Авторская программа дополнительного образования театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей 4-7 лет
календарно-тематическое планирование
Цель: развитие артистических способностей детей в возрасте от 4 до 7 лет через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
3. Познакомить детей с историей театра, с основами театральной культуры.
4. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.
5. Знакомить с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
дополнительного образования
«В гостях у сказки»
для детей 4-7 лет
Разработчик программы: Газизова Эльвира Фадисовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Айгуль»
п.г.т. Камские Поляны НМР РТ
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………………..3
- Цели, задачи ………………………………………………………………4
- Содержание программы ………………………………………………….4
- Календарно-тематическое планирование ……………………………… 6
- Календарно – тематическое планирование театральной деятельности в
средней группе……………………………………………………………………6
- Календарно – тематическое планирование театральной деятельности в старшей группе……………………………………………………………………………..22
- Календарно–тематическое планирование театральной деятельности в подготовительной к школе группе ……………………………………………..28
- Организационно- педагогические условия реализации программы.....34
- Планируемые результаты ……………………………………………….34
- Оценочные и методические материалы ……………………………….34
- Формы контроля ………………………………………………………..35
- Критерии отслеживания усвоения программы ……………………....35
- Литература ……………………………………………………………...35
- Приложение ……………………………………………………………....35
- Пояснительная записка.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в
которых, каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем
не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной
речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры-занятия.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий
из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Актуальность:
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Новизна программы заключается:
- в раннем включении детей в театрализованную деятельность;
-драматизация сказок, игры, кукольных постановок, этюдов, мини-сценок и т.д. соответствует единой теме - творческому самовыражению ребенка.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенокучится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.
Программа «В гостях у сказки» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театральном искусстве.
- Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Цель: развитие артистических способностей детей в возрасте от 4 до 7 лет через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
3. Познакомить детей с историей театра, с основами театральной культуры.
4. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.
5. Знакомить с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
III. Содержание программы.
Принципы:
∙ Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей
игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно
пережитый) компоненты.
∙ Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной деятельности с
разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
∙ Согласно принципу импровизационности театрализованная деятельность рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зренияу ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
∙ Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.
∙ Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
∙ Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.
∙ Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
∙ Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении ролей
(текстов)
∙ Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в
природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и пони-
мание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
∙ Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
∙ Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности,
в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой
деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Формы организации образовательной процесса
В программе «В гостях у сказки» для детей 4 -7 лет представлен перечень форм организации организованной образовательной деятельности детей, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые,
сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей 4-7 лет деятельности - игр-занятий.
Для усвоения материала используются следующие приемы обучения:
- игра
- игровая импровизация
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- чтение и рассказ педагога
- показ
- личный пример
- беседы
- прослушивание в грамзаписи детских песен, танцевальной музыки, потешек, попевок и
- сказок
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдение
В основе организации образовательного процесса положен комплексно- тематический принцип (Календарь праздников (событий)) с ведущей игровой деятельностью с учетом интеграции образовательных областей, который способствует обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие
возможности для развития детей и способствует организовать информацию оптимальным
способом. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность,
обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности
и творчества.
Каждое занятие включает:
-упражнения для эмоционально-положительного развития ребенка;
-упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
-задания для развития интонационной выразительности;
-образные упражнения, игры - превращения «учись владеть своим телом»;
-упражнения на развитие детской пластики;
-упражнения на развитие выразительной мимики;
-элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды;
-задания на развитие коммуникабельности и умения доброжелательно общаться как со
сверстниками, так и со взрослыми в разных ситуациях;
-подготовка и разыгрывание сказок, инсценировок, различных художественных произведений, где происходит знакомство не только с текстом, но и со средствами драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена детям 4-7 лет.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Продолжительность занятий 2 раза в неделю:
- в средней группе по 20 минут,
- в старшей группе по 25 минут,
- в подготовительной к школе группе по 30 минут.
Итоговое занятие в индивидуальной или подгрупповой форме с присутствием родителей проводится ежеквартально.
Значимые для разработки и реализации программы
«В гостях у сказки» характеристики
Характеристика развития детей от 4 -5 лет
Основные направления развития театрализованной деятельности-игры состоят в постепенном переходе ребенка 4-5 в летнем возрасте от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена. В 4-5 летнем возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.
