Картотека Сюжетно -ролевых игр.
картотека (младшая группа)

Птушкина Галина Анатольевна

Картотека по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart_syuzh_rol.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Детский сад»

«Детский сад»

 1. Игра «Детский сад»

Цель. Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители

Игровые роли. Повар, врач, няня, воспитатель.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. Во время экскурсии он обращает внимание детей на то, что в саду много групп и много детей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними.

 После экскурсии воспитатель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем.

Педагог может сначала сам показать действия с предметами. Например, играя роль повара, воспитатель готовит необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, картофель и т. д. При этом воспитатель использует предметы-заместители. После этого предлагает одному из детей сварить суп.

Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы.

«Профессии (воспитатель, п/воспитателя)

 2. «Воспитатель детского сада»

Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Предварительная работа: наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников детского сада. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду» Прослушивание песни «Детский сад» А. Филлипенко.

Игровой материал: куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, медсестры, спортивный инвентарь, тетрадь посещения детей и др.

Роли: воспитатель, младший воспитатель.

Игровые действия: воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду.

Тема: «Осень»

«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»

 3. «Привезите фруктов мишке»

Цель: Формировать игровые навыки в сюжетно-ролевой игре «автобус» и «магазин». Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом.

Воспитывать умение принимать на себя роли, взаимодействовать со сверстниками в игре.

Ход: «Ребята, письмо нам написал медвежонок, ему нужны фрукты и овощи, давайте привезем ему?» «Где мы можем их взять?» Давайте мы для мишки нагрузим целую машину вкусные овощи и фрукты, и отвезем.

«Домашние животные»

 4. «Двор для домашних животных».

  Цель: привлечь детей поиграть с животными. вызвать желание назвать животных.

Ход: Приглашает детей к столу. Одевает фартук. У меня есть дом, вокруг луг, а за лугом лес. А кто же пасется на лугу. Ответы детей: Выбирают животных. 

      «Какое животное ты взял? Где живет оно: в лесу или около дома? Какое это животное: дикое или домашнее?»  Чтобы им было удобно, давайте построим им загоны для коров, лошадей, овец, коз, а собаку поселим около будки.

«Природа сезонные изменения»

 5. «Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

«Лесные звери и птицы осенью»

 6. «В гости к лесным зверюшкам». «Медвежонок»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.

Ход игры. Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата — сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!». Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить приговаривает: «Этому медвежонку кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

Тема: «Я в мире человек»

«Моя семья»

 7. «Семья»

 Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внести еще одну Куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.

«Я и ЗОЖ»

8.  «Наша Катя заболела»

Цель: Продолжать воспитывать у детей понимания ценности здоровья.

Материал: Кукла, кровать для куклы, белый халат для врача, чемоданчик с медицинскими принадлежностями (градусник, фонендоскоп, шпатель, ручка, бланк для рецепта).

Ход игры:Проводится любая игра с детьми. Воспитатель обращает внимание на куклу, которая сидит почему-то прилегла на кроватке.

- Ребята, а почему наша Катя лежит в кроватке, не играет с нами. Она грустная, не улыбается. (Трогает у куклы лоб).

- Ребята, да у нашей  Катюшки, горячий лоб, у нее наверно температура, а вдруг она заболела.

- Что же случилось, от чего она могла заболеть? (ответы детей).

Воспитатель подносит к уху куклу, и говорит, что Катя вчера ела на прогулке снег.

- Что же нам нужно делать, как же ей помочь? (ответы детей дать лекарство)

- Но как же быть, мы не можем самостоятельно дать лекарство, мы не врачи, ее должен врач осмотреть. Давайте мы Катю положим в кроватку, укроем её.

Тише, тише, тишина.

Наша Катенька больна.

Срочно доктор нужен ей,

Чтобы вылечить скорей.

- А я сейчас быстро пойду и позвоню,  вызову врача.

- Ребята, куда надо позвонить, чтобы вызвать врача. (ответы детей)

Воспитатель уходит и переодевается в доктора – одевает белый халат и берет готовый чемоданчик с медицинскими принадлежностями.

Заходит доктор, здоровается с детьми.

В: Вы меня вызывали? (да).

- А что у вас случилось? (кукла Катя заболела).

