конспект игры Никитина
план-конспект занятия (средняя группа)

Елена Сергеевна Теплухина

конспект и буклет иры Никитина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nikitina.docx19.19 КБ
Файл buklet_igry_nikitina.docx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Тема: Использование игр Никитина для развития интеллектуальных способностей дошкольников.

Воспитатель: Теплухина Елена Сергеевна

Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников в игровой деятельности используя, развивающие игры Б. П. Никитина.

Задачи:

Обучающие:

- формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; 

- овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления; 

- обучение логическому и образному мышлению, умению распознать и строить по образцу

Развивающие:

- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения); 

- развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии. 

Воспитывающие:

- формирование интереса и положительной мотивации обучения; 

- воспитание внимательности к выполнению заданий; 

 «Кубики Никитиных»

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. Важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и в итоге, самостоятельно приобретать знания. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.

Достоинства игровой деятельности известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления.

Игра: «Разные дорожки»

 Цель: формировать у детей способность создавать сериационные ряды с целью понимания относительности величины, развивать умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Материал. Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Педагог: давай поиграем. Посмотри, какую дорожку я выложила. Какого она цвета? Сложи: - такую же дорожку; - другого цвета; - чередуя цвета; - из большего количества кубиков; - сколько всего у нас дорожек? - из каких фигур выложена дорожка? -чем они отличаются друг от друга? -какая из дорожек самая длинная, самая короткая? 5 -с какой дорожки начнем выстраивать ряд, с самой короткой или с самой длинной? - какая полоса будет следующая? - какая полоса длиннее желтой, какая короче? - сравните первую и последнюю полосу, какая из них длиннее, какая короче?

Игра: «Кто быстрее»

Цель: развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени. Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать узор из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. за 5 минут и завершить его.

Описание игры: Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания узора из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. именно за 5 минут. По сигналу воспитателя дети начинают создавать узор из кубиков по образцу. Через 5 минут воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания

Игра: «Выложи по памяти».

Цель: развивать произвольное внимание, память, логическое мышление. Игровая задача – повторить по памяти узор из кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Детям предлагается образец схематичного изображения предмета из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. Затем убирается. Дети выкладывают по памяти изображение. Выигрывает тот, что повторил узор без ошибок.

Игра: «Справа, как слева»

Цель: развивать образное воображение, логическое мышление, память. Игровая задача – сложить справа кубики и закончить узор из кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. Описание игры: Воспитатель: Кукла Катя собирала кубики и забыла собрать до конца узор. Нужно собрать их так, чтобы одна сторона была похожа на другую. Выигрывает тот, что повторил узор без ошибок.

Кроме кубиков у  Б.П. Никитина есть еще очень интересные развивающие «квадраты Никитина»

 «Сложи квадрат» – знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.

Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.

Игра многоуровневая, уровень сложности зависит от количества составных частей. Самые простые задания ( 2-3 части) можно предлагать ребенку уже с 2 лет.

Она обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.

Варианты основных задач:
Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. – перемешивайте детали.
Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».

Дополнительные задачи:
Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.

Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми». Игра Никитина «Сложи узор».

Данная консультация раскрывает последовательность этапов освоения  игры Никитина "Сложи узор". Б.Н. Никитин рекомендует начинать играть в эту игру с полутора лет, поэтому "задания" в консультации...

Консультация: «Как изготовить игру». Игра Никитина «Сложи узор».

Игра Никитина "Сложи узор" уникальна тем, что в неё можно играть всей семьёй, из предложенного набора деталей можно придумать бесконечно много вариантов игры, а главное её можно сделать своими руками....

Игры Никитина и Игры Воскобовича

Игры Никитина Игры Воскобовича...

Математическая квест-игра в подготовительной группе "Решение интеллектуальных задач с помощью игры Никитиных "Сложи узор""

В квест-игре  дошкольникам предлагается отправиться на остров "Фантазий", на котором спрятан сундук с сокровищем. На протяжении всей игры дошкольники  решают интеллектуальные задач...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Парциальная программа «Интеллектуалы»Технологии развивающего обучения - авторские методики интеллектуально – творческого развития: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, интеллектуальные игры Никитина, развивающие игры В.В. Воскобовича

Автор  программы: воспитатель 1квалификационной категории Низамова И.А.Актуальность.Парциальная  программа «Интеллектуалы» представляет систему творческих заданий с использование...