Формы, методы и средства ознакомления детей дошкольного возраста с культурой других народов
методическая разработка
Формы, методы и средства ознакомления детей дошкольного возраста с культурой других народов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы, методы и средства ознакомления детей дошкольного возраста с культурой других народов
Понятие формы пришло в педагогику из философии. Традиционно философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов (В.С.Безрукова). Очень часто категории метод и форма смешиваются или употребляются как синонимы. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или, внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф.Харламов).
При решении задачи приобщения дошкольников к традициям и обычаям русского народа имеются свои конкретные формы организации воспитательного процесса.
Формы работы по воспитанию духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к традициям и обычаям семьи:
- Проведение совместных досугов «Папа, Мама и Я»
- Оформление семейного фотоальбома
- Совместная трудовая деятельность детей и взрослых
- Празднование дней рождения
- Празднование Дня города
Формы работы по воспитанию духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к традициям и обычаям:
- Организация предпраздничных посиделок
- Создание мини – музея в детском саду
- Экскурсии в музеи, библиотеку
- Проведение русских народных календарных праздников
- Оформление выставок народного творчества с привлечением мастеров –умельцев, родителей, детей
- Встреча с мастерами – умельцами
- Театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые и другие игры детей в свободное время
- Целевые прогулки по улицам города в свободное время
Формы работы по воспитанию эстетического восприятия природы родного края, и доброго отношения к ней:
- Совместная деятельность взрослых и детей по оказанию помощи представителям живой природы
- Создание воспитывающей ситуации
- Проведение итоговой беседы
- Целевые наблюдения объектов природы
- Организация и проведение экскурсий в природу (лес, в парк)
- Вовлечение ребенка в процесс восприятия взрослым красоты окружающей природы
- Обращения к поэтическим образам
- Совместный со взрослыми земледельческий труд в природе
- Практическое взаимодействие с объектами живой природы с целью оказания ей посильной помощи
Предложенный перечень форм воспитательной работы носит рекомендательный, примерный характер и приведен как иллюстрация, что позволяет нам показать в целостном виде работу с детьми и их родителями.
Можно выделить комплексные формы воспитательной работы , в ходе которых одновременно реализуются различные задачи приобщения дошкольников к традициям и обычаям русского народа:
- Праздник и предпраздничные посиделки с «детсадовскими бабушками дедушками», работниками музея, библиотеки, как эмоциональный итог совместной деятельности детей и взрослых, которые объединены праздничным волнением, светлым и праздничным настроением
- Посещение музея
- Оформление в детском саду музея, в семье с семейными реликвиями
- Оформление выставок народного творчества с привлечением родителей, мастеров - умельцев
- Вечер музыки с членами семьи, местными поэтами, музыкантами
- Празднично – игровые развлечении
- Празднование дней рождений детей, воспитателей, родителей
- Целевые наблюдения и совместный труд детей, родителей, педагогов в саду – огороде, цветнике и другие.
Существует разнообразие методов воспитания. Метод воспитания – это способ реализации цели воспитания.
Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Такой подход к методам не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъект – субъектный подход. Под методом воспитания мы подразумеваем , способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников , в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности ребенка.
Разобраться в многообразии методов помогает их упорядочение , классификация.
В отечественной педагогике И.Ф. Каптерев говорил, о необходимости отражения в методе обучения характера познавательной мыслительной деятельности ребенка привела к выделению репродуктивно – иллюстративных и проблемно – исследовательских методов. Дальнейшая работа в этом направлении привела к классификации методов обучения в зависимости от способа логико – мыслительной деятельности учеников. По этому признаку М.Л. Скаткиным и И.Я. Лернером были выделены методы проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский , объяснительно – иллюстративный методы.
Эта классификация методов обучения по способу логико – мыслительной деятельности: конечной цели совместной деятельности взрослых и детей; характера деятельности взрослого; способа познавательной деятельности детей.
П.И. Пидкасистый отмечал, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания. Исходя из этого , он предложил разделить методы обучения на следующие группы : методы организации и самоорганизации в учебно –познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности, учения; методы контроля и самоконтроля. [25]
Дальнейшее развитие теории методов обучения привело к разработке положения о единых методах педагогического процесса. Классификация общих методов имеет следующий вид:
- методы формирования познания в целостном педагогическом процессе – беседа , дискуссия, рассказ , работа с книгой, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения - воспитывающие ситуации , наблюдения, упражнения, приучение , педагогическое требование , проблемно -поисковые методы;
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - поощрение, наказание;
- методы контроля эффективности педагогического процесса – диагностика , опрос , самоанализ и другое.
Идея единых методов педагогического процесса только начинает разрабатываться в отечественной педагогике.
В.Г. Нечаева выделяет две группы методов воспитания : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседа, чтение художественных произведений , рассматривание и обсуждение картин , иллюстраций). К первой, и ко второй группе относится метод убеждения, положительный пример , поощрения и наказание.
В.И. Логинова предложила классификацию методов:
- методы формирования поведения( приучение, упражнения , руководства деятельностью);
- методы формирования сознания ( убеждение в форме разъяснения , внушения , беседа);
- методы стимулирования чувства и отношения (пример, поощрение , наказание).
Проанализировав учебную литературу по данному направлению можно выделить средства патриотического воспитания такие как:
- игра
- личный пример воспитателя
- праздник
- Литература (сказка)
- краеведенье
- труд
Рассмотрим средства патриотического воспитания.
Игра как средство патриотического воспитания начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе.
