Статья "Адвент-технология – способ реализации событийного подхода в процессе формирования познавательной активности у обучающихся с задержкой психического развития"
статья

Карацуба Татьяна Сергеевна

В статье дана характеристика адвент-технологии, как частного способа проектирования события в течение определенного промежутка времени, каждый день которого  заполнен какой-либо деятельностью или заданием.  По сути, адвент-технология – это календарь ожидания значимого, яркого итогового события. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл advent-tehnologiya_karatsuba_t.s.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Адвент-технология – способ реализации событийного подхода в процессе формирования познавательной активности у обучающихся  с задержкой психического развития

        Складывающиеся новые отношения в современном обществе предъявляют к личности, в том числе и к ребенку, повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в жизненных ситуациях, принимать решения, приспосабливаться к миру в постоянно изменяющихся условиях, уметь анализировать, сравнивать и так далее. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении жизни, и в основе их лежит стремление к активному познанию. Следовательно, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, как в психологии, так и в педагогике, является исследование познавательной активности.

        В образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей детей и получении определенного уровня знаний обучающимися, но и на развитии их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в новых государственных стандартах. Педагоги, озабоченные данной проблемой, находятся в поисках наиболее эффективных средств развития познавательной активности,  разрабатывают различные программы по её развитию. Подобное наблюдается и в группах компенсирующей направленности, воспитанниками которых являются дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Спектр нарушений развития у детей достаточно широк, среди них особое место занимает задержка психического развития (ЗПР). Именно у детей с ЗПР сниженная познавательная активность занимает особое место в спектре всех остальных особенностей. Мы понимаем под познавательной активностью непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.

        Проблема, с которой сталкиваются специалисты, работающие с детьми с ЗПР, это выбор наиболее эффективных средств коррекционного воздействия. Разнообразные педагогические технологии, находящиеся в арсенале педагогов, далеко не всегда соответствуют развивающим целям и особенностям детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому поиск эффективных педагогических технологий формирования и развития познавательной активности детей с ЗПР на сегодняшний день приобретает особую актуальность.

        Выбор событийного подхода в качестве основополагающего в процессе формирования познавательной активности у детей с ЗПР обусловлен современными взглядами на процесс воспитания обучающихся в целом, как на единство ярких, эмоциональных незабываемых событий в жизни ребенка и повседневных, будничных видов деятельности. Реализация событийного подхода в группе компенсирующей направленности предполагает: наличие в образовательном  пространстве группы эмоциональных запоминающихся видов деятельности (событий), которые были с одной стороны значимы, привлекательны и доступны детям, с другой – решали ряд коррекционно-развивающих задач; обеспечение комплексного подхода к решению коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач; интеграция всех направлений развития воспитанников; активность всех участников образовательных отношений. Учитывая особенности детей с ЗПР, а именно низкий уровень познавательной активности, инертности познавательных процессов, трудности в формировании у детей пространственно-временных представлений, в развитии чувства времени и т.д., педагогами МБДОУ «Д/с №204» была предпринята попытка реализации событийно подхода  посредством адвент-технологии. Адвент-технология – это частный способ проектирования события в течение определенного промежутка времени, каждый день которого  заполнен какой-либо деятельностью или заданием.  По сути, адвент-технология – это календарь ожидания значимого, яркого итогового события.

        Реализация событийного подхода посредством адвент-календаря позволяет решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи, а именно:

- формирование временных представлений у обучающихся с ЗПР;

- уточнение, систематизация и конкретизация представлений воспитанников о том или ином событии;

- создание условий для проявления и развития творческих, познавательных, физических  способностей воспитанников; выбора занятий с учетом индивидуальных потребностей и интересов детей;

- развитие у воспитанников способности чувствовать время;

- содействие развитию у детей исследовательских практических навыков;

- воспитание у детей потребности в совместной значимой деятельности со сверстниками, объединенной общей целью;

- привлечение родителей (законных представителей) к решению коррекционно-развивающих и воспитательных задач;

- создание условий для самостоятельной познавательной деятельности воспитанников посредством эффективного использования РППС.

        Кроме этого, для обучающихся адвент-календарь – это ежедневные интересные задания, сюрпризы, игры, связанные межу собой общей тематикой, а для педагогов – это своеобразный план деятельности с воспитанниками на определенный период времени, позволяющий в эмоционально положительной атмосфере решать множество коррекционно-развивающих задач.

        Включение в образовательный процесс адвент-календаря дает возможность использования разнообразных форм организации образовательного процесса,   педагогических методов, средств и приемов работы с детьми; интегрировать все направления развития детей (речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное).

        Таким образом, реализация событийного подхода в группах компенсирующей направленности обусловливает максимальную включенность всех участников образовательных отношений в коррекционно-образовательный процесс, абсолютно всех обучающихся группы вне зависимости от их способностей, возможностей и индивидуальных особенностей. Для педагогов групп компенсирующей направленности главным критерием эффективности использования адвент-технологии будет являться желание обучающихся с задержкой психического развития заниматься каким-либо видом деятельности, их вовлеченность в совместную деятельность, их положительный эмоциональный фон, проявление способности действовать сообща в  достижении общей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развитияа)   Развитие психических процессов у детей с ЗПР.Познавательная деятельность — это сознательная деятель...

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

"Работоспособность и активность дошкольников с задержкой психического развития на разных этапах занятия"

Об использовании ИКТ в работе с дошкольниками с задержкой психического развития...

Развитие социальной позитивной активности детей с задержкой психического развития через формирование отзывчивости и любви к природе

Для детей с ЗПР практическое исследование является единственным способом познания мира и даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта....

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

«Использование нейропсихологического подхода в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития»

Тезисы на тему: «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР» были представлены и вошли в сборник  тезисов в рамках Всероссийской (заочной) ...