Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир сенсорики»
рабочая программа
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики», имеет художественную направленность. Программа кружка знакомит детей раннего дошкольного
возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания,
полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
Рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБДОУ «Детский сад «Аленка» от 30.08.2019 г. за № 1 | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад «Аленка» Т.В. Дякина Приказ № от 30.08.2019 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир сенсорики»
Возраст обучающихся: 2– 3 года
Срок реализации: 1 год
Автор -составитель:
Ольга Викторовна Седова
воспитатель
Кирсанов
2019 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка» Ул. Спортивная д.36 |
| Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир сенсорики» |
| |
3.1. ФИО, должность | Седова Ольга Викторовна, воспитатель |
| |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | художественная |
4.4. Тип программы | модифицированная |
4.5. Вид программы | образовательная |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 2 – 3 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
4.8 Рецензенты | Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленка» (1-я квалификационная категория) |
4.9 Заключение методического объединения | Протокол заседания № 1 от 30.08.19г. |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики», имеет художественную направленность. Программа кружка знакомит детей раннего дошкольного
возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания,
полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен»
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в
том, что, обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Отличительны е особенности
Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» создана на основе парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» , Т.Н. Давыдовой «Рисуем ладошками». Программа «Волшебные пальчики» представляет собой модифицированный вариант синтеза нескольких программ. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и включает в себя 1 блок: нетрадиционная техника рисования.
Занятия нетрадиционной техники рисования вводят детей в ситуацию, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению их активного и пассивно словаря, развивает двигательную координацию, произвольное внимание, зрительную память, мелкую моторику рук детей, что способствует решению подготовки детей к письму.
Занятия носят преимущественно комбинированный, интегрированный с различными видами деятельности характер, проводятся в занимательной игровой форме в течение всего учебного года. В каждое занятие включается пальчиковая гимнастика,
В содержании программы указана примерная последовательность изучения тем. Реальная последовательность и сроки изучения тем на занятиях указываются в календарно-тематическом плане.
Учебный план позволяет составить расписание занятий, которое обеспечивает смену деятельности обучаемых и не превышает допустимой для данной возрастной группы нагрузки.
Все условия реализации дополнительной образовательной программы соответствуют СанПиН.
Адресат программы: программа адресована детям от 2 до 3 лет.
Особенности возрастной группы
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Срок освоения программы
1 год (дети 2-3лет) - 35 часа.
Формы и режим занятий:
- форма занятий – очная;
- состав группы – постоянный;
-периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;
- продолжительность занятия – 10 минут;
Количество обучающихся: определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендации СанПиН – 18 человек.
1.2. Цель программы: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник.
Дополнительная образовательная программа обучения предполагает решение трех групп взаимосвязанных задач:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
1.3 Содержание программы.
Дополнительная образовательная программа обучения предполагает решение трех групп взаимосвязанных задач:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Задачи:
Образовательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
-Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Развивающие:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Воспитательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела программы | Общее количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Введение в образовательную программу | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Начальная диагностика |
2 | Мухомор | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
3 | Облако | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
4 | Мой любимый дождик. | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
5 | «Осеннее дерево». | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
6 | «Разноцветные шарики» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
7 | «Красивый букет» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
8 | «Ягоды рябины» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
9 | «Ежик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
10 | «Зайчик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
11 | «Снежок порхает, кружится» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
12 | «Узоры на окнах» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
13 | «Елочка пушистая» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
14 | «Украсим нашу елочку» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
15 | «Звездное небо» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Коллективная работа, раскрашивание, выставка |
16 | «Накормите птиц зимой» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
17 | «Снежинка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
18 | «Мои рукавички» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
19 | «Вот какие у нас сосульки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
20 | «Веселые рыбки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Начальная диагностика |
21 | «Автомобиль для папы» - открытка | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
22 | «Мои любимые | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
23 | Тюльпаны в подарок маме | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
24 | «Мимоза для мамочки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
25 | «Солнышко лучистое» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
26 | «Нарядные матрешки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
27 | «Облака» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
28 | «Плюшевый мишка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
29 | «Божьи коровки | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
30 | «Узор на посуду для куклы» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
31 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
32 | «Вот какой у нас салют» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
33 | «Одуванчики» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
34 | «Ромашковый луг» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Коллективная работа, раскрашивание, выставка |
35 | Итоговая раб ота «Цветы для пчелки» | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка |
ИТОГО | 35 | 8,75 | 26,25 | - | - | |
Содержание блока «Нетрадиционная техника рисования» (35 ч.)