Доктор просит показать, где кукла.

- Мне нужно ее осмотреть. Сначала я измерю температуру. Вот градусник, поднимай Катя ручку, (ставит под мышку) и немного нужно подождать.

В: Да, у Катюши поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру.

- Катя, а теперь давай я тебя послушаю, нет ли у тебя хрипов в грудке? (достает фонендоскоп)

Воспитатель называет, как называется предмет для слушания. Прикладывает к груди и говорит Кате, чтоб дышать глубже.

- Здесь все хорошо, хрипов нет.

- А может горлышко у тебя больное. Открывай-ка  по шире рот и говори «А-А».

Воспитатель берет шпатель, говорит, как называется этот предмет, и смотрит горло.

- Катя, да у тебя очень красное горло, ты наверно объелась мороженого, или пила холодную воду?

- Ребята, а вы не пробовали снег, ведь он такой белый, пушистый, и наверно очень вкусный? (ответы детей).

- Ну, что Катя я тебя посмотрела, и скажу тебе нужно срочно лечиться. Вы согласны со мной ребята?

- Сейчас я выпишу тебе рецепт с лекарствами, которые помогут снять температуру, полечат горлышко. (Пишет на бланке рецепт)

- Ребята, а кто может купить и давать лекарство по моему рецепту? (Только взрослые)

- Да только взрослым продадут в аптеке лекарство, и взрослый может давать лекарство больному. Вот передаю (ребенку) рецепт, а он передает обязательно взрослому (воспитателю).

- Чтобы не заболеть, нужно всегда беречь свое здоровье! Придерживайтесь моих советов: не пейте холодную воду, не ешьте снег на улице, на шею завязывайте шарф, на прогулке не снимайте варежки, одевайтесь по-теплее. До свидания! (уходит)

Приходит воспитатель.

- Ребята, я задержалась немного. Доктор к нам приходил. (да)

- Катю смотрел? (да)

- А что смотрел? (ответы детей)

- Доктор сказал, как лечит Катю? (лечить по рецепту)

- Ребята, я обязательно приобрету, эти лекарства в аптеке, и мы вылечим нашу Катю.

- А, сейчас пусть она отдыхает, полежит в кроватке.

- Ребята, а с вами как с нашей Катей не может такое случится? Я на вас надеюсь, что вы будете придерживаться советов доктора. Будете всегда веселыми и радостными.

Тема: «Я росту здоровым»

 9.  «Научим Мишку умываться»

Цель: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки. Продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Материал: игрушка – мишка, полотенце, мыло (предметы-заместители).

Содержание игры. «Наш мишка спал, а теперь проснулся. Давайте поможем ему встать с постели», -говорит воспитатель. Дети достают мишку из кроватки, обнимают его, гладят по голове.  «Надо помочь мишке помочь умыться. …, открой кран». Дети открывают кран с водой, воспитатель рассказывает потешку: Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

«Возьмём мыло и намылим мишке ручки. Помогите ему. А теперь будем мыло смывать водичкой и вытрем мишку полотенцем. Вот какой мишка стал чистый». Мишка благодарит детей.

Тема: «Мой дом»

«Моё село»

 10. «Едем в детский сад на машине»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

 Материал и оборудование: Машины

Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т.д.).  Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.

«Мой дом (улица)»

 11. Строим дом.

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Транспорт»

 12. «Покатаем Зайку и Мишку в автобусе»

Цель: Создать новую игровую ситуацию. Развивать воображение. Продолжать учить действовать с предметами-заместителями.

Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная мебель (стулья), руль.

Содержание игры. «Ребята, зайка никогда не ездил на автобусе. А ему очень хочется. Покатаем зайку?» Воспитатель ставит стулья в ряд и говорит, что это автобус. Предлагает детям занять места, называет их и зайку пассажирами. Одному ребёнку предлагает занять первый стул и быть водителем. «Без водителя автобус не поедет. Водителю нужен руль. (даёт ребёнку руль). А ещё все пассажиры автобуса должны купить билеты. Сейчас я вам дам билетики. Ну вот водитель готов, пассажиры заняли свои места, билеты куплены, и автобус может отправляться.

Мы в автобус дружно сели,

И в окошко посмотрели.

