Проект " Моя семья"
проект (младшая группа)

Образовательный проект  " Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_2.docx717.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 132

Познавательно-творческий проект

 в младшей группе

« Моя семья»

Воспитатель: Евсеева Е.С.

Тюмень-2024

Познавательно-творческий проект

“ Моя семья”

Автор: воспитатель МАДОУ детский сад 132 Евсеева Елена Сергеевна

Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: Педагоги, родители, дети второй младшей группы.

Цель проекта: формирование КГН как

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Закрепить с детьми понятия «семья», «имя», «фамилия»;
  • Закреплять умение называть имена родителей, бабушек и дедушек;
  • Формировать представление о родственных отношениях
  • Познакомить детей с понятием «семейные ценности»

Развивающие:

  • Развивать связную речь
  • Развивать детско-родительские отношения через совместную деятельность детей и родителей

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • Привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.

Ожидаемые результаты реализации проекта: 

  • У детей сформированы представления о своей семье, о членах семьи и семейных традициях;
  • Осознают собственный статус в семье и понимают значимость семьи в жизни каждого человека
  •  Проявляют уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи;
  • Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;

Формы и методы реализации проекта:

  • Беседы
  • Совместная организованная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Организация выставок
  • Совместные праздники и развлечения
  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры

Актуальность

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

        Формулировка цели, задач, мероприятий проекта.

        Обсуждение с детьми  «Модель трех вопросов»:

-Что мы знаем о своей семье?

Ответы детей:  Знаем, что есть мама, папа, брат/сестра

Но не знаем, где работают родители, не знаем об их увлечения. Не знаем семейные традиции

-Что  мы хотим узнать?

Ответы детей: Мы хотим узнать

Больше о своей семье

-Откуда мы может взять информацию?

Ответы детей: Спросить у родителей, из семейных фотоальбомов, совместной деятельности с родителями

 

2.Основной:

Познавательное развитие:

  • НОД “ Моя  семья”
  • НОД “ Мой дом”

-Беседы: «Мама, папа, я - дружная семья»,

-«Мои бабушка и дедушка»

-«Я - девочка (мальчик)»

- «Мое имя», «Мой адрес»,

-«Как я помогаю дома»

-«Кем работают мои родители»

-«Увлечения моих родителей»

-«Дидактические игры: «Кто исчез?», «Чей предмет?», «Назови ласково», «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Моя семья».

-Разрезные картинки о семье.

-Рассматривание сюжетных картинок.

-Рассматривание семейных фотоальбомов

-Настольно-печатные игры: «Укрась платье для мамы», игра-ассоциация «Мама, папа, я», лото «Семья», «Найди пару»

-Рассматривание гениалогических деревьев детей

Речевое развитие:

  • Составление рассказов о своей семье (по фотографии, картине):

-«Моя семья»,

-«Моя мама – самая лучшая»,

-«Папа – лучший друг»,

-«Семейные праздники»,

-«Семья на отдыхе»,

-«Как я помогаю дома»,

-«Как мы отдыхаем».

  •  Отгадывание загадок о семье.
  • Чистоговорки о семье
  • Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад», «В гостях хорошо, а дома лучше», « При солнышки – тепло, при матушке – добро», «Родители трудолюбивы – дети не ленивы»
    «Жалей отца с матерью, других не найдешь»
  • Речевые игры: «Назови ласково», «Как тебя зовут?», «Кто что делает?», «Кому что подарим», «Дополни предложение», « Один-Много»
  • Выставка художественной литературы.
  • Реч.упражнение “ Я люблю маму( папа, брата/сестру) потому что...

Чтение художественной литературы:

-В. Осеева «Сыновья»

-Е.Благинина «Посидим в тишине»,” Вот какая мама”

-С. Капутикян «Моя бабушка»,

-С. Баруздин «Мамина работа»,

А. Барто «Как Вовка бабушек выручил» “ Младший брат”,

-А. Шибаев «Кто играет?»,

-М. Тахистова «Семья», «Мой дом»;

-сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

-Г. Виеру «Мамин портрет»,

-М. Морозова «Рисунок для папы»,

-М. Дружинина «Папочка-папуля»,

-Л.Толстой “ Моя родня”, “ Улыбнется мама”

- Я.Аким «Моя родня», «Мама”   и др

Социально-коммуникативное развитие:

  • Дидактические игры  («Мамины помощники», «Моя семья», « Чьи вещи»,
  •  « Наводим порядок»,)
  • Сюжетно- ролевые игры  « Семья»- « Встречаем гостей», « Едем на пикник», «Прогулка в парке», « Семейное путешествие», « Семья завтракает»…

Художественно-эстетическое развитие:

  • Аппликация  « Платье для мамочки»
  • Аппликация « Прическа для мамы»
  • Аппликация « Открытка для мамочки»
  • Рисование « Делаем компот с бабулей»

Физическое  развитие:

Работа с родителями:

Оформление выставки творческих работ родителей « Наши руки не для скуки»

-Консультация для родителей :

« Роль отца в воспитании ребенка»

« Роль старшего поколения в воспитании детей»

Папки- передвижки:

« Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

«Бабушки и дедушки»

3.Заключительный

1. Выставка семейных фотоальбомов

Приложение

Загадки:

Кто загадки отгадает,                                          
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…

(Семья!)

Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша …

(Мама) 

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – 
(Мама)

 Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама)

Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

 Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...
(Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 

Не реветь? Конечно, …

(Папа)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш...
(Папа)

 Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
(Папа)

 Пусть не хожу я в детский сад, 
Я дома ем оладушки. 
Пенсионерка, я и рад, 
Моя родная …
(Бабушка)

 Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
(Бабушка)

 Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка)

 Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная...
(Бабушка)

Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — …
(Дед)

 Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш...
(Дед)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
(Дед)

 Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(Тетя)

 Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне...
(Дядя)

 Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья)

Вот ведь дело-то какое… 
Нас не семеро, а трое: 
Папа, Мамочка и я, 
Но все вместе мы — …
(Семья.) 

Пальчиковая игра «Как  у бабушки Наташи»
- Как у бабушки Наташи (
держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
- Каша пшенная, с дымком
(над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
- С маслом!
(левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
- С молоком! (
соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).
- Взяли мы большие ложки
. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
- Съели все до самой крошки! (
попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
- Вот какая каша!
(снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).
- У бабушки Наташи!

Консультация для родителей

«Роль отца в воспитании ребенка»

    У современных семей сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать финансовые средства, содержать семью, оплачивать все желания, потребности и брать на себя все семейные расходы. И ребенок чуть ли не с рождения слышит от матери фразу: «Папа устал на работе, не мешай ему». Но малышу необходимо внимание и участие отца, он хочет поделиться с ним своими детскими проблемами. Ребенок хочет выразить свою нежность и любовь, а его тут же останавливают. Почему так важна роль отца в воспитании ребенка? Что будет с малышом, если отец будет самоустраняться от воспитательного процесса, не будет принимать участия в его жизни, взрослении, становлении? И существуют ли различия в воспитании детей разных полов? Об этом и поговорим.

Значение участия отца в воспитании ребенка

В погоне за финансовой стабильностью в семье мужчины часто забывают главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.

  Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе.

  Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого.Понятно, что формирование таких качеств закаляется в несколько суровых условиях, которые по мнению женщины могут казаться слишком уж жестокими. Такое поведение женщин встречается, если ребенок много болел или родился у женщин в довольно зрелом возрасте. У женщин, чьи первенцы появились на свет в 20–25 лет, как правило, таких чувств не возникает.

Функции отца в воспитании ребенка

Когда речь идет о полной семье, мужчина должен и обязан активно участвовать в жизни своего ребенка. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии детей. К ним относят следующие:

Физическое развитие. Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидываний вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а кроме всего прочего, у него с ранних лет будет формироваться и развиваться вестибулярный аппарат.

Мышление. Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Мама и бабушки в этом случае отодвигаются на второстепенный план с их «сюсюканьем». Мужчина, благодаря своей брутальности, разговаривает с крохой правильно и четко. Кроме этого, отец эффективней обучит ребенка разбираться в головоломках и конструкторах. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.

Сбалансировать отношения ребенка и матери. Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала практически 24 часа в сутки в его жизни. Связано это может быть с отлучением от груди, выходом мамы на работу или оформлением самого крохи в дошкольное заведение. Отцы могут помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или инициатора переселения крохи в отдельную комнату, то процесс отделения от матери проходит менее болезненно.

Социализация. Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.

Половая идентификация. Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль в жизни.
Отец – это человек, дополняющий женское воспитание ребенка. Без его участия малыш лишается львиной доли ценностей и понятий в семье, он не видит примера для подражания.