Раздел 1. «Введение в образовательную программу» (1ч.)
Тема №1. Вводное занятие. «Путешествие кисточки». Рисование нестандартными техниками.
Теория. Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.
Практика. Рассказ педагога, худ. слово, беседа, физминутка, практическая работа, тестирование, итог.
Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами.
Формы контроля: самостоятельная работа, выставка.
Тема № 2. «Мухомор» Обучение техникам и работа с новым материалом. (1ч.)
Теория. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком.
Практика. Беседа, игры, упражнения. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика.
Ожидаемый результат: Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Формы контроля: самостоятельная работа, выставка.
Тема № 3. «Облако» (1ч.) Теория. Продолжать учится рисовать пальчиком Практика. Беседа, игры, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. Тема № 4. Мой любимый дождик. (1ч.) Теория. Рисование пальчиками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. Практика. Беседа, игры, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. Тема № 5. «Осеннее дерево». (1ч.) Теория. Рисование ладошкой. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности. Практика. Беседа, игры, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: у детей разовьется мелкая моторика рук; Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 6. «Разноцветные шарики» (1ч.) Теория. Закрепить умение детей рисовать пальчиком. Учить замыкать линию в кольцо, закрашивать силуэт. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема №7. «Красивый букет» (1ч.)(отпечатки) Теория. Учить детей работать с хрупким материалом. Развивать стойкий интерес к рисованию. Воспитывать аккуратность в работе. Работа выполняется в техники отпечатка. Практика. Беседа, игры. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность; Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 8. «Ягоды рябины» (1ч.) Теория. Учить рисовать палочками. Объяснить последовательность работы. Практика. Беседа, игры, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 9. «Ежик» (1ч.) Теория. Учить детей рисовать методом тычка жесткой кистью. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 10. «Зайчик» (1ч.) Теория. Знакомим с новой нетрадиционной техникой рисования (оттиск смятой бумагой). Воспитываем аккуратность и старательность. Практика. Беседа, игры, упражнения. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема №11. «Снежок порхает, кружится» (1ч.) Теория. Продолжать учить рисованию пальчиком. Учить располагать точки по всему листу бумаги. Практика. Беседа, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат у детей разовьется мелкая моторика рук Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 12. «Узоры на окнах» (1ч.) Теория. Рассказать детям о новом методе рисования раздувание капель краски. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Практика. Беседа, упражнения. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 13. «Елочка пушистая» (1ч.) Теория. Продолжать учить рисовать полусухой жесткой кистью. Развивать воображение и стойкий интерес к процессу рисования Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 14. «Украсим нашу елочку» (1ч.) Теория. Напомнить метод рисования печатания пальчиком. Развивать художественное восприятие, мелкую моторику рук. Практика. Беседа, игры, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 15. «Звездное небо» (1ч.) Теория. Учить рисовать свечами. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования.. Практика. Беседа, рассматривание картинок. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 16. «Накормите птиц зимой» (1ч.) Теория. Закрепить навыки различных видов нетрадиционных изобразительных техник. Рисование с помощью круп. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 17. «Снежинка» (1ч.) Теория. Учить детей наносить мазок пальчиком в указанном направлении и указанной длины. Учить рисовать спираль в указанном направлении. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 18. «Мои рукавички » (1ч.) Теория. Учить технике печатания. Объяснить детям способ получения изображения. Учить наносить оттиск на бумагу. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 19. «Вот какие у нас сосульки» (1ч.) Теория. Тренировать в рисовании пальчиками. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 20. «Веселые рыбки» (1ч.) Теория. Учить рисованию ладошкой. Объяснить детям способ получения изображения. Рисовать и правой, и левой руками, окрашенными в разные цвета. Развивать воображение, аккуратность в работе, воспитывать любовь к природе. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 21. «Автомобиль для папы» (1ч.) Теория. Учить детей проводить пальчиком по нарисованному контуру. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 22. «Мои любимые домашние животные» (1ч.) Теория. Упражнять детей в технике рисования тычком жесткой кистью. Развивать художественное восприятие. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. Тема №23. Тюльпаны в подарок маме (1ч.) Теория. Рисование ладошкой. Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 24. «Мимоза для мамочки» (1ч.) Теория. Упражнять в технике рисования пальчиком. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 25. «Солнышко лучистое» (1ч.) Теория. Упражнять в технике рисования ладошками. Развивать художественное восприятие. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 26. «Нарядные матрешки» (1ч.) Теория. Упражнять детей в технике печатания. Объяснить, как располагать рисунок на контуре матрешки. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 27. «Облака» (1ч.) Теория. Показать детям способ работы по сырому фону. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 28. «Плюшевый мишка» (1ч.) Теория. Продолжаем учить работать с изображением в технике – тычок жёсткой полусухой кистью: заполнять контур игрушки мишки краской. Развиваем цветовое восприятие, форморазличение, мелкую моторику рук Практика. Беседа, игры, упражнения, коллективные работы. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 29. «Божьи коровки гуляют на лужайке» (1ч.) Теория. Упражнять детей в рисовании пальчиками. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, Пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема №30. «Узор на посуду для куклы» (1ч.) Теория. Знакомим с новой техникой печатания оттиском из пробки. Воспитываем любовь к творчеству, аккуратность. Закрепляем знание основных цветов. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 31. «Жили у бабуси два веселых гуся» (1ч.) Теория Упражнять детей в технике рисования ладошками. В сотворчестве с воспитателем дополнять образ, создавая выразительный рисунок. Развивать художественное восприятие Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема №1. 32. «Вот какой у нас салют» (1ч.) Теория. Закрепить умение детей рисовать техникой примакивания. Рассмотреть иллюстрацию салюта. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 33. «Одуванчики» (1ч.) Теория. Познакомить детей с новым способом получения изображения. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
