Коллекция бумаг. Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гарибян Ани Мушеговна

Данный конспект разработан для знакомства детей с различными видами бумаги через исследовательскую деятельность. Дети, получив "посылку" с образцами от куклы, исследуют бумагу на ощупь, толщину, способность мяться и взаимодействие с водой, описывая ее по заданному алгоритму. Это способствует развитию тактильных ощущений, аналитических способностей, связной речи и бережного отношения к материалам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsioner_bumag.odt37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Коллекция бумаги"

        Цель: Расширить представление детей о разных видах бумаги и её свойствах. Формирование умения описывать предметы по алгоритму.

        Задачи:

        Образовательные:

  • Познакомить детей с различными видами бумаги (газета, картон, офисная, цветная, гофрированная, альбомный лист) и их характеристиками.
  • Сформировать представление о свойствах бумаги: толщина, гладкость/шершавость, способность мяться, взаимодействие с водой.
  • Научить описывать бумагу по заданному алгоритму.

        Развивающие:

  • Развивать тактильные ощущения и умение определять свойства материала на ощупь.
  • Развивать умение сравнивать и анализировать свойства разных видов бумаги.
  •  Развивать связную речь, расширять словарный запас (гладкий, шершавый, толстый, тонкий, промокает, рвется).
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к бумаге и окружающим предметам.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и познанию нового.

    Материалы:
  •  Образцы бумаги (в мешке): газета, картон от коробки, лист белой офисной бумаги, цветная бумага, гофрированная бумага, альбомный лист, туалетная бумага и тд.
  • Мешок (можно украсить, чтобы выглядел интересно).
  • Ёмкость с водой.
  • Тряпочки для вытирания рук.
  • Кукла Маша (игрушка-коллекционер).
  • Карточки с этапами алгоритма (с картинками):

1. Название бумаги

2. На ощупь (гладкая/шершавая)

3. Толстая/тонкая

4. Мнётся (легко/трудно)

5. Что происходит в воде

Ход занятия:

        1. Организационный момент:

        Воспитатель собирает детей в круг на ковре или за столом.

        Приветствие: "Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на нашем занятии. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.""Ребята, сегодня утром нам принесли необычную посылку! Смотрите, какой интересный мешок!" (Воспитатель показывает мешок). "Как вы думаете, что в нем?" (Дети высказывают предположения).

        Воспитатель:  "Этот мешок прислала нам кукла Маша, наша знакомая! Она большая любительница разных вещей, особенно бумажных. Давайте посмотрим, что она нам прислала?" "Сегодня мы будем изучать разные виды бумаги, которые прислала нам Маша. Мы узнаем, какая бумага бывает на ощупь, какая толстая, а какая тонкая, как легко она мнётся и что с ней произойдет в воде. Готовы к приключениям?" (Дети отвечают).

        
2. Основная часть:
        
2.1. Знакомство с содержимым мешка:

        Перед тем как достать образцы, скажите какие виды бумаг вы знаете? (Ответы детей)

        Воспитатель торжественно достает из мешка каждый образец бумаги по очереди, спрашивая у детей что это: "Ого, смотрите, что тут есть! Что это? (Ответы детей) Да, это газета! А это? (Ответы детей) Верно – картон от коробки! Посмотрите, это лист белой офисной бумаги! Это цветная бумага! А это – гофрированная бумага! И это – альбомный лист! И тд."

        Воспитатель предлагает детям потрогать каждый образец: "Ребята, посмотрите внимательно на каждый вид бумаги, который нам прислала Маша. Потрогайте его. Помните его немножко. Почувствуйте, какая она."

        Воспитатель задает наводящие вопросы: "Ребята, попробуйте бумагу на ощупь. Какая она? Гладкая или шершавая? А эта бумага толстая или тонкая? Чем отличается картон от газеты? (Дети высказывают свои впечатления).

        Воспитатель обобщает ответы детей: "Правильно, ребята! Бумага бывает разной: гладкой и шершавой, тонкой и толстой. Она может быть разного цвета и по-разному мнуться. Здорово, что Маша прислала нам столько интересных образцов!"

        2.2. Составление алгоритма описания бумаги:

        Воспитатель: "Чтобы нам было проще и интереснее рассказывать о бумаге, давайте составим план, по которому мы будем её описывать. Как настоящие ученые!"

        Воспитатель выкладывает карточки с этапами алгоритма в нужной последовательности, проговаривая каждый пункт:

        1. "Сначала мы скажем, как называется эта бумага." (Показывает карточку "Название бумаги").