Роль и авторитет отца для сына

         Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

         Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.

Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах.

Роль отца в воспитании дочери

        Девочки воспринимают отцовское воспитание совершенно иначе. В их сознании появляется образ мужчины, который они проносят через всю жизнь. Если мужчина прилагал максимум усилий, отдавал всю свою любовь и нежность дочери, то она начнет искать себе спутника жизни похожего на любимого папу. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда отец проявляет агрессию в семье, не участвует в воспитании и не заботится о семье.

      Однако, часто мы наблюдаем ситуации, когда любящий папа готов на все, ради своей маленькой принцессы. Он потакает всем ее прихотям, балует, выполняет все ее пожелания и требования, не понимая, какую ошибку он совершает. Привыкшая к подобному поведению отца, девочка вырастает капризной, взбалмошной и балованной. В последствии ей будет сложно найти себе спутника жизни, сложно создать семью, да и вообще, проблемы в общении с противоположным полом девочке обеспечены.

      Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

      Огромная заслуга отцов в воспитании дочерей состоит в том, что они дают возможность познавать окружающий мир с мужской позиции. Общие семейные прогулки трансформируются в увлекательные исследовательские мероприятия, где отец учит дочь ориентироваться на местности, различать насекомых и животных. Папа может найти четкие, правдивые и исчерпывающие ответы, на любознательные вопросы дочери.

Роль отца в патриотическом воспитании

   В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.

    Патриотическое воспитание – это система социализации детей, позволяющая оценить важность Родины, научиться беречь ее ресурсы и природу. Начинается оно в семье и школе, где ребенка учат выполнять определенные обязанности и правила. Патриотизм юного гражданина в первую очередь проявляется в духовной и нравственной связи с семьей. Отец при этом своими гражданскими действиями и поступками подает пример для подрастающего поколения граждан.

Особенности воспитания ребенка без отца

К сожалению, современное государство не может полностью оградить детей от того, что им приходится расти в неполных семьях. Причин этому слишком много: безответственное отношение к выбору партнера, боязнь трудностей, нежелание родителей подстраиваться под характер друг друга. Одной из причин того, что дети растут в неполных семьях – отсутствие мужчины в воспитании детей. Если в семье новоиспеченных родителей кто-то из них недополучал отцовской любви, заботы, то вероятно, и дети таких родителей обречены.

Матерям-одиночкам тяжело воспитывать детей самостоятельно, без мужской поддержки, но они должны набраться терпения и создать в своей семье гармоничную и спокойную атмосферу. Женщине следует избавиться от негативных мыслей по поводу отсутствия мужа и направить все свои силы и энергию на воспитание ребенка. Стоит отметить, что эта задача нелегкая и в ней есть несколько моментов, зависящих от пола ребенка. Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную зависимость от матери. Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную зависимость от матери.

      Конечно, женщина может научить сына быть нежным, преданным, добрым и искренним. Но она не может стать для него примером мужественности, стойкости и эмоциональной стабильности. Без отца мальчик может вырасти инфантильным, он не будет знать, как защитить себя и свою семью, не сможет контролировать свои эмоции в затруднительных ситуациях.

     Мать должна помочь малышу найти ориентир, который будет примером мужественности и целеустремленности. Это может быть дедушка или старший брат, а лучше всего отдать малыша в спортивную секцию, где тренером является мужчина. Женщина также может мотивировать сына на помощь по дому, даже если он совсем кроха, собрать свои игрушки не так сложно. Главное – поощрять самостоятельность ребенка и стремление защитить маму.

     В воспитании девочек дело обстоит лучше, ведь у них в жизни присутствует мама – пример для подражания. Дочь быстро научиться доброте, отзывчивости и другим женским качествам. Но проблемы могут появиться в подростковом возрасте, когда начнется половое созревание и тяга к противоположному полу. Если девочка воспитывалась без папы, то она вряд ли понимает мужскую логику и даже искренние чувства сверстников для нее будут загадкой. Поэтому маме стоит подумать о поиске мужчины, который полюбит не только ее, но и маленькую дочь.

Вместо заключения

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т.е. он становится для девочки эталоном – образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремиться совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости помогать налаживать контакт детей с мужем.

Консультация для родителей

«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»

    Воспитание ребёнка — сложный и трудоёмкий процесс, с которым родителям часто не под силу справиться в одиночку. Вот тут-то и приходят на помощь заботливые бабушки и дедушки. Они и посидят с малышом, и накормят его, и расскажут, что нужно делать для того, чтобы он рос сильным и здоровым.

