Формирование основ финансово - экономической грамотности детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

План самообразования предназначен для работы с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya._finansy_1.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя Никитиной Елены Витальевны

на тему: «Формирование основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста».

Цель: повышение профессионального уровня и систематизация работы по теме.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
  2. Изучить  педагогический опыт по формированию основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста;
  3. Создать условия для формирования основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста;
  4.  Оптимизировать работу с родителями по вопросу формирования основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста». 

Актуальность.

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.        

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на  освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.       

 Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

        Говоря о формах, мeтодах и приемах обучения детей на современном этапе, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов организации образовательной деятельности, поэтому поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. 

Список литературы:        

  1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017
  3. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  7. Сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и содержит материалы для организации образовательного процесса по разделам «Труд и продукт труда (товар)»,   «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
  8.  Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
  9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  11. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  12. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015 С. 39–41.
  13.  Шатова А Д., Аксенова Ю.А., Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет».
  14. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
  15. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015 48 с.
  16. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 256 с.
  17. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет – ресурсы:

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы (результат)

Подготовительный этап

(организационно – теоретический)

Сентябрь –декабрь 2023

  1. Подбор и изучение нормативных документов, научно – методической литературы, новинок методических материалов;
  2. Ознакомление с опытом работы педагогов по теме в периодических изданиях, интернет - ресурсах по формированию основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста;
  3. Организация предметно – развивающей среды по теме;
  4. Составление плана работы на 2023 – 24 учебный год;
  5. Пополнение методической копилки  методическими разработками для работы с детьми, родителями, педагогами.

  1. Список литературы по теме.
  2. Каталог статей в журналах;
  3. База данных по ссылкам интернет – ресурсов по теме;
  4. Наглядно – иллюстративный материал;
  5. Перспективные планы;
  6. Материал для родителей (консультации, памятки, мастер – классы).
  7. Консультация – практикум для воспитателей.  

Основной этап

(практический)

Январь – май 20234г.

  1. Внедрение в работу дидактического материала в совместной и самостоятельной деятельности.
  1. Проведение мероприятий по теме самообразования.

Заключительный этап

(подведение итогов)

Май 20234г.

  1. Анализ полученных результатов, подведение итогов самообразования, определение перспектив работы по изученной теме.
  2. Подготовка отчета работы с презентацией наработанного материала.
  1. Выступление на методическом часе с презентацией

 «Формирование основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста».

Перспективный план работы

на тему: «Формирование основ финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста».

Месяц

        Мероприятия        

цель

Работа с родителями

1

Сентябрь

«Финансовая азбука»
1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.)

2.Словесная игра «Что мне нужно?»

3. Демонстрация детям слайд - презентации «История денег»

4. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
5. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)
6. Беседа с детьми «Потребности семьи». Д/и «Моя семья»
7. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)

Цель: формирование элементарных экономических навыков и знакомство с

азами финансовой грамотности.

Задачи:

  • 1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  •  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  •  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  • 4. Познакомить с термином «реклама».
  • 5. Познакомить детей с нравственными понятиями  – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
  • 6. Учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Родительское собрание

«Маленький экономист»

Цель: повысить уровень педагогической и финансовой культуры родителей.

Анкета для

родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».

2

Октябрь

«Труд»
1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)
 

2. Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Игрушка своими руками»,

3. Чтение произведений: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш.

Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка

«Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т.

Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

4. Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

5. Чтение стихов о труде.

6. Пословицы, поговорки, загадки о труде и профессиях.

7. Путешествие в Страну профессий. Д/и «Кому что нужно?»

8.

10. Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

 

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами».

Семинар - практикум «Наша мастерская».

Цель: привлечь педагогов  к изготовлению атрибутов для игр «Магазин», «Банк

 

3

Ноябрь

«Всякому делу надо учиться»
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?» 
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал  разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
Рисование «Моя будущая профессия»
4. Беседа «Профессии моих родителей»

 

Круглый стол

 «Дошкольник и экономика»

 Цель: показать практические формы и методы работы с детьми по формированию основ финансовой грамотности

4

Декабрь

«Результаты труда человека. Товар»
1. Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности (первичное понимание термина «товар» «полезность товара»). С/р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?». С/р игра «Магазин игрушек» 
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

 Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

 

 Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар».

 

5

Январь

«Деньги. Семейный бюджет»
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/и «Семейные расходы» (формировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения), «Покупки в магазине», «Размен», пазлы.

4. Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран».

5. Поделки, оригами, аппликации, конструирование «Копилка для монет»,

«Кошелек».

6. Просмотр альбомов «Деньги».

7.Чтение произведений: Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

 

Консультация для родителей «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

 Буклет

 «Бюджет семьи, забота каждого»

6

Февраль

«Реклама».

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Дискуссия с детьми «Хорошо - плохо» на тему «О рекламе товара».

5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

7. Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама»,

«Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

8. Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

Участие в выставке «Реклама глазами детей».

Буклет

«Формируйте правильные привычки к деньгам у детей».

 Рекомендация

 «Учите ребенка выбирать и покупать товар».

7

Март

 Игровое занятие «Деньги всякие нужны»

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо».

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

 Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Участие в выставке: «Моя денежная единица».

8

Апрель

1.Игровое занятие «В гостях у сказок»

2. Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

3. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

4. Пословицы и поговорки о деньгах. Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

5. Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).

6. Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

7. Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).

8. . Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

 Папка - передвижка

 «Как мы планируем и тратим?»

 Цель: привлечение родителей к теме, путем совместного творчества.

  

9

Май

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик».

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

4. Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или

принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

5. Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают

(например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

6. Собирание тематических пазлов.

 Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».

 Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Использование игровых технологий при формировании основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дош...

Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок.

Педагогический проект. Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок для детей старшего возраста....

Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок.

Педагогический проект.Формирование предпосылок финансовой функциональной грамотности детей дошкольного возраста на основе сказок....