Наш шофёр педаль нажал,

И автобус побежал.

«Вот и остановка, пассажиры приехали. Скажем спасибо водителю автобуса».

«Профессии (врач, продавец, милиционер)»

13. «Кукла Маша заболела»

Цель: Учить выполнять новые игровые действия. Подбирать атрибуты для игры. Формировать элементарные представления о здоровье, правилах личной гигиены.

Материал: Кукла, набор доктора.

Содержание игры. Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша заболела. Надо уложить Машу в постель и вызвать доктора. «Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Давайте вместе лечить куколку, начнем. Давайте послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Катино сердечко: тук-тук-тук? (предложить детям по очереди послушать) Дыши, Маша. Где ложечка? Маша, скажи: «А-а-а». Видите, горло у Маши красное и температура высокая. Теперь Маша пусть поспит». Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

«Тихо. Тихо. Тишина. Маша бедная больна.

Маша бедная больна, просит музыки она.

Спойте, что ей нравится, и она поправится».

«Вот видите, мы развеселили Машу, и она быстро поправилась».

Тема: «Мир вокруг нас»

«Игрушка»

 14. «Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

Материал и оборудование: игрушка мишка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Мебель, посуда»

 15. В детский сад пришёл мастер по ремонту мебели»

Цель: Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.

Материал и оборудование: Игровой набор «Инструменты»

Ход игры: Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту мебели, у него чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«Одежда»

 16. «Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Тема: «Новогодний праздник»

 17. «Миша на праздник елку принес»

Цель: Учить детей называть различные предметы: елка, огоньки, подарки.

Содержание игры. «Ребята, Мишка пригласили нас на праздник.  Он для нас из лесу елку принес, давайте ее украсим, а чем мы будем украшать? Правильно: шарами, огоньками.

Тема: «Зима»

«Зима пришла»

 18. «Катя заболела»

Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что Катя заболела.

- Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.

-Вова, а ты хочешь быть доктором?

-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)

-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: "Тук-тук-тук"?

-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.

-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?

-Катя, скажи: «А-а-а».

-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.

-Теперь Катя пусть поспит.

«Одежда зимой»

 19. «Оденем куклу Машу на прогулку»

Цель: Подобрать предметы одежды по сезону. Учить одевать куклу в правильной последовательности. Продолжать учить помогать близким, заботиться о них.

Материал: кукла, кукольная одежда.

Содержание игры.  Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Маша уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку. Давайте вместе одевать Машу на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Чтобы маша не замерзла, одену ей теплую кофточку. Какая у Маши кофточка? (Большая, теплая, красная). Теперь оденем сапожки.

Наденем на ножки новые сапожки

Пустим по дорожке. Будет Машенька ходить,

Сапожки новые носить.

Что теперь будем одевать? (шапку). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть кукле (пальто, шубу).

Наша Маша маленька, На ней шубка аленька,

Опушка бобровая, Маша чернобровая.

«На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей».

«Домашние животные и птицы зимой»

 20. «Зоопарк»

Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.

Оборудование: строительный материал (крупный, мелкий лего, набор зверей, белый халат для врача, градусник, фонендоскоп, аптечка, касса, билеты.

Ход игры:Сегодня к нам приехал зоопарк. В зоопарке вы можете увидеть разных диких животных! Спешите, спешите!

В зоопарке весёлые зверята.

- Ребята, а кто из вас был в «зоопарке»?

- Скажите, а зоопарк – это что?

ЗООПАРК – зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных. Их привезли из разных стран.

- А кто ухаживает за животными в зоопарке?

(человек).

- А что он ещё делает в зоопарке? (охраняет, оберегает).

- Из чего сделан наш мини – зоопарк? Это значит какой? (маленький).

- А чтобы звери не разбежались, что сделано для зверей (вольеры).

- А вольеры из чего построены? (из лего) .

- Очень красивый зоопарк. Большой и просторный.

- Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке? (дети перечисляют)

- Наши животные приехали к нам из жарких стран, где зимой тепло, и им будет холодно у нас.

- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (построить им домики).

- Я вам предлагаю построить домики из деревянного строительного материала.

Домики для животных мы построили. Теперь им не страшна наша суровая и холодная зима.