Но мамам и папам не всегда удается найти общий язык с пожилыми родителями, потому что воспитание бабушки может сильно отличаться от материнского. Отсюда — ссоры, конфликты и борьба за внимание ребёнка.

     Пару веков назад, когда дед брал на руки маленького внука, ему было несложно представить дальнейшую судьбу ребёнка. Все, что накопило старшее поколение, передавалось детям, а затем внукам и правнукам. Даже род деятельности часто переходил от отца к сыну.

     Современным же бабушкам и дедушкам даже вообразить трудно, как будут жить их внуки в недалеком будущем. Они не понимают значений современных слов, не умеют обращаться со многими предметами бытовой техники. Это внучка может научить бабушку пользоваться смартфоном, а не она её.

Опыт старшего поколения уже не является авторитетом для молодых. Соответственно, и роль бабушки в воспитании ребёнка стала иной, не такой, какой была 100 лет назад.

Но, как и прежде, бабушка и дедушка остаются для маленького человечка родными и близкими людьми, способными помочь, поддержать и дать добрый совет. Не зря известный русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский называл всех пожилых людей «природными русскими педагогами», способными тонко чувствовать душу ребёнка.

Типы бабушек

Психологи выделили 6 типов поведения, характерных для старшего поколения:

1. Бабушка–«глава семьи»

Такая бабушка считает, что её опыт и возраст дают ей право распоряжаться жизнью не только внуков, но и всей семьи. Она вмешивается во все дела, навязывает своё мнение по любым вопросам. Молодых родителей такая бабушка считает неспособными самостоятельно заботиться о внуке или внучке.

2. Бабушка-«контролёр»

Эта бабушка будет требовать от родителей ежечасный отчёт о том, как ребёнок поспал, поел и сходил на горшок. Все действия мамы и папы она обязательно подвергнет критическим замечаниям. Она может жить далеко от молодых, но в совершенстве владеет Skype и другими программами онлайн-общения, чтобы не оставлять семью без присмотра.

3. Бабушка-«жертва»

Таких бабушек нетрудно узнать. Они и рюкзак у внука заберут, и место ему в автобусе уступят, и с ложечки его накормят, только бы любимому дитятке хорошо было! А то, что у бабушки давление скачет и третий день голова кружится, это не так уж и важно.

4. Бабушка-«подружка»

Снисходительно относится к шалостям и проказам внуков, имеет с ними свои маленькие секреты и тайны. Всё бы ничего, но дети быстро привыкают к тому, что всё сходит им с рук, и маленькие проказы постепенно перерастают в большие.

5. Бабушка-«наседка»

Такая бабушка старается оградить ребёнка ото всех опасностей в мире. Кутает даже в небольшой мороз, находит несуществующие болезни и активно их лечит и обязательно сходит на детскую площадку разобраться, кто же её ненаглядного внука здесь обижает.

6. Бабушка-«гость»

Эта бабушка почти не принимает участия в воспитании внуков, она либо озабочена своей профессиональной деятельностью, либо устройством личной жизни. Приезжает только по праздникам, дарит, как правило, дорогие подарки и на этом считает свою «бабушкину» миссию завершенной.

Эти типы вполне могут сочетаться друг с другом. Например, бабушка — «глава семьи» очень часто может быть и «наседкой», и «контролёром».

Влияние бабушек и дедушек на развитие ребёнка

Как мы уже говорили, участие бабушек и дедушек в воспитании является важным и необходимым фактором для благополучного развития ребёнка.

Но влияние бабушек и дедушек на подрастающее поколение может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные моменты

  1. Бабушка окажет необходимую помощь в уходе за новорождённым, даст советы по воспитанию малыша.
  2. Пожилые родственники могут взять на себя заботы о ребёнке, пока мама и папа на работе или в отъезде.
  3. Общение с бабушками и дедушками расширяет социальные контакты ребёнка, он учится взаимодействию с теми, кто намного старше его.
  4. Когда бабушка и дедушка рассказывают малышу о семейных ценностях и традициях, показывают фотографии родственников, у ребёнка формируются представления о жизни людей в разные эпохи и закладываются представления о связи между поколениями.
  5. У старшего поколения, как правило, находится больше времени на общение с детьми. Они никуда не спешат и могут спокойно выслушать малыша и научить его многим необходимым умениям.
  6. С высоты своего опыта бабушка и дедушка могут помочь внуку или внучке в решении важных проблем, дать добрый совет, разделить его радости и беды.
  7. Ребенок, общаясь с бабушками и дедушками, учится заботиться о старших, дарит им свое тепло и внимание.