Тема № 34. «Ромашковый луг» (1ч.) Теория. Обучение печатанию лепестков из подготовленной сердцевины. Объяснить способ работы. Развивать эстетическое восприятие. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. Тема № 35. «Цветы для пчелки» (1ч.) Теория. Рисование ладошкой и пальчиком. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок. Практика. Беседа, игры, упражнения, самостоятельная деятельность. Физкультминутка, пальчиковая гимнастика. Ожидаемый результат: развитие у детей творческих способностей, умение работать с инструментами. Формы контроля: самостоятельная работа, выставка. |
1.4. Предполагаемые результаты
К концу года дети должны знать: | К концу года дети должны уметь: |
- сформировались начальные знания о нетрадиционных способах рисования; -правила безопасной работы во время рисования. | - овладели простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами; -умеют самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; - улучшить показатели мелкой моторики пальцев рук, |
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график:
Продолжительность занятий обучающихся с 18 сентября по 31 мая.
Кол-во учебных недель – 35
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 18 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | Введение в образовательную программу | группа | Беседа | |
сентябрь | 25 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | Мухомор | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
октябрь | 2 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | Облако | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
октябрь | 9 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | Мой любимый дождик. | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
октябрь | 16 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Осеннее дерево». | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
октябрь | 23 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Разноцветные шарики» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
октябрь | 30 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Красивый букет» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
ноябрь | 6 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Ягоды рябины» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
ноябрь | 13 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Ежик» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
ноябрь | 20 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Зайчик» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
ноябрь | 27 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Снежок порхает, кружится» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
декабрь | 4 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Узоры на окнах» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
декабрь | 11 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Елочка пушистая» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
декабрь | 18 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Украсим нашу елочку» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
декабрь | 25 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Звездное небо» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
январь | 15 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Накормите птиц зимой» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
январь | 22 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Снежинка» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
январь | 29 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Мои рукавички» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
февраль | 5 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Вот какие у нас сосульки» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
февраль | 12 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Веселые рыбки» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
февраль | 19 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Автомобиль для папы» - открытка | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
февраль | 26 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Мои любимые | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
март | 4 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | Тюльпаны в подарок маме | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
март | 11 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Мимоза для мамочки» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
март | 18 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Солнышко лучистое» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
март | 25 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Нарядные матрешки» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
апрель | 1 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Облака» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
апрель | 8 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Плюшевый мишка» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
апрель | 15 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Божьи коровки | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
апрель | 22 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Узор на посуду для куклы» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
апрель | 29 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
май | 6 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Вот какой у нас салют» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
май | 13 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Одуванчики» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
май | 20 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | «Ромашковый луг» | группа | самостоятельная работа, выставка. | |
май | 27 | 16.00-16.10 16.15 -16.25 | групповая | 1 | Итоговая раб ота «Цветы для пчелки» | группа | самостоятельная работа, выставка. |
2.2 Условия реализации программы:
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации Программы занятия проводятся в изостудии, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОСДО.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства изостудии, материалов, оборудования развития детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.