- Календарно – тематическое планирование театральной деятельности в средней группе
Месяц | № п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Приемы | Материал | |||
Октябрь | 1 | Вводное | 1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. 2.Способствовать возникновению дружеских Взаимоотношений. | 1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала), беседа 2. Игра «Назови свое имя» 3.Знакомство сдетьми. | ||||
2, 3 | «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » | 1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. 2. Развивать способность понимать собеседника. 3. Познакомить детей с народными костюмами. | 1.Беседа с детьми. 2.Ряженье в костюмы. 3.Имитационные этюды | Русские народные костюмы, элементы костюмов: маски, очки, платки и т.д. | ||||
4,5 | «Пойми меня» | 1.Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. 2. Активизировать детей на создание игровой мотивации. | 1.Отгадывание загадок.2.Беседа. 3.Игровые упражнения. | Иллюстрации животных и предметов по теме занятия. | ||||
6,7 | Язык жестов | 1. Познакомить с понятием «Жесты, язык жестов». 2.Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса | 1. Игра «Где мы были, мы не скажем». 2. Беседа с детьми. 3. Подвижная игра «Смешные мышки» | |||||
8. | «Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?» | 1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. 2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. 3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | 1. Игра «Театральная разминка». 2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба». | |||||
Ноябрь | 1 | «Игры с бабушкой Забавушкой » | 1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. | 1.Создание игровой мотивации. 2.Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | ||||
2 | «Колобок наш удалой» |
| 1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. 2. Вопросы по содержанию. 3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | Иллюстрации к сказке «Колобок» | ||||
3. | «Колобок не тот, а другой» | 1. Способствовать объединению детей к совместной деятельности. 2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. 3.Формировать дружеские взаимоотношения. | 1.Отгадывание загадок, с изображением их героев. 2. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). | Картинки – отгадки к загадкам. | ||||
4. | «Вот это Колобок – хитрый маленький зверек». | 1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. 2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. 3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | 1. Создание игровой мотивации. 2.Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок» | |||||
5 | «Колобок- наш Колобок, Колобок – колючий бок.» | 1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. 2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. 3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | 1. Рассматривание костюмов и ряжение. 2. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» | |||||
6. | «Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» | 1. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. 2. Развивать фантазию. | 1.Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» 2.Игра «Скажи о друге ласковое слово». | |||||
7. | «Одну простую сказку хотим мы показать» | 1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. 2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. 3. Расширять «словарь» жестов и мимики. | 1.Пантомимическая игра. 2. Введение понятия «пантомима». 3. Творческая игра «Что это за сказка?» | |||||
8. | «Играем пальчиками» |
| 1. Повторение и закрепление понятия «пантомима» 2.Игровые упражнения с помощью пальчиков. 3. Игра – инсценировка с помощью пальчиков. | Картотека пальчиковых игр | ||||
Декабрь | 1 | «Постучимся в теремок» | 1.Развивать фантазию. 2.Совершенствовать выразительность движений. 3.Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | 1. Игра – загадка «Узнай, кто это?» 2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок». 3. Этюд на расслабление и фантазию «Разговор с лесом». | ||||
2. | «Многим домик послужил, кто только в домике не жил» | 1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. 2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. 3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | 1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям. 2. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. | |||||
3. | «Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно» | 1.Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.