Поговорим о недостатках

Как бы ни любили бабушки своих внуков, как бы ни старались сделать для них всё, что те пожелают, некоторые их действия не приносят ребёнку пользы.

«У бабушки можно»

Расхождение в тактиках воспитания ребёнка становится причиной для многочисленных ссор и конфликтов в семье.

Бабушки часто разрешают то, что мама с папой категорически запрещают малышу. А тот потом начинает требовать от родителей «запретное» путём слёз, капризов и истерик.

Итог: ребёнок вырастает манипулятором, учится врать, находить во всём свою выгоду и получать желаемое любыми путями.

«Чем бы дитятко ни тешилось»

Бабушки порой излишне балуют ребёнка, покупают дорогие игрушки, стараются выполнить любую просьбу «дитятки».

Итог: ребёнок вырастает избалованным, жестоким, не имеющим уважения к старшему поколению.

«А у бабушки лучше»

Нередко бабушки начинают играть в игру под названием «Ведь я же лучше твоей мамы»: «У меня и блинчики вкуснее, и мультфильмы интереснее, и конфет я даю тебе больше».

Итог: ребёнок перестает слушаться родителей, теряет с ними психоэмоциональную связь, становится капризным и неуправляемым.

«Пока не доешь, из-за стола не выйдешь»

Бабушки и дедушки жили во время продуктового дефицита. Собственные родители приучали их доедать всю приготовленную еду, этому они же учат своих детей и внуков.

Итог: ребёнок растёт неуверенным в себе, часто с расстройствами пищевого поведения или нервными расстройствами.

«Как бы чего не вышло»

Пожилые люди, как правило, обладают повышенной тревожностью и стремятся оградить внуков от всего, что может представлять для них опасность. Но зачастую перегибают палку, лишая ребёнка возможности самостоятельно познавать мир.

Итог: ребёнок вырастает тревожным, боязливым, часто не умеет наладить контакт со сверстниками.

«Давай бабушка тебя оденет»

Заботливая бабушка и шнурки завяжет, и игрушки уберёт, и носик внуку вытрет. Даже если он давно умеет это делать сам.

Итог: ребёнок растёт инфантильным, несамостоятельным, привыкает ждать помощи от других.

Если вас что-то не устраивает в поведении бабушки или дедушки по отношению к ребёнку, нужно обязательно сказать им об этом, чтобы не доводить дело до открытого конфликта.

Но если ситуация становится всё более и более напряжённой, мамам и папам важно знать, как грамотно разрешить все противоречия между родственниками.

Что делать? Налаживаем процессы воспитания ребёнка с бабушками и дедушками

Делим ответственность

Даже если вас не устраивает поведение бабушки и её тактика воспитания, постарайтесь грамотно выстроить границы воспитательного процесса и распределить обязанности между родителями и бабушками-дедушками, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Что можно доверить старшему поколению:

  • научить внучку вязанию, вышиванию и умению готовить вкусные блюда. Дедушка может привлечь внука к рыбалке, столярному делу и т. д.
  • вместе читать познавательные и художественные книги;
  • играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить;
  • проводить внука или внучку на кружок или секцию, встретить из школы или забрать из детского сада;
  • играть вместе в настольные игры (домино, «ходилки» и т. д.);
  • рассказать детям о том времени, когда сами бабушка и дедушка были в их возрасте, о своих друзьях, увлечениях и т. д.
  • выучить с малышом стихи и песенки к утренникам;
  • рассказать об истории семьи, составить вместе родословную;
  • научить самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнию и пуговицы;
  • помочь приготовить сложное домашнее задание.

Родители в свою очередь должны контролировать всё, что касается:

  • здоровья ребёнка;
  • лечения или реабилитации;
  • питания;
  • образования;
  • интересов и увлечений.

Когда лучше отказаться от помощи?

