Реализация ФИП "Техномир: развитие без границ"
методическая разработка

Федерякина Наталья Викторовна

Практика реализации проекта "Филимоновский МКК"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика реализации проекта «Филимоновский МКК»

«Ознакомление с технологическими процессами Филимоновского молочно-консервного комбината как способ развития технических и конструктивных навыков у детей 5-7 лет».

Практика развития технических и конструктивных навыков дошкольников в процессе ознакомления с технологическими процессами производства возникла на основе естественного детского интереса о том, как на прилавках магазина появляются продукты, кто их делает и где. Реагируя на потребности и интересы детей, педагоги обратились к практике изучения реальных производств не только для расширения представлений об окружающем мире, но и для развития начал технического образования детей. Педагоги опирались на приоритеты, обозначенные в Концепции развития дошкольного образования Красноярского края на период до 2025 года, на результаты самооценки по шкалам МКДО в рамках ежегодного мониторинга, а также на интересы детей, которые увлекались конструктором Лего. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что наиболее эффективный способ развития способностей у детей к техническому творчеству - это практическое изучение технологий производства, проектирование, конструирование, самостоятельное создание детьми объектов техники. Эффективным инструментом, работающим в данной области является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявляемые ФГОС ДО к дошкольному образованию. С раннего возраста детям - дошкольникам близка и знакома молочная продукция, поэтому для изучения технологий производства был выбран Филимоновский молочноконсервный комбинат (Филимоновский МКК), старейшее и крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие нашего Красноярского края.

Цель практики: развитие технических и конструкторских навыков у детей 5-7 лет через ознакомление с технологическими процессами Филимоновского молочно-консервного комбината.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- формировать у детей представления о технологических процессах производства молочных продуктов на примере Филимоновского молочно-консервного комбината;

- развивать навыки технического конструирования из различных материалов в процессе создания моделей отдельных элементов производства (разные виды конструктора, неоформленный материал, бумага и др.);

- активизировать речевую деятельность детей через обогащение словаря новыми понятиями и терминами: лаборант, технолог, пастеризация и др.;

- развивать творческие способности и инициативу у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования;

- развивать у детей умение планировать свою деятельность и навыки самоконтроля;

- воспитывать уважение к труду на производстве, бережное отношение к результатам этого труда.

Суть данной практики заключается в том, что дети, изучая технологии производства молочной продукции реального предприятия, расширяют область представлений о технических объектах, понятиях, видах производства и техники, их назначения, рабочих функциях, профессиях. Затем свои представления дети воплощают через создание своих технических объектов, моделей, конструкций. Для создания своего технического объекта дети могут использовать самый разнообразный конструктор, а также любой бросовый материал. Изготавливая технические постройки, дети пользуются самостоятельно выполненными схемами, чертежами, воплощают в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

В данной практике дети получают возможность создавать собственные технические объекты, наглядно изучать свойства технических предметов, процессов на производстве, самостоятельно проводить экспериментальные опыты в игровой форме, развивать навык постановки цели и ее достижения.

Предварительной работой с детьми стало выявление интересов и первичных представлений воспитанников о производстве. В процессе беседы на «Утреннем круге» у ребят появились вопросы: «А почему молоко белое, ведь корова ест зеленую траву?», «Откуда появляется молоко в магазине, если его дает корова?», «Почему молоко полезное?», «Почему молоко продают в пакетах, а не стеклянных банках?» Используя метод трех вопросов, было выявлено, что представляет для детей наибольший интерес. Процесс производства молочной продукции стал предметом изучения.

Педагогическую работу по ознакомлению детей с технологическими процессами изготовления молочной продукции мы выстроили поэтапно. На каждом этапе были обязательные, по нашему мнению, шаги.

Первый этап – знакомство с упаковкой для молочных продуктов. На первом шаге работы чтобы ответить на поставленные детские вопросы, была организована экспериментальная деятельность: «Какая бумага не промокает?». Выводы по экспериментальной деятельности зарисовывались детьми. Все детские продукты собирались в общую Инженерную книгу.

Следующим шагом детям было предложено зарисовать или начертить свою упаковку.

Последним шагом происходило конструирование упаковки из бумаги и картона, с применением техники оригами. Свои изделия дети с удовольствием использовали в игре.

Для реализации принципа наглядности, при знакомстве детей с процессами изготовления продукции на комбинате, мы использовали технологические схемы производства молочной продукции. Использование таких схем делало обучение более конкретным и интересным, развивало наблюдательность, воображение и мышление детей.

Вторым этапом стало знакомство с технологией переработки молока. Первый шаг – детское экспериментирование. Дети проводили опыты с молоком, используя йод, лимон и даже краски. В итоге опытнической деятельности дети познакомились с полезными свойствами молока, поняли специфику его хранения. Результаты опытнической деятельности обязательно фиксировались.

