружок,

В древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

(флейта, свирель, пыжатка).

Пыжатка — одноствольная флейта, относящаяся к группе свистковых.  В верхнюю часть трубки вставляется деревянная пробочка, имеющая небольшой срез, так называемый «пыж». Образовавшийся канал (щель) для воздуха направлен на заостренный край отверстия, проделанного в стенке трубки. При рассечении струи воздуха об острый край стенки ствола возникает звучание. Вероятно, отсюда и название инструмента — пыжатка.
«Пыжатка», «пажатка», «пужат-ка» — такие названия существуют в разных районах и областях.  Вторая отличительная особенность -это длина ее ствола от 40 до 70 см.
Инструмент состоит как бы из трех составных частей. Их местные названия: верхняя — «пыж», средняя — «голоса» с пальцевыми отверстиями, нижняя — «гудень». Слово «гудень» применительно к пыжатке имеет несколько различных значений: это третья часть от нижнего отверстия до конца трубки, или звук при всех закрытых отверстиях — «большой гудень», или звук при трех верхних закрытых отверстиях — «малый гудень».
Звуки делились на «гудавые» и нотные голоса. Так народные исполнители называли звуки на инструменте. У голосового свистка вокруг трубки музыканты наматывают нитки в 20-25 рядов и смачивают воском. По их словам, звук «без ниток будет свистеть, а не тарахтеть». Рассекаясь о нитки, струя воздуха приобретает характерные шипящие и приглушенные звуки.
Назначение ниток, воска, губы — направить струю воздуха так, чтобы она равномерно и пропорционально распределялась между стволом и язычковым отверстием. Вместо воска для закрепления ниток можно использовать любой нитролак. Как уже говорилось, пыжатку отличает длина ствола инструмента — от 40 до 70 см при диаметре от 15 до 25 мм.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рубель-

древнейший ударный шумовой инструмент

Ударные, шумовые инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, — дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

 Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.



Предварительный просмотр:

Свирель-древнейший духовой

 музыкальный инструмент.

Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется ...

(Свирель)

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов. 
Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница.  Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты.  Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси.  Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины. 
Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий. 
Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сопель- древнейшей русский народный духовой музыкальный инструмент

Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.

Подумайте минуточку… Что же это?

(Дудочка, сопель)

Сопель — русская продольная свистковая флейта, изготовленная из дерева. Древнейший музыкальный инструмент восточных славян, имеющий и другие диалектные названия: сопль, посвистелка, сиповка. Использовался главным образом как ратный инструмент. В исторических песнях упоминается так называемый сиповщик — «ратный игрец» на сиповке. В более позднее время находит применение у скоморохов и пастухов.
Изготавливается преимущественно из ивы (длина 360-400 мм), с 5-6 игровыми отверстиями, звук в нижнем регистре сипловатый, мягкий, в верхнем — сильный и резкий. У других славянских народов — это украинский пастушеский инструмент «сопилка» или «сопивка», молдавский «флуер» или «флояра», «дудка» и т. д. Все они родственные инструменты. Сопель применяют как сольный инструмент для сопровождения хоровых и игровых песен, а также танцевальных мелодий. Материалом для изготовления сопели может быть дерево с мягкой сердцевиной (клен, бузина, ива) или более твердые породы дерева, например, груша. В настоящее время используются различные виды пластмасс, бамбук.
Если игровая трубка делается из веток дерева, то их заготовка (сбор сырой древесины в лесу) производится осенью или зимой. Чтобы правильно сохранить ветки, их закрашивали с двух торцевых сторон масляной краской, расплавленным парафином, пластилином. Трубка, сделанная из сырой древесины, со временем коробится и растрескивается, дерево дает "усадку". Это приводит к изменениям размеров инструмента.
Хранить заготовку из дерева нужно в менее проветриваемом помещении, избегать солнечных лучей и сквозняков. Высушенную заготовку обстругивали вручную ножом под нужный диаметр.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цимбалы- струнный ударный музыкальный инструмент

Цимбалы — струнный ударный музыкальный инструмент. Корпус их имеет плоскую, трапециевидную форму с натянутыми струнами. Звук на цимбалах добывается деревянными палочками. Прародители цимбал были известны уже около шести тысяч лет назад. А первые изображения простых ударных хордофонов (скорее, теоретически напоминающих нынешние цимбалы) сохранились на древнем шумерском памятнике-осколке вазы конца IV начала III тысячелетия до н. э., на которой запечатлено шествие музыкантов с пяти-, семиструнными инструментами. «Лежачая арфа» (так назвала этот инструмент исследователь инструментария Средней Азии Т. Вызго). Как отмечает исследователь И. Забелин, при дворах русских князей цимбалы появились в конце XV в. вместе с другими иноземными инструментами. Так, в 1586 г, царский двор Москвы принял от английской королевы Елизаветы музыкальные инструменты. Царица Ирина Федоровна была поражена подаренными ей цимбалами, украшенными золотом и финифтью.
Техники игры на цимбалах: Удар - одинарное воздействие молотка подразделяется на два основных вида — весовой (всей рукой) и кистевой (кистью).  Тремоло — быстрое многократное повторение одного или двух звуков путем чередования ударов молоточков. Пиццикато ногтем предполагает: 1. щипок одной струны (встречается часто, звук при этом получается средней громкости); 2. щипок хора струн (звук извлекается более яркий, насыщенный).
Флажолет — прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...