Есть ситуации, когда лучше ограничить общение с родственниками или свести к минимуму. Это необходимо, когда бабушка и дедушка:

  • настраивают внуков против родителей, подрывают родительский авторитет в глазах ребёнка;
  • ребёнок после посещения бабушки становится нервным, дёрганным, не слушается и капризничает;
  • унижают внуков, поднимают на них руку;
  • принципиально делают назло тому, что говорят родители;
  • имеют вредные привычки (алкоголизм, наркомания) или психические расстройства (шизофрения, деменция и т. д.)

Советы психологов мамам и папам

  1. Если вы заметили, что бабушка и дедушка чрезмерно балуют внука или внучку или наоборот — слишком строго к нему относятся, не пускайте ситуацию на самотек, обязательно поговорите со старшим поколением. Постарайтесь четко обозначить границы их влияния на ребенка. Объясните, что именно на вас лежит ответственность за воспитание малыша, а ваши родители могут быть в этом только помощниками.
  2. Не забывайте: как вы сегодня относитесь к своим родителям, точно так же и ваш ребёнок будет относиться к вам в старости. Поэтому даже если вы не одобряете какие-то действия бабушек или дедушек, не высказывайте это при малыше.
  3. Относитесь с пониманием и терпением ко всем «странностям» пожилых родителей.
  4. Постарайтесь создать доверительные эмоционально-ровные отношения и с родителями мужа, и с родителями жены.
  5. В вашей семье должны быть единые требования к ребёнку. В противном случае чадо очень быстро вырастет манипулятором.
  6. Пользуйтесь опытом и житейской мудростью бабушек и дедушек. Не отвергайте сразу то, что вам кажется устаревшим и бесполезным.
  7. Бабушка — это не вторая мама, а дедушка — это не папа в квадрате. У всех должны быть разные функции и разные обязанности в воспитательном процессе. Но принятие окончательного решения всегда должно оставаться за родителями.
  8. Учите ребёнка заботиться о пожилых людях. Не чтобы бабушка помогала внуку одеться, а он ей; не она убирала за ним игрушки, а он предложил ей вытереть пыль или пропылесосить ковер.
  9. Не требуйте помощи от бабушек и дедушек. Своих детей они уже воспитали.

Конспект образовательной деятельности

с детьми младшей группы

Цель: Формирование представления детей о семье и её членах.

Задачи:

Образаовательные:

- формировать позитивное отношение к семье, чувства принадлежности к семье;

- формировать умение называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье;

Развивающие:

-развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям;

-развивать, активизировать словарь детей на тему «Моя семья»;

-развивать слуховое внимание, мышление;

-развивать умение выкладывать знакомый образ из геометрических фигур

Воспитательные:

- любовь и заботливое отношение к членам своей семьи

Предварительная  работа:

-Беседы на тему « Я и моя семья»

-Чтение произведений о семье

-Создание альбома « Я и моя семья»

-Сюжетно-ролевые игра  « Семья»

Разучивание стихотворения

Оборудование:

Сундучок, плоскостные картинки мама, папа, дети, картинки для игры « Домашние хлопоты», изображения деревьев для каждого ребенка , семейные фото детей, сердечки из бумаги, фонограмма превращения

Раздаточный материал:

Заготовки для домиков: картонные квадратики  большие  и маленькие, треугольники, полоски-бревнышки

Здороваемся с гостями

- Ребята, посмотрите какой у меня сундучок!  Как вы думаете, что  в нем? (ответы детей).

-Сейчас я вам покажу(воспитатель достает кукол или плоскостные фигурки: мама, папа, дети).

-Как можно назвать их всех одним словом? Это-…( семья)

-Кого мы еще считаем своей семьей?

-У каждого из вас есть своя семья. Диана, твоя семья это кто? (Беседа с несколькими детьми. Спросить имена членов семьи)

-Каждый член семьи выполняет дома свою работу. Давайте мы с вами сейчас поиграем и вспомним кто что дома делает.

Д/и « Домашние хлопоты» ( Дети сортируют карточки  с домашними обязанностями между папой и мамой)

- А дети могут помочь своим родителям?

Д/и « Чем можно помочь родителям» ( воспитатель называет домашние дела, если ребенок может этим помочь-дети хлопают)

-Ребята, давайте покажем как вы помогаете дома маме

Физ.минутка

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

-Ребята, скажите, а почему родители заботятся о своих детях? А как заботятся?

-Наверное, и ласковыми словами вас называют. Как?

-А как ласково можно назвать маму? Давайте соберем добрые, ласковые слова в наш сундучок.( дети называю слова, воспитатель « собирает их в сундучок)

-Скажите, какая у вас мама?