        2. "Потом мы расскажем, какая она на ощупь: гладкая или шершавая." (Показывает карточку "На ощупь").

        3. "Потом мы определим, толстая она или тонкая." (Показывает карточку "Толстая/Тонкая").

        4. "Попробуем её помять и скажем, как легко она мнётся." (Показывает карточку "Мнётся").

        5. "И, наконец, мы посмотрим, что с ней произойдёт, если опустить её в воду." (Показывает карточку "Что происходит в воде").

        Воспитатель повторяет алгоритм вместе с детьми несколько раз.

        2.3. Встреча с куклой Машей:

         (Воспитатель достает куклу Машу) "Ребята, смотрите, кто к нам пришёл в гости! Это же кукла Маша! Она очень хотела узнать, как мы изучаем ее посылку!"

        Воспитатель говорит от имени Маши: "Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что мой мешок до вас добрался! Я так люблю бумагу, но не всегда знаю, какая она. Помогите мне, пожалуйста, узнать больше о моих образцах!"

        Воспитатель: "Конечно, Маша, мы с удовольствием тебе поможем! Ребята, покажем Маше, что мы узнали об ее образцах бумаги и расскажем о них по нашему плану?" (Дети отвечают).

        2.4. Описание бумаги по алгоритму:

        Воспитатель берёт первый образец (например, газету) и начинает описание по алгоритму, вовлекая детей:

        Воспитатель: "Давайте начнем с газеты. Опишем ее по нашему плану.

        Первый пункт – название. Что это?" (Дети: Газета). "Правильно, это газета. Второй пункт – какая она на ощупь? (Дети: Шершавая) Правильно, газета шершавая. Она толстая или тонкая? (Дети: Тонкая) Верно, тонкая. Давайте попробуем её помять. Как легко она мнётся? (Дети: Очень легко!) Да, газета мнётся очень легко. А теперь опустим маленький кусочек газеты в воду. Что происходит? (Дети: Она промокает, рвётся) Да, газета быстро промокает и рвётся в воде."

        Воспитатель: "Маша, теперь ты знаешь, какая газета в твоей коллекции?" (Маша "отвечает": "Да, теперь я знаю, что газета шершавая, тонкая, легко мнётся и быстро промокает в воде! Спасибо!")

        Затем воспитатель предлагает детям выбрать следующий образец (например, картон) и описать его вместе, задавая наводящие вопросы. "Какой образец из мешка Маши будем исследовать дальше? (Дети выбирают). Что это за бумага? (Картон). Какая она на ощупь? (Гладкая или шершавая?). Толстая или тонкая? Как она мнётся? Что с ней происходит в воде?" Воспитатель помогает детям, направляя их вопросы.

        Далее дети выбирают образец из мешка и описывают остальные образцы бумаги по алгоритму. Кукла Маша "внимательно слушает" и "благодарит" детей за рассказы.

        3. Заключительная часть:

        3.1. Игра "Найди такую же":

        Кукла Маша: "Так какая бумага из моего мешка оказалась самой толстой?"

        "А какая - самой шершавой?"        

         "А какая легче всего мялась?"

        "А какая быстрее всех промокала в воде?"

        "А какая самая гладкая?"

        3.2. Рефлексия:

        Воспитатель: "Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и узнали много нового о разных видах бумаги, которые прислала нам Маша в своем мешке. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было самым сложным?" (Дети отвечают).

        Воспитатель: "Маша, тебе понравилось наше занятие? Ты узнала что-нибудь новое о своей коллекции, которую ты прислала нам в мешке?" (Маша "отвечает": "Да, ребята, спасибо вам огромное! Я теперь знаю все о своей коллекции бумаги, которую прислала вам! Мне очень понравилось, как вы описывали каждый образец. Теперь я буду знать, как ухаживать за своей бумагой!")

        Воспитатель благодарит детей за работу и прощается с куклой Машей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект занятия по конструированию. Тема: Альбом ( бумага) старшая группа.

Занятие по конструированию в старшей группе. Тема: Альбом из бумаги....

Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему: «Свойства бумаги». Старшая группа

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах  бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пла...

Познавательное + конструирование из бумаги старшая группа

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц; уточнить время года, название весенних месяцев, развивать ...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование) «Золотая осень. Печать мятой бумагой». Старшая группа.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование) «Золотая осень. Печать мятой бумагой». Старшая группа. Образовательная область: художественно - эстетическое ра...