- Вам понравилась игра в зоопарк?

- Какие животные вызвали у вас интерес?

- С какими животными вам не хотелось бы встретиться в лесу?

- Как ты думаешь, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние?

- Почему нельзя заводить диких животных в квартире?

Наша экскурсия по зоопарку закончилась, но мы ещё с вами сюда приедем.

«Лесные звери и птицы зимой»

 21. «Угостим Зайку и Мишку чаем»

Цель: Учить детей выполнять простые игровые действия. Называть и показывать чайную посуду. Развивать интерес к игре. Побуждать к активной речи.

Материал: игрушка – мишка, игрушка – зайка, кукольная чайная посуда.

Содержание игры. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам в гости придут мишка и зайка. Давайте им чаю приготовим. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. Нальем в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставим его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть мишка и зайка. Поставьте им чашку с блюдцем. А ты, (имя ребёнка), куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, …, пожалуйста. Теперь все готово. Можно встречать мишку и зайку. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.

«Зимние забавы»

 22.  «Пойдем кататься с горы»

Цель: Развивать игру, в которой прослеживается несложный сюжет. Учить

распределять роли, согласовывать действия друг с другом, Закреплять

умение называть и одевать зимнюю одежду. Воспитывать эмоциональную

отзывчивость, добрые чувства друг к другу.

Сюрпризно – игровой момент: пришла в гости кукла Катя,

которая приглашает всех кататься с горы.

Сюжет № 1 «Собираемся на гору».

Воспитатель: «Ребята, а что же мы оденем?»

Игровое задание детям: Собираем куклу Катю на прогулку (что мы оденем сначала, а что потом…)

Воспитатель: «Что мы возьмем с собой на горку, чтобы кататься?..

Сюжет № 2 «Все поехали на гору».

Воспитатель: «Ребята, а на гору мы поедем на машине».

Имитация «Едем на машине».

Игровое задание детям:

1 ребенок выполняет роль водителя, остальные – пассажиры.

3 Сюжет № 3 «Катаемся с горы».

Игровое задание детям:

Каждый ребенок катает куклу Катю с горки.

Тема: «Мой папа самый лучший»

 23. «Покатаем кукол на машине»

Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.

Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик, рули (2-3 шт., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка, в строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Ход игры: Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит:

-кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?

-Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё ребята. Они тоже хотят покатать свои игрушки. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.)

-А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Ваню тоже быть шофёром. Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Ваней будем строить. Приглашай пассажиров.

Тема: «8 марта»

24.  «Мама готовит обед для дочки»

Цель: Учить детей выполнять ролевые действия. Способствовать объединению ролевых действий единым сюжетом. Поддерживать интерес детей к игре. Учить применять в игре полученный опыт и знания.

Материал: Кукла, кукольная посуда, плита, муляжи продуктов питания.

Содержание игры. «Сегодня вы опять будете мамами. У мамы всегда много дел. Мама моет, стирает, убирает. А ещё мама готовит обед. Скоро дочка придёт с прогулки и её надо будет кормить. Давайте приготовим обед». Воспитатель предлагает ребёнку-маме одеть фартук, помыть руки и начать готовить обед. Ребёнок подбирает необходимую посуду. Продукты. Воспитатель следит за игрой и направляет ребёнка, помогает ему. «Ну вот и готов обед. Пора накрывать на стол». Накрывают на стол. Приходит куколка, и ребёнок- мама моет ей руки и сажает обедать. Ребёнок кормит дочку. Куколка благодарит за обед.

Тема: «Знакомство с народной культурой и творчеством»

«Народная игрушка»

 25.  "Матрешки "

Цель: знакомить детей с декоративно - прикладным искусством,

воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Ход игры: Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка,

построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я

могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне

тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше".

Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении

друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете

возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят

друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя,

приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да

боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку.

Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить

просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и

маленькая матрешка идет по ней в гости к большой.

«Устное народное творчество»

 26. "Матрешки ходят в гости"

Цель: познакомить детей с народной игрушкой «матрешкой», воспитывать

доброе отношение к окружающим.

Ход игры: Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше". Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой. Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.

Тема: «ЗОЖ»

27. «Купание куклы»

Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Затем говорит детям.

