Использование игровых пособий: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ментальные карты Бьюзена как инструмент познавательного развития дошкольников
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Любовь Просвирова

В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

          В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

          Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать у детей мелкую моторику, память, мышление. Дети познают основы измерения, величины, формы, цвета. Приобретают конструктивные навыки. Развивают речь, усидчивость, внимание. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать. Расширяют познавательные и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_seminaru_1.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» Использование игровых пособий: блоки Дьенеша , палочки Кюизенера , ментальные карты Бьюзена как инструмент познавательного развития дошкольников Подготовили: Просвирова Л.Л., старший воспитатель Царева Т.А., воспитатель 20.02.2025

Слайд 2

Актуальность, эффективность применения логических блоков Дьенеша , палочек Кюизенера , карт Бьюзена Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера . Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать у детей мелкую моторику, память, мышление. Дети познают основы измерения, величины, формы, цвета. Приобретают конструктивные навыки. Развивают речь, усидчивость, внимание. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать. Расширяют познавательные и творческие способности.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша Автор данного пособия - Золтан Пал Дьенеш , математик, психолог и педагог венгерского происхождения. Автор игрового подхода к развитию детей. Игры с блоками Дьенеша наглядно, на доступной основе знакомят дошкольников с : формой, цветом и размером объектов; с математическими представлениями; начальными знаниями по информатике; развивают творческие способности; внимание, память и воображение.

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша Представляют собой набор из 48 геометрических фигур. Все блоки различаются между собой по следующим свойствам: 1. Форма - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; 2. Цвет - красный, желтый, синий; 3. Размер – большой, маленький; 4. Толщина – толстый, тонкий. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками (цветом, формой, размером и толщиной). Каждый из блоков индивидуален и не повторяется. Именно это и позволяет ребенку выделять свойства каждого конкретного блока и сравнивать его с другими.

Слайд 5

Основная цель блоков Дьенеша Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Самое главное умение, которым должен овладеть ребенок для решения сложных логических задач – это умение выявлять в объектах разные свойства, умение называть их и адекватно обозначать словом их отсутствие. Кроме того, ребенку необходимо научиться абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, а также обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Слайд 6

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории ● 2–3 года – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитателю следует постепенно включать блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта . Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам. Таким образом, у ребенка расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение. Для наибольшей комфортности и эффективности проведения занятий педагогу рекомендуется распределять всех в небольшие подгруппы. Навыки сопоставления по признакам. Умение определять одно свойство (форма, цвет, размер или толщина) ● 3–4 года – теперь педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, и к концу учебного года дети могут свободно различать два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение. Развивается умение «читать» информацию в разнообразных дополнительных печатных материалах, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретенные навыки дети затем могут использовать в логической игре.

Слайд 7

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории 4–5 лет – в течение учебного года дети овладевают навыком определения и сравнения уже трёх характеристик одновременно. Постепенно в речевой лексикон ребенка вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации, когда каждому ребенку выдают три карточки-символа из дополнительных печатных материалов и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения дома или строительства шоссе, детской площадки и так далее. Совершенствование приобретенных навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации. 5–7 лет – в учебном процессе продолжается практика использования карточек на три свойства, и к концу учебного года вводится четвертое свойство . Задача педагога в этот период — приучить детей строго следовать правилам игры и закрепить в сознании детей понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться желаемого результата. Диапазон игровых упражнений может становиться более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических материалов и инструментов, таких, как обручи и разнообразные алгоритмические схемы

Слайд 8

Прогнозируемый результат использования методики З. Дьенеша : у воспитанников совершенствуются: коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности; развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей; дети проявляют больше самостоятельности и активности; успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Слайд 9

2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия , на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине) педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия; расширяет содержание представлений ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет; при сравнении двух предметов по одному признаку педагог направляет внимание детей на выделение сходства, на основе обследовательских действий педагог формирует у детей умение различать и называть известные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и оттенки (розовый, голубой, серый); знакомит с новыми цветами и оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Развивает способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); находить отличия и сходства между предметами по 2-3 признакам путем непосредственного сравнения, осваивать группировку, классификацию и сериацию ; описывать предметы по 3-4 основным свойствам. Педагог закрепляет умения детей различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета, оттенки цвета, тоны цвета, расширяет знания об известных цветах, знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый); развивает способность различать и называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; В игровой деятельности учит сравнивать предметы по 3-5 признакам; формирует представления о том, как люди используют цифровые средства познания окружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного использования в процессе исследовательской деятельности педагог совершенствует способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнения нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов. В ходе специально организованной деятельности осуществляет развитие у детей способности к различению и называнию всех цветов спектра и ахроматических цветов, оттенков цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка; обогащает представления о цифровых средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с ними.

