ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ( я и педагоги сентябрь 2025)
материал (средняя группа)

Вдовина Оксана Сергеевна

Развитием моторики рук советуют начинать заниматься с самого раннего возраста.

Подходящий способ развития подбирается в первую очередь с учетом возраста ребенка и его индивидуальных предпочтений. Важно помнить, что занятия должны приносить крохе радость, а не быть скучной обязанностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_melkaya_motorika.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать

Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать

Моторикой рук называют действия, выполняемые мелкими мышцами кистей и пальцев. В процессе участвует нервная и мышечная система, а также органы зрения. Любые, даже самые простые движения рукой относятся к мелкой моторике: от удержания ложки в процессе еды до написания текста на листе бумаги. Кстати, почерк человека также напрямую зависит от моторики.

Родители очень часто не понимают и интересуются, на что же в итоге влияет развитие мелкой моторики у детей? На первое место все специалисты ставят речь малыша. Уже давно ученые доказали, что речевой аппарат в головном мозге находится в той же зоне, что контроль за действиями кистей рук. Именно поэтому появилось предположение – а затем доказательная база – что любые действия, совершаемые пальцами рук, оказывают непосредственное влияние на умение разговаривать. Таким образом, если взрослые заинтересованы в том, чтобы малыш быстрее начал произносить свои первые слова, то необходимо уделять особое внимание движениям кисти и пальцев.

Кроме речи, мелкая моторика взаимодействует и влияет на формирование мышления, внимания, координации, памяти и даже воображения. Вся последующая жизнь ребенка связана с постоянными движениями руками, которые в будущем будут доведены до автоматизма.

Как и когда начинать развивать мелкую моторику

Развитием моторики рук советуют начинать заниматься с самого раннего возраста. Обучение происходит в формате игры, что позволяет не только улучшить навык, но и сформировать прочную связь между ребенком и родителем.

Самое первое хватательное движение, когда кроха удерживает чужой палец, уже относится к технике тренировки моторики. Чем малыш старше, тем меньше становятся игрушки, с которыми он взаимодействует.

Подходящий способ развития подбирается в первую очередь с учетом возраста ребенка и его индивидуальных предпочтений. Важно помнить, что занятия должны приносить крохе радость, а не быть скучной обязанностью. Рекомендуется подготовить определенный план для ежедневных упражнений. На что стоит обратить внимание:

  • Продолжительность занятий – хотя бы по 10-20 минут, но каждый день. Здесь особое место занимает регулярность.
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша. Если он не готов, то лучше перенести упражнения на более позднее время.
  • Подбирайте занятие по возрасту. Не сажайте трехлетку выводить прописи. Постарайтесь выбрать более подходящие инструменты и игры.
  • Скука, раздражение, чрезмерная сложность – все это признак того, что взрослые неверно подобрали способ обучения для ребенка. Помните, что лучше всего малыши воспринимают информацию через интересную игру.

Чем младше дети, тем проще и веселее должны проходить занятия. Так легче привыкать к ежедневным упражнениям, и они с удовольствием будут каждый раз принимать участие в процессе.

Сегодня существует огромное количество игр и средств для тренировки моторики рук. Чем больше вариантов вы будете применять в процессе обучения, тем эффективней оно будет проходить.

Выбираем полезные игры и игрушки

Для каждого возраста существуют полезные и одновременно интересные детские игры для моторики. Одни можно приобрести в магазине, другие сделать самостоятельно из подручных средств.

Камешки, бусинки, крупа

Такие игры легко организовать в домашних условиях, но важно помнить, что проходить они должны строго в присутствии взрослых. Так малыш не проглотит мелкую вещь и не засунет ее себе в нос или ухо.

Вот несколько популярных вариантов:

  • Сортировка предметов. Для таких упражнений отлично подойдут старые пуговицы. Их можно разделять на группы по цвету, размеру или форме.
  • Поделки из крупы. На листе бумаги или картона родитель рисует изображение, а затем по контуру наносит безопасный клей. Задача ребенка – аккуратно приклеить на него зерна так, чтобы получилась объемная картина.

Каждая из перечисленных игр направлена на работу кистью и пальцами. При этом задания понятные и простые, а главное, что малышу будет интересно их выполнять.