-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?

Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.

-Кукла стала чистой.

Затем куклу одевают и укладывают спать.

Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

Тема: «Весна»

«Весна пришла

 28. «Ветер и листочки»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Игровой материал. Листики.

Подготовка к игре. Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Ход игры. Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже. После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и... успокоились». Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? — удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?».

        Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся». После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей.  «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)». Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей.

«Одежда весной»

 29. «Мишка и Зайка испачкались»  

Цель: Вызвать интерес к игровой ситуации. Подобрать необходимые атрибуты к игре. Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Продолжать учить заботиться о близких.

Материал: Игрушка – мишка, игрушка – зайка, тазик, полотенце, мыло, мочалка.

Содержание игры. Дети подходят к столу, на котором находятся ванночка и купальные принадлежности. Воспитатель говорит: «Дети, сейчас мы будем купать мишку и зайку. Они испачкались». Воспитатель ставит на стол ванночку с водой. «Смотрите, зайка и мишка хотят купаться. Где их можно выкупать? (в ванночке) Какая нужна водичка? (Теплая). Что еще нам надо, чтобы помыть зайку и мишку? (Мыло, мочалка) Чем будем вытирать? (Полотенцем) Начинаем мыть. Куда надо посадить мишку и зайку? (В ванночку) Что будем им мыть? (Ручки, ножки) А животик будем мыть? (Да)» Выполняет вместе с детьми действия. А теперь польем на Катю из лейки водичкой. Вот какие они чистые. Вытрем мишку и зайку полотенцем. А что же дальше будем делать? Теплого чаю выпить дадим и положим в постель.  Дети вместе с воспитателем укладывают в кровать. Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает детям убрать предметы на место. Затем благодарит за помощь.

«Домашние животные и птицы весной»

 30. «Кошка»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Ход игры: Воспитатель может побеседует с детьми о котятах. Затем предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка

и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки

(показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко,

сметану. Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с

клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю

лапкой. И еще... Я люблю играть с детками.

Давайте мы будем котятами. Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) а что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяучите?». Затем педагог обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе)

«Лесные звери и птицы весной»

 31. «Воробьиха»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Ход игры: Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел». После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик- чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком.

«Комнатные растения»

 32. «Уход за цветком»

Цель: Учить детей выполнять простые поручения по уходу за комнатными растениями.

Ход: Детки, подойдите ко мне. У меня, что-то для вас есть очень интересное. (Достаю «говорящий цветок»). Кто знает, как зовут этот цветочек?  Послушайте, что он вам хочет сказать:

«Ты цветочек поливай,

Никогда не забывай,

Будем вместе мы расти:

Я и ты, я и ты».

А вот на столе у нас стоит красивый цветок, он называется герань. Давайте скажем вместе, герань. Что-то наша герань загрустила, давайте посмотрим. Давайте потрогаем пальчиком землю, ой да она сухая. Вот и красные цветы опустили свои головки, загрустили. А вот листочки мне что-то шепчут: «Пить, хотим пить » Как же мы дадим цветку пить? Подскажите мне. Правильно догадались, надо полить цветок. Поливаем цветок.

Тема: «Лето»

«Цветущий май»

 33. «Летние забавы»

Цель: развивать воображение, внимание, память, мыслительные операции, речь. Учить переносить действия в игру, подражая взрослым. Уточнить знания о лете (летом тепло, люди загорают, купаются). Учить играть рядом.

Ход игры: Сюрпризно-игровой момент: к нам пришла кукла Катя.

— чем можно заняться на улице в жаркую, солнечную погоду? Едем все на «Едем на машине загорать!»

— собираемся в дорогу (что с собой возьмем).

— 1 ребенок выполняет роль водителя, остальные – пассажиры.

«Овощи, Фрукты, ягоды»

 34. «Кукла Катя пошла в магазин»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел.

Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Кукла Катя, овощи, фрукты.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Животные»

 35. «Стрижка для Зайки»

Цель: Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Инструменты для игры в парикмахерскую,

игрушка Зайка.

Ход игры: Воспитатель выбирает из детей мастера и говорит, что к нему пришёл на стрижку Зайка. Далее воспитатель наблюдает за игрой и помогает при трудностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....