Второй шаг – проведение виртуальной экскурсии в цеха по переработке молока при помощи интернет - ресурсов, библиотеки. На данном шаге происходило обогащение кругозора детей, расширение их знаний о переработке молока, активизация речевой деятельности детей через обогащение словаря детей новыми словами и понятиями: лаборант, технолог, пастеризация, нормализация, гомогенизация, танки, сепаратор, расфасовка.

Третий шаг – работа со схемами, чертежами. Дети зарисовывали цеха по переработке молока, вспоминая и обсуждая, из чего состоит этот процесс.

Следующий шаг – это конструирование. Дети сами выбирали материал для изготовления цеха по переработке молока. Мы пользовались ресурсами нашего Конструктор-центра и дети могли выбирать различный конструктор: лего, Полидрон магнитный Супер, Корбо. В процессе конструирования дети, взаимодействуя друг с другом, договаривались, какую часть цеха они будут строить, учились правильно называть детали конструктора, закрепляли умение соединять детали конструктора, а также комбинировать детали из разного конструктора в одной постройке.

Последний шаг – обсуждение построек. Дети сравнивали свои постройки с тем, что планировали при рисовании схем, рассказывали о своей части постройки, доказывая, что эта часть необходима для линии производства. После обсуждения дети увлеченно обыгрывали свои постройки.

Третий этап нашей работы – знакомство с технологией производства йогурта на Филимоновском МКК. На этом этапе повторяются шаги с первого по третий: экспериментирование с молоком (какие добавки можно применять для изготовления вкусного йогурта), изучение технологии производства йогурта с помощью технологической схемы и виртуальной экскурсии, а также работа со схемами, чертежами, символьным материалом. Этот шаг обогатил детей следующими понятиями: закваска, сквашивание, термостатная камера.

Четвертый шаг данного этапа проходил в рамках взаимодействия с родителями и включения их в образовательную деятельность детского сада. Используя метод семейных проектов, дети совместно с родителями дома конструировали цех по производству йогурта из конструктора лего, используя собственные чертежи цеха.

Последний, пятый шаг проходил уже в пространстве группы. По фотографиям дети презентовали свой сконструированный цех по производству йогурта.

Далее были реализованы четвертый этап - конструирование цеха по производству сгущенного молока и пятый этап - конструирование цеха по производству масла. На каждом из этих этапов воспитанники проходили пять обязательных шагов:

1 шаг - экспериментирование;

2 шаг - практическое знакомство с технологическими процессами изучаемого производства;

3 шаг - работа со схемами, чертежами, символьным материалом;

4 шаг - конструирование макета реального цеха;

5 шаг - обсуждение, презентация постройки.

Каждый этап, повторяя шаги, помогал детям освоить технологические процессы изготовления молочной продукции.

Итоговым этапом реализации практики стало конструирование макета всего изучаемого комбината. В рамках «ОтЛИЧНОГО времени, принимая на себя роль работников комбината, дети с удовольствием показывали другим ребятам цеха, сконструированные собственными руками, рассказывали о технологиях изготовления различной молочной продукции, знакомили с документацией из «Инженерной книги», заново проживая события разнообразной деятельности в практике.

Данная практика направлена на старших дошкольников, т.к. они обладают первичными представлениями о технической составляющей окружающего мира, и навыками конструктивно-модельной деятельности.

  1. Ресурсы (что необходимо для реализации вашей практики)

Имеющийся ресурсы, для реализации вашей практики

Психолого-

педагогический

Реализация практики обеспечивается отбором форм и методов образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программой развития технического творчества детей дошкольного возраста. В ДОО реализуется программа развития технического творчества детей «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Психолого-педагогические требования реализуются посредством:

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей через организацию педагогических наблюдений;

-системной поддержки инициативы детей через предоставление выбора деятельности, материалов и партнеров;

-обеспечения деятельностного подхода;

-выбора технологий, методов, приемов, обеспечивающих развитие технического творчества дошкольников.

Кадровый

Уровень профессиональной компетентности сотрудников позволяет достигать положительных результатов в развитии технического творчества детей дошкольного возраста

4 педагога прошли внешнее обучение на курсах повышения квалификации по освоению содержания и технологий в развитии технического творчества дошкольников (1 педагог по теме «Содержание и технологии в развитии технического творчества детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 72 часа; 3 педагога по теме «Технологии и формы реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», 72 часа);

педагоги, реализующие практику, постоянно повышают профессиональную компетентность через методическое сопровождение в ДОО, участие в различных педагогических мероприятиях, в том числе мероприятиях муниципального проекта «Технопарк в дошкольной среде».