-А какой папа?

-Как ласково можно назвать папу?

-Вот сколько много добрых, красивых, ласковых слов мы с вами собрали! (убираем на время сундучок)

-У каждой семьи есть свой дом. Я предлагаю сейчас построить дом для нашей семьи. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:

- Я хочу построить дом ( крыша над головой)

  Чтоб окошко было в нем,(руки перед глазами окошком)

  Чтоб у дома дверь была,(ладони повернуты к себе, двери лифта)

  Рядом чтоб сосна росла,(пальцы растопырены,руки вверх)

  Чтоб вокруг забор стоял,(руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

  Пес ворота охранял,(одна рука пес, мизинец отсоединить от других пальцев,    большой палец вверх)

  Солнце было,(руки в замок, пальцы растопырены)

  Дождик шел(стряхивающие движения)

  И в саду тюльпан расцвел(запястья прижаты, пальцы- лепестки смотрят вверх)

Выкладывают домики из картонных заготовок

-Какие вы молодцы! Теперь и у нашей кукольной семейки тоже есть дом!

 

Звучит музыка превращения

-Ой, мне кажется это звук из нашего сундучка!(воспитатель открывает сундучок)

- А коробочка-то, оказывается, не простая! Она все ваши добрые слова превратила в сердечки! (воспитатель показывает  детям)

- Ребята, я вам  предлагаю сейчас сделать ваше семейное дерево( Дети наклеивают семейную фотографию и сердечко на заготовки деревьев)

В конце ребенок рассказывает стихотворение:

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много домашней работы,

Семья- это важно!

Семья- это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Беседа « Моя семья»

(Играет музыка… Ребята, слышите, кто-то к нам идет (заходит Курочка)

Кур: Ко-ко-ко. Здравствуйте, ребята! (ответ детей)

-Я шла мимо и услышала ваши голоса и вспомнила о своих цыплятках. Они такие же звонкие, веселые, вы так на них похожи. Сейчас они дома, вместе с папой Петушком. У нас очень дружная семья: я-мама Курица, папа-Петушок и наши детки- цыплятки.

- А у вас есть семья?

- Расскажите мне про вашу семью.

- Катя, с кем ты живешь? (мама, папа, Лиза). Как зовут маму, папу? (ответы детей)

- Где мама работает? (на работе)

– А вы маму свою любите? (Да, любим)

– А за что вы маму любите? (Мама заботится о нас: покупает игрушки, готовит вкусный обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит нас)

– Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Моя мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая, любимая и т. д.)

– А вы папу своего любите? (Да, любим, конечно)

– А за что вы любите папу? Как он о вас заботится? (Папа катает на машине, учит ездить на велосипеде, играть в футбол, покупает игрушки, заботится о нас, защищает нас)

– Значит, папа у вас какой? (Папа хороший, смелый, умный, добрый, сильный)

– Ребята, а вы бабушку любите? Что умеет делать бабушка, давайте ее похвалим! (Моя бабушка самая добрая, она вяжет, печет пироги, варит вкусные компоты, гуляет со мной, забирает меня из садика, угощает сладостями, любит меня, заботится обо мне.)

– Ребята, а у кого есть дедушка? Он что умеет делать? (Дедушка чинит, мастерит, помогает бабушке, заботится обо всех.)

– Ребята, у многих из вас еще есть братья и сестры, старше или младше вас. Вы их любите? Чем занимается дома ваша сестра? (Моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.)

– А брат что делает? (Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.)

– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)

– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)

– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)

– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!

Физминутка.

В: Ребята, давайте поиграем с Курочкой. («Вышла Курочка гулять»)

Курочка: Мне очень понравилось с вами играть. Но мне надо идти, зернышки для своих цыплят искать. Я очень к ним спешила и рассыпала их и у меня совсем мало осталось в корзинке.

В: Ребята, а может, мы поможем курочке сделаем для цыплят зернышки, чтобы на всех хватило.

Д: Да, поможем!

(Садятся за столы и лепят зернышки из пластилина.)

Курица: Вот спасибо большое, теперь точно на всех цыплят хватит.

Фотогалерея

Сюжетно-ролевая игра « Семья»- Семья завтракает

          

Сюжетно-ролевая игра « Семья»- Семейное путешествие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"

В материале описывается  проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....

Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Проект "Спортивная семья- здоровая семья"

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры  в детском саду и дома....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...