Праздники тоже могут послужить средством патриотического воспитания детей. Среди отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить следующие:
-религиозные праздники (Рождество);
- народные праздники (Масленица);
- государственные праздники (День защиты Отечества, День Победы – 9 мая);
- профессиональные;
- местные (День города);
- семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой праздник. Например, дни рождения празднуют все, но каждый в свой день);
- групповые праздники (День рождения группы и т.д.).
При правильной работе воспитателя с детьми по организации разных праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни – и исторической жизни народа; представление – о государстве и народе – и понимание его собственной жизни, жизни семьи.
Государственные праздники отмечают основные вехи его становления, сложные моменты судьбы своего народа. В процессе празднования такого типа событий у ребенка появляется образ государства как живого существа, подвергающегося опасностям, имеющего историю своего роста и становления, к которому нужно бережно относиться.
Народные праздники есть историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других народов. Задается самобытность и ответственность за то, что можем только мы и никто больше.
Для детей младшего дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен года; как изменяется жизнь людей (осень можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках, лыжах и т.д.).[11]
Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию. Праздновалось пять основных праздников, это:
- «Святки», которые длятся две недели.
- «Масленица» - длится одну неделю.
- «Зеленые святки» или «Троица» - 3-4 дня.
- «Ивана Купала» - одну ночь (солнце в полной силе и ему не нужна помощь).
- «Осенины» - 4 дня (солнце начинает слабеть).
Профессиональные праздники позволяют увидеть детям множество людей, объединенных общими целями и интересами, выполняющие определенные функции и обязанности в обществе.
Именно в эти праздники может происходить приобщение детей к истории, вхождение в нее. Это и есть то, что называется идентичность: человек, может осознавать свою принадлежность к большой общности, а с другой стороны, может действовать от ее лица и в ее интересах, тем самым продлевая ее в настоящем и давая ей возможность быть в будущем.
Вторая группа – «малые праздники» - имеют совершенно другую направленность. Она, наоборот, связана с кругом событий, которые непосредственно присутствуют в жизни отдельного человека. В его семье, в месте, где он родился и живет. В центре праздника должен быть сам человек. А действие должно быть направлено на выявление и понимание общественного, общностного значения его самого и того, что с ним происходит.
Выделенная типология позволяет поставить вопрос о том, какие воспитательные функции имеют разные типы праздников и как они влияют на детское сознание.
Литература как средство патриотического воспитания дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга - как символ знаний, радости, удовольствия - знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне - детей приучают брать книгу чистыми руками, не рисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются к ремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятся дети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменил осязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу как продукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться к ней уважением и бережным отношением, особенно если в семье во главу угла ставятся потребительские принципы «Ничего страшного, купим новую».
Дети старшего дошкольного возраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.
Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.
Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду.
Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума - достаточно создать видимость внешними атрибутами.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей» , «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Сказки являются эффективным средством при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте потому что во –первых , в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка , обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность , которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни , сталкиваясь со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во – вторых у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком , персонажем и присвоение его норм , ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, а позволяет ему почувствовать и понять , что у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, по средствам ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагается выход из различных сложных ситуаций , пути разрешения возникших конфликтов , позитивная поддержка его возможностей и веры в себя . При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Сказка позволяет детям отличать добро от зла, хорошо или плохо , можно или нельзя , с чувством уважения относиться к истории и к культуре нашей Родины . Сказка прививает чувство собственного достоинства , чувство ответственности за младших сестер и братьев. Дети становятся менее застенчивы , не боясь , выбирают любую роль.
Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей, в другой — животноводов, овощеводов, в третьей — рыбаков, хлопкоробов и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех,
Дошкольники должны иметь представление и о героях гражданской и Великой отечественной войн, защищавших их родной край. В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в котором они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Труд, как средство патриотического воспитания
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети шести-семи лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причем очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Взрослые следят за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучают их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Педагог, воспитывающий будущих граждан страны, учит радоваться труду на общее благо, прививает им чувство, ответственности потому требует от них четкого выполнения порученного дела, приучает самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.
Проанализировав литературы нужно отметить, что процесс патриотического воспитания направлен на компоненты такие как :
- когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно),
- эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),
- деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).
По С.А.Козлова этапы патриотического воспитания дошкольников:
- предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношения с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- художественно - ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- когнитивно – эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
- эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Все вышеперечисленные компоненты в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация. Поэтому патриотизм как качественное образование личности должен пройти через воспитание убеждений, утверждаться в сознании детей, реализоваться в его деятельности
Итак, патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, формы , средства и методы патриотического воспитания в ДОУ.
Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. А. С. Макаренко предостерегал педагогов против преувеличения роли отдельных средств, против универсализации методов и приемов воспитания.
Средствами патриотического воспитания выступают краеведение, художественная литература, практическая деятельность, труд, праздник, и т.п. Методами могут послужить все стороны и этапы воспитательного процесса: экскурсии, тематические мероприятия, выставки детских рисунков, и т.п.
Формами могут послужить: посещение музея, оформление выставок народного творчества с привлечением родителей, мастеров – умельцев, празднично – игровые развлечении, целевые наблюдения и совместный труд детей, родителей, педагогов в саду – огороде, цветнике и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О формах , методах и приемах ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
В условиях современного общества педагоги,художники, искусствоведы все чаще выделяют искусство ,как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомлениедетей дошкольного возраста с различными видами ...

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"
Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»
Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС
Реализовать региональный компонент по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Проект "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов мира посредством хореографии"
Проект для детей ДОУ 3-7 лет...

«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"
Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...