Пирамидки

Яркие пластиковые пирамидки – это та игрушка, которая есть у всех детей. Но знаете ли вы, как она влияет на развитие ребенка?

В магазинах продается множество вариантов сборных пирамид: от обычной пластмассовой конструкции с несколькими ярусами и фигурной вершиной до более сложных моделей со стаканчиками, машинками и т. д.

Классический вариант пирамидки подойдет для самых маленьких. Все колечки разных цветов и размеров. Чтобы собрать игрушку правильно, малышу понадобится моторика рук. А еще ему придется применить логику, память и внимание. Кроме того, он выучит названия цветов и научится различать размеры.

Детям постарше можно предложить усложненный вариант пирамидки, например, с цифрами и колечками одновременно. Такая модель направлена на то, чтобы обучить ребенка цветами, логическому мышлению, названиям цифр и счету. И, конечно, улучшить моторику.

Лепка

Малышам старше года будет интересно создавать творческие поделки. Один из вариантов – лепка из пластилина, глины или кинетического песка. Работа руками положительно влияет на нервную систему, помогает ребенку расслабиться и успокоиться. Также лепка развивает пространственное и творческое мышление, тренирует мелкую моторику.

Современные наборы пластилина предлагают малышам готовые шаблоны, по которым они могут создавать необычные поделки. Например, комплект для лепки торта, в котором уже есть все необходимые цвета, а также формочки и аксессуары для создания оригинальной поделки и дальнейшей игры с ней.

Заменой привычному пластилину может стать полимерная глина. Она достаточно пластичная, легко разминается в руках и принимает нужную форму. После завершения лепки фигурка застывает, и ее можно использовать для игр. Большой выбор наборов позволяет подобрать игрушку, исходя из увлечений ребенка. Например, малыш сможет сам слепить очаровательного песика, его лежанку и вкусную косточку.

Игры с песком также полезны для моторики рук, но не устраивать же дома настоящую песочницу. В качестве альтернативы производители предлагают тематические наборы с необычным кинетическим песком. Особые технологии не дают песку рассыпаться по всей квартире. При этом его консистенция приятная на ощупь, и с ней будет интересно играть. А аксессуары сделают процесс более реалистичным и увлекательным.

Мозаики

Это отличные тренажеры для тренировки моторики. Для каждого возраста есть свой подходящий набор. Между собой они могут отличаться размером и количеством элементов, типом деталей и формой. Кроме привычных, классических мозаик, есть аквамозаики, усложненные 3D конструкции, термомозаики, магниты и раскраски.

Конструкторы

Еще один вариант, как провести время весело и с пользой. Это может быть сборка привычных наборов, состоящих из мелких пластиковых деталей или более сложные поделки в виде склеивающихся моделей кораблей, машин, военной техники.

Маленьким детям точно понравятся комплекты из крупных элементов в виде животных. Для малышей старшего возраста можно выбрать большие тематические наборы с их любимыми героями и сюжетами из игр.

Сборное моделирование подойдет уже взрослым ребятам, которые умеют обращаться с клеем и красками. Здесь от малышей требуется больше внимания, усидчивости и терпения. Работа над моделью может занять много времени, а готовая фигурка украсит детскую комнату.

Заключение

Тренировка моторики необходима малышам с первых дней их жизни. Она оказывает влияние на мышление, формирование речевого аппарата и воображения. Предлагая детям развивающие игрушки, родители помогают им быстрее обучаться, а также построить отличный фундамент для дальнейшей жизни и изучения окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на 2020-2025 годы

Индивидуальный план по самообразованию на 2020-2025 годы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (я и дети сентябрь 2025)

Познакомить детей с новой техникой рисования, формировать умение передавать в рисунке образ ежа, продолжать развивать творческие способности детей....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ( я и дети октябрь 2025)

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение,  словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­си...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (я и педагоги октябрь 2025)

Игровые упражнения играют ключевую роль в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. К ним относятся игры с мелкими предметами, такие как пазлы, конструкторы и мозаики, а также занятия с и...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (я и родители октябрь 2025)

Цель: для развития мелкой моторики используйте  пальчиковые игры, конструкторы, лепку из пластилина, пазлы, шнуровки, рисунки и аппликации, а также игры с мелкими предметами, такими как бусы и кр...