Материально-

технический (РППС)

Материально-техническое оснащение образовательного процесса, позволяющее достигать положительных результатов в развитии технического творчества детей дошкольного возраста представлено:

1. «Конструктор-центр» - отдельное помещение площадью 51,2 м2, в котором имеется оборудование для реализации технического творчества детей.

В «Конструктор-центре» имеется:

разные виды конструктора:

Деревянный (от 62 до 85 деталей);

Деревянный «Строитель», М., ТОО «Красная звезда»;

Наборы мелкого строительного материала, имеющего основные детали;

Пластмассовый («Элтик», «Модуль», «Униблок», «Фантазер»);

Тематические строительные наборы («Ферма», «Африка», «Зоопарк», «Город»);

Плоскостные конструкторы (коврики - трансформеры и наборы из мягкого пластика);

Напольный конструктор 70 деталей ТОМИК с тележкой - 10 штук;

Конструктор LEGO  Duplo «Большая ферма», «Мои первые машинки»;

Полидрон Гигант «Огромные шестеренки», 1 набор;

Полидрон «Супер Гигант-3», 1 набор;

Конструктор Корбо 124 детали, 1 набор;

Электронный конструктор «Знаток» 320 схем, 1 комплект;

Полидрон магнитный «Супер», 1 набор;

Полидрон «Проектирование», 1 набор.

-материалы для оригами;

-разнообразные схемы-образцы построек, материалы для воспроизведения схем, созданных детьми конструкций, раздаточные материалы для преобразования, творчества и изменений;

-стартовый комплект игрового оборудования для реализации образовательной программы «От Фребеля до робота» - пособие «Дары Фребеля», 1 комплект.

2. «Конструктор-центр» оснащен проектором и экраном, выходом в Интернет.

3. «Конструктор-центр» обеспечен удобной полифункциональной мебелью, которая обеспечивает детям открытый доступ и возможность презентовать свои продукты.

4. За пределами «Конструктор-центра», дети в группах имеют возможность закреплять представления о производстве. Группы оснащены:

Строитель Блочный пластмассовый;

- Строитель деревянный «Малыш»;

- Строитель пластмассовый крупный;

- Конструктор «Магнитный»;

- Разнообразный конструктор Лего;

- Неорганизованный материал.

Результаты практики:

- дети имеют представления об отдельных профессиях, связанных с молочным производством (лаборант, технолог);

- дети имеют представления о технологических процессах производства молочных продуктов на Филимоновском МКК (дети понимают конструкцию определенных цехов завода, могут анализировать его основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, местоположение этих частей, в зависимости от тех условий, в которых конструкция будет использоваться);

- словарь детей пополнился терминологическими понятиями (пастеризация, нормализация, гомогенизация, танки, сепаратор, расфасовка, закваска, сквашивание, термостатная камера);

- дети овладели достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, поделок из разных видов конструктора, неорганизованного материала, бумаги и др. материала:

•        правильно называют детали конструктора;

•        умеют соединять детали разнообразного конструктора;

•        умеют комбинировать детали из разного конструктора в одной постройке.

Измерение результатов практики ведется с использованием метода наблюдений. Результаты наблюдений заносятся в карту индивидуального развития.

1. Статья «Ознакомление с технологическими процессами Филимоновского молочно-консервного комбината как способ развития технических и конструктивных навыков у детей 5-6 лет», стр 36./ Городской фестиваль инновационных педагогических практик «Качество образования: инструменты и механизмы для достижения новых образовательных результатов в дошкольном образовании». Сборник методических материалов. Сост. Л.И. Смурыгина. – Зеленогорск, 2023 – 56 с.

https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FZPxpBLobvgHU4nDddfDZz6MWVu1ZZeEnxbiggu1uViyAKBHlVR8K1wXVbzI0q1CEq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=Сборник%20по%20итогам%20Фестиваля%202023.pdf&nosw=1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление упаковки

Слайд 2

Цех производства молока

Слайд 3

Цех производства йогурта

Слайд 4

Цех производства сгущенного молока

Слайд 5

Цех производства масла

Слайд 6

Макет Филимоновского МКК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ТехноМир: развитие без границ»

В рамках этого проекта приняли участие в методическом марафоне «ТехноИдеи» от инновационной площадки «ТехноМир: развитие без границ» с докладом «Технологические процессы ...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» на период с 2022 по 2024 годы

В 2022-2023 учебном году нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по направлению &qu...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» на период с 2022 по 2024 годы

Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» на период с 2022 по 2024 годы

Нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по направлению "ТехноМир: развитие без...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» (2022г.-2024г.)

В 2022-2023 учебном году нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по направлению &qu...

Реализация проекта «Красмаш» в рамках реализации федерального проекта «ТехноМир: развитие без границ».

Вид проекта:Информационно- практико-ориентированный проект Участники проекта: воспитатели (специалисты), дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).Цель проекта: Создан...