Опыт КСО
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы преемственности
детского сада и начальной школы
с использованием коллективного способа обучения.
Меня зовут Киселева Оксана Александровна, я воспитатель Увалинского детского сада филиал Легостаевской СОШ №11. Хочу поделиться опытом работы в рамках Концепции развития школьного обучения в сельских районах Красноярского края.
На учительском совете мы решили внедрить цель «Преемственность между дошкольным учреждением и школой». Психологическая готовность ребенка к школе связана с мотивацией к учению. Интерес к школе у детей проявляется рано: они наблюдают за старшими, слушают рассказы взрослых, их привлекает «неизвестное». Дети старшего дошкольного возраста часто заявляют о своем желании пойти в школу, мотивируя это покупкой ранца и возможностью играть в футбол со старшими ребятами. Однако основной мотив — стремление к обучению («хочу много знать», «хочу учиться читать, писать, решать задачи») — нередко отсутствует.
Такие мотивы формируются постепенно из познавательных интересов, умения прилагать усилия и получать новые знания. Важно, чтобы взрослые положительно оценивали достижения ребенка. Коллективный способ обучения (КСО) стимулирует познавательный интерес, так как дети сравнивают свои успехи с успехами товарищей и учатся оценивать себя и других. Это благоприятно влияет на развитие навыков общения.
Практика показывает, что одного желания учиться недостаточно. В привычной среде ребенок уверенно идет к цели, но при переходе в новую атмосферу испытывает стресс. Наша задача — научить детей активно общаться, адекватно воспринимать критику и ставить цели. Обучение в форме КСО не только развивает общение, но и помогает ребенку легче адаптироваться к новым условиям.
Алгоритм работы
Мы разработали алгоритм работы совместно с воспитателями и учителями начальных классов под руководством директора школы Косырьковой Е.Н. На первом этапе составили подробный план, включающий цели, задачи, ожидаемые результаты и сроки. Подготовили индивидуальные программы для детей, табло учета и бейджи с изображением предметов для тех, кто не умеет читать.
Провели родительские собрания, где рассказали родителям о коллективном способе обучения, преемственности между детским садом и школой и ожидаемых результатах.
Первое погружение
Первое погружение состоялось в декабре 2019 года. Дети 5-7 лет посетили Легостаевскую СОШ. В официальной части для них была проведена экскурсия по школе, дети увидели столовую, спортзал (мальчишки были в восторге), побывали в классах, где учителя кратко рассказали о своей работе.
После знакомства со школой ребята отправились планировать индивидуальные маршруты. Их ждали два вида деятельности: парное разучивание стихотворений и схематизация. Стоит отметить, что дети уже знакомы с этими методиками, так как мы активно применяем их на занятиях в детском саду. Как только каждый ребенок определился с тем, на какое занятие он пойдет в начале, образовалось две сводных группы. Дальше ребята разошлись по классам для занятий.
На этапе апробации занятия длились по 15 минут, а на клубную деятельность отводилось до 10 минут. Выбор командира группы решили отложить, чтобы понаблюдать, как дети проявляют себя в своем кругу и в новой обстановке. Занятия по методикам прошли успешно, ребята активно работали в отведенное время. Были небольшие моменты, когда им требовалась помощь, но это незначительные отклонения для первого раза.
После завершения индивидуальных планов с ребятами мы провели рефлексию. Они отвечали на вопросы: понравилось ли им обучение, был ли клубный формат интересным, все ли было понятно и хотели бы они повторить занятия в таком же виде.
Положительные ответы, улыбки детей и приподнятое настроение говорили сами за себя.
Вернувшись в детский сад, ребята делились впечатлениями с младшими детьми. На вопрос «Понравилось ли тебе в учиться школе?» , дети давали положительный ответ. Конечно, это только капля в море, но все же мы пробудили в детях интерес.
Второе погружение состоялось в феврале 2020 года, на базе нашего детского сада. Гостями были ученики 1 класса. На совете учителей решили организовать продуктивную деятельность в рамках проекта «Деревенька». В этом проекте объединили три темы растения, домашние животные, дома. Детям предстояло сделать выбор не только темы своего занятия, но материала для изготовления поделки. Был предложен пластилин, природный материал, бумага, соленое тесто. После планирования индивидуальных маршрутов, образовалось три сводных группы и дети разошлись на занятия. На выполнение задания отводилось по 15 минут.
После завершения индивидуальных планов дети собрались в одну группу на рефлексию. Ребята отвечали на такие вопросы: «Было ли им сложно выбрать тему или материал своей работы?», «Что показалось самым сложным?», «Когда работали в сводной группе, что вызывало затруднения?»
Все занятия проходили в присутствии родителей. Они внимательно наблюдали за детьми, за их эмоциями и работой.
С родителями также была проведена рефлексия. Обсудили их впечатления от формы КСО, оценили, как дети взаимодействовали друг с другом и как они работали. Родители выразили желание продолжать занятия в том же направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....

Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)
Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...