Слайд 10

Дидактическая игра «Цепочка» Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины). Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.); Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Слайд 11

Палочки Кюизенера Данное пособие создал бельгийский математика Джордж Кюизенер (1891 – 1976) для помощи детям в освоении законов математики. Долгое время он проработал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть. Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори .

Слайд 12

Числовая лесенка Кюизенера Стандартный набор «Палочек Кюизенера » состоит из 116 палочек прямоугольной формы и разных цветов. Длина каждой из палочек варьируется от 1 до 10 см. Самая длинная палочка имеет значение «десять», а самая короткая – значение «один». Все палочки в наборе распределены по так называемым «цветовым группам»: «Красная», «Синяя» и «Желтая» группы. Такое распределение сделано с целью показать, что каждая цветовая группа содержит в себе цвета палочек, которые кратны тому или иному числу. Так, например, числа из «Красной группы» кратны двум. В эту группу входят палочки красного, бордового и розового цветов. Группа с числами, кратными трем, называется «Синей», и в нее входят палочки синего, голубого и фиолетового цветов. «Желтая» группа содержит в себе закодированные числа, кратные пяти. белый квадрат—число 1 розовая палочка—число 2 голубая – число 3 красная – число 4 жёлтая – число 5 фиолетовая – число 6 чёрная – число 7 бордовая – число 8 синяя – число 9 оранжевая – число 10

Слайд 13

Основная цель палочек Кюизенера научить осознавать, что числа являются результатом счета и измерений (благодаря выделению цветов и длин палочек в процессе манипуляций); освоить различные сенсорные эталоны (основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов: длина, высота, ширина, толщина); освоить способы познания и сопоставления разнообразных объектов по ширине, высоте, длине (длинный - короткий, правый - левый, больше - меньше, одинаковый - разный, высокий – низкий и т.д.); сформировать представление о числе на основе счета и измерения (состав числа, определение последующего и предыдущего числа в пределах первого десятка) освоить навыки сложения и вычитания; различать расположение предметов в пространстве; развивать мелкую моторику, память, усидчивость, внимание, мышление, воображение, фантазию детей; оказывать благотворное влияние на развитие комбинаторных (способность решать задачи, допускающие несколько возможных решений) и конструктивных способностей. Одна из наиболее основных отличительных особенностей методики «Цветных чисел» Кюизенера заключается в том, что ребенок играя осваивает самые простые математические понятия. А это означает, что математика у него впредь будет ассоциироваться с очень веселым и интересным занятием, которое позволяет включать воображение и творчески подходить к выполнению задания. С какого возраста можно использовать «Палочки Кюизенера »? Сам Джордж Кюизенер рекомендовал начинать занятия с палочками уже с одного года, но он также особенно подчеркивал, что игры с палочками будут интересны как совсем маленьким детям, так и школьникам в возрасте от восьми до девяти лет.

Слайд 14

Этапы занятий по методике Джорджа Кюизенера : 1 Этап. Игровой – математические палочки применяются в виде «материала» или «инструмента» для игр. В таком игровом процессе у детей развивается зрительное восприятие, а также интенсивно задействуется мелкая моторика. Кроме того, давая комментарии во время игры ребенка, взрослые помогают ему знакомиться с цветами и размерами палочек.

Слайд 15

2 Этап Обучающий На данном этапе палочки выступают в роли универсального математического пособия, которое позволяет наглядно сформировать у детей понятие числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием математических палочек Кюизенера обязательно должен осуществляться с учетом уровня развития и возможностей ребенка, а также его интереса к выполнению тех или иных заданий.