Для художественно-творческой деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в работе. На занятиях используются такие средства обучения: беседа, выставки творческих работ, индивидуальная практическая работа и др.
2.3. Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел | Формы и методы занятий. | Дидактическое оснащение. Техническое оснащение | Подведение итогов |
1. | Введение в образовательную программу | Беседа, рассказ | Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы (образцы изделий) | Начальная диагностика |
2. | Мухомор | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Грибы (муляжи, картинки, гуашь, палитра, кисточки, бумага, вода) | Опрос, практическая работа, выставка работ |
3. | Облако | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец, гуашь, салфетки, вода, альбомный лист. | Опрос, практическая работа, выставка работ |
4. | Мой любимый дождик. | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец, гуашь в мисочках голубого цвета, вода, салфетки, альбомный лист. | Индивидуальный контроль |
5. | «Осеннее дерево». | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Жесткие кисти, гуашь в мисочках, вода, салфетки, альбомный лист. | Индивидуальный контроль |
6. | «Разноцветные шарики» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Лист бумаги, вода, Образец кисти, гуашь разных цветов. Оттиск пробкой, пробка. | Индивидуальный контроль |
7. | «Красивый букет» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Гуашь, листья, принадлежности для рисования. Отпечаток листьев. | Индивидуальный контроль |
8. | «Ягоды рябины» | Объяснение, пояснение, рассматривание фотографии, показ | Образец. Лист бумаги, гуашь, кисти, вода. Рисование пальчиками, примакивание | Индивидуальный контроль |
9. | «Ежик» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. Оттиск смятой бумагой | Индивидуальный контроль |
10. | «Зайчик» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Альбомный лист, вода,гуашь. Рисование пальчиками | Индивидуальный контроль |
11. | «Снежок порхает, кружится» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Лист тонированной бумаги, гуашь, вода. Рисование пальчиками | Индивидуальный контроль |
12. | «Узоры на окнах» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь. | Индивидуальный контроль |
13. | «Елочка пушистая» | Объяснение, пояснение, рассматривание изделия, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь. | Индивидуальный контроль |
14. | «Украсим нашу елочку» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
15. | «Звездное небо» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Лист тонированной бумаги, гуашь, вода | Индивидуальный контроль |
16. | «Накормите птиц зимой» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь. | Индивидуальный контроль |
17. | «Снежинка» | Объяснение, пояснение, рассматривание картинки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
18. | «Мои рукавички» | Объяснение, пояснение, беседа, рассматривание картинки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
19. | «Вот какие у нас сосульки» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Лист тонированной бумаги, гуашь, вода | Индивидуальный контроль |
20. | «Веселые рыбки» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
21. | «Автомобиль для папы» - открытка | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
22. | «Мои любимые | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
23. | Тюльпаны в подарок маме | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
24. | «Мимоза для мамочки» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь. | Индивидуальный контроль |
25. | «Солнышко лучистое» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь | Индивидуальный контроль |
26. | «Нарядные матрешки» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь | Индивидуальный контроль |
27. | «Облака» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
28. | «Плюшевый мишка» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
29. | «Божьи коровки | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
30. | «Узор на посуду для куклы» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
31. | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь. | Индивидуальный контроль |
32. | «Вот какой у нас салют» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, гуашь. | Индивидуальный контроль |
33. | «Одуванчики» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
34. | «Ромашковый луг» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
35. | Итоговая раб ота «Цветы для пчелки» | Объяснение, пояснение, рассматривание игрушки, показ | Образец. Альбомный лист, вода, кисти, гуашь. | Индивидуальный контроль |
2.4. Формы подведения итогов реализации программы
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психологопедагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
– формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых способностей к изобразительному творчеству, декоративно-прикладному творчеству;
– целенаправленная деятельность в работе с одаренными детьми.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности, мониторинг. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, желания заниматься.
2.5. Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
2.6. Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Литература:
1. Комарова Т.С.«Детское художественное творчество», М: Мозаика-Синтез, 2005 г
2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Мб МозаикаСинтез 2006 г
3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» - авторская программа М: Карапуз-дидактика,
2007 г
4. Казакова П.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»: «Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий». М: ТЦ Сфера, 2005 г
5. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник». Электронный ресурс
интернета
6. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки», Детство-пресс, 2004 г
7. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках», Детство-пресс, 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...