Слайд 16

Дидактическая игра «Придумай узор» Цель: Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. Развивать умение составлять описательный рассказ. Правила игры: Составление сюжетной картинки и сочинение мини-рассказа о ней. (одно правило нельзя перемешивать палочки по цвету)

Слайд 17

Ментальные карты (интеллект-карта, ассоциативная карта, карта ума) Тони Бьюзена Тони Бьюзен – психолог британского происхождения. Данный метод: отражает диаграммы связей мыслительного процесса; удобный способ лучше запоминать информацию и ей оперировать; помогает организовывать процесс записи информации, которую необходимо запомнить или усвоить. Где можно применять «Ментальные карты» Образовательный процесс; конспектирование информации как школьниками на уроках, так и взрослыми людьми в повседневной жизни; изучение литературы разнообразной тематики; подготовка и запоминание изучаемых материалов по разнообразным темам и разных направленностей; решение креативных и творческих задач; представление информации в виде презентации; планирование; работа над разнообразными проектами; составление списков; проведение занятий и уроков; развитие интеллекта

Слайд 18

Чем уникален метод использования «Ментальных карт» Метод интеллект-карт подходит практически всем людям; удобнее выделять центральную идею рассматриваемой темы; легче концентрировать внимание на наиболее важных моментах изучаемой темы; легче прослеживается важность каждой конкретной идеи, что достигается посредством того, что более важные и основные определения и темы располагаются ближе к центру – откуда и расходятся лучи, а второстепенные и менее важные понятия располагаются по направлению к краям листа; запоминать и обрабатывать информацию становится намного проще, что происходит за счет частого использования при составлении карт разноцветных фломастеров, маркеров или карандашей; во время составления или использования интеллект-карт в группе (коллективе) у участников процесса развиваются и совершенствуются навыки коммуникации; формируются умения, которые связаны с восприятием, переработкой, обработкой и обменом информации; развиваются практически все виды памяти; использование педагогами на своих занятиях интеллект-карт значительно способствует более эффективному усвоению новой информации, а также при использовании данного метода воспитанникам легче закреплять уже полученные знания.

Слайд 19

В чем преимущество использования «Ментальных карт» в рамках образовательного процесса? Использование данного метода можно легко подстроить под запрос учебной программы, а также он соответствует уровню развития детей и не будет сложен для их понимания; помогает экономить время посредством того, что изучаемая в рамках конкретной области информация подается не в виде разрозненной и обширной информации, а в виде блоков и взаимосвязей между ними; несмотря на то, что информация, подаваемая в виде ассоциативной карты, менее объемная, усвоенное ее количество весьма объемно, так как воспитанник не просто заучивает факты, но и прослеживает и понимает взаимосвязи; ассоциативные карты очень удобно применять в качестве дидактических или раздаточных материалов, использующихся во время занятий; процесс составления ассоциативных карт делает образование творческим, интересным и увлекательным.

Слайд 20

Построение и использование «Ментальных карт» 1. Основная (главная) идея располагается посередине листа. 2. Главные темы, которые связаны с основной идеей непосредственно, изображаются будто «вырастающими» из основного образа. Их необходимо обозначить наиболее понятным для вас способом. Главное – чтобы эти понятия раскрывали главную тему и ассоциировались с ней. 3. Второстепенные идеи тоже изображаются в виде расходящихся веток. Они должны отходить от веток, порядок которых выше. То же самое относится и к изображению еще более второстепенных ветвей разных уровней. 4. Лучше всего использовать разные яркие цвета – это поможет лучше усваивать и запоминать изображаемую информацию. 5. При необходимости можно добавить разного рода графические изображения – например, символы, изображения, рисунки, фотографии и прочие элементы. Самое главное – чтобы все они ассоциировались с ключевыми понятиями. 6. Можно использовать связующие элементы (например, стрелки) для соединения понятий, которые непосредственно не связаны с предшествующими понятиями, но связь которых необходимо показать и запомнить. 7. Можно использовать инфографику для более понятного и наглядного изображения целых блоков понятий или для выделения смысловых групп.

Слайд 23

Практическая часть 1. Дидактическая игра «Цепочка» Задание: составить цепочку из блоков Дьешена , чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; 2. «Собери по образцу» 3. Коллективное составление ментальной карты на выбранную тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша

СодержаниеЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи программы.Возрастная характеристика детей 2-3 лет.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный разделОсобенности организации обра...

Технологическая карта Непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет (с использованием игровой технологии (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)

конспект НООД по ФЭМП с использованием игровой технологии подготовительная группа состав числа из двух меньших чисел, составление задач, классификация по трём признакам отрицания...

Познавательное развитие (ФЭМП) "Мы строим зоопарк" с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....