4.Совершенствовать интонационную выразительность. | 1.Погружение в сказочную атмосферу. 2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок». 3. Характеристика персонажей сказки. 4. Интонационные упражнения. | |||||
4,5 | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | 1. Учить узнавать героя по характерным признакам. 2.Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. 3. Формировать дружеские взаимоотношения | 1. Игра «Угадай героя». 2. Драматизация сказки. | |||||
6. | «Очень жить на свете туго без подруги или друга». | 1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. 2.Совершенствовать выразительность движений. 3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | 1. Чтение стихотворения. Беседа о друзьях. 2.Рассказывание сказки «Лучшие друзья». 3. Беседа по содержанию. 4. Игра « Скажи о друге ласково» | |||||
7. | Косой хвастался, смеял- ся, чуть лисе он не попался» | 1. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | 1.Отгадывание загадок на содержание сказки. 2.Этюды на выразительность передачи образа. | |||||
8. | «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья» | 1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. 2.Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, тело- движением. 3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | 1. Беседа с детьми 2.Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья». 3.Общий танец. | |||||
Январь | 1. | «Учимся говорить по – разному» | 1. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. 2. Развивать интонационный строй речи у детей. 3. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. 4. Развивать коммуникативные способности. | 1. Вводная беседа. 2. Введение. Объяснение понятия «интонация». 3. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности | ||||
2. | «Учимся четко говорить» | 1. С помощью сказки развивать фантазию детей. 2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | 1. Погружение в сказочную ситуацию. 2. Введение понятия «скороговорка». 3. Игра-упражнение «Едем на паровозе». 4.Физкультминутка «Буратино». 5. Обобщение. | |||||
3. | Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья» | 1.Учить узнавать героя по характерным признакам. 2.Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. 3.Формировать дружеские взаимоотношения. | 1.Драматизация сказки «Лучшие друзья». 2.Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). | Зеркала на каждого ребенка | ||||
4. | «Вот как я умею» | 1. Упражнять детей в проговаривании фраз с раз- личной интонацией. 2. Развивать коммуникативные способности. 3.Формировать дружеские взаимоотношения. | 1.Игра «Что я умею». 2.Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». 3.Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». | |||||
5. | «В тесноте да не в обиде » | 1. С помощью мимических этюдов развивать фантазию детей. 2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. 3.Формировать дружеские взаимоотношения. | 1.Отгадывание загадок. 2.Веселый танец. | |||||
6. | «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять» | 1. Уточнить понятие «скороговорка». 2. Развивать у детей дикцию. 3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма». 4. Упражнять в придумывании рифмы к словам. 5. Учить работать вместе, сообща, дружно. | 1. Повторение понятия «скороговорка». 2. Игра «Едем на поезде». 3. Введение понятия «рифма». 4.Дидактическая игра «Придумай рифму». 5.Физкультминутка. 6.Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога. | |||||
Февраль | 1, 2 | «Ох, красивый теремок, очень, очень он высок» | 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 2.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | 1.Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка 2. Беседа по содержанию сказки и сравнение со сказкой «Теремок». 3. Подготовка к драматизации сказки. | ||||
3. | Показ сказки «Теремок» родителям своей группы | 1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. 2. Учить связно и логично передавать мысли. 3.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | 1.Драматизация сказки «Теремок» | Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации. | ||||
4. | «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | 1.Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. 2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 3. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность | 1.Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». 2.Пантомимические этюды. 3.Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». | |||||
5. | «Кто зайчишке бы помог?» | 1. Развивать у детей творческое воображение, 2. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. 3.Совершенствовать навыки групповой работы. | 1.Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя. | |||||
6. | «Сочиняем новую сказку» | 1. Развивать у детей творческое воображение. 2. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета. 3.Совершенствовать навыки групповой работы. | 1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3). 2. Беседа по содержанию. 3. Сочинение продолжения сказки. | |||||
7. | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | 1. Развивать у детей творческое воображение. 2. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки. 3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки). | 1. Погружение в сказку, придуманную детьми. 2.Пантомимическая игра «Узнай героя». 3. Драматизация сказки. | |||||
8. | «Мы играем» | 1.Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. 2. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. | 1.Этюды на выражение основных Эмоций. 2. Этюды на выразительность движений. | |||||
Март | 1 | Показ малышам сказки «Заюшкина избушка». | 1. Развивать у детей творческое воображение 2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. 3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка». | Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации | |||
2. | «Наши эмоции» | 1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость». 2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице. 3.Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли. | 1.Рассматривание сюжетных картинок. 2. Беседа. 3. Упражнение «изобрази эмоцию». 4. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх. 5. Этюды наизображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. | Сюжетные картинки с изображением разных эмоций | ||||
3. | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» | 1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. 2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. 3. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции. 4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | 1.Рассматривание графических карточек. 2. Беседа. 3. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»). | Графические карточки с изображением эмоций и мимики. | ||||
4. | «Вот как я умею» | 1.Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей стихотворения, используя разные средства выразительности. 2. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. | 1. Игра «Что я умею» 2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею» 3. Инсценировка стихотворения | |||||
5. | «Как лисица не старалась, все ж ей утка не попалась» | 1.Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. 2. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. | 1. Упражнение на выразительность движений и мимики. 2. Чтение сказки «Как утка лису вылечила». 3.Упражнение на интонационную выразительность 4. Повторное чтение сказки. | |||||
6. | «Хитрая уточка» | 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 2.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | 1. Упражнение на выразительность движений. 2. Мимические этюды у зеркала | |||||
7. | «Как утка лису вылечила» | 1. Развивать у детей творческое воображение 2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. 3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | 1. Распределение ролей. 2.Определение игрового пространства. 3. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила» | |||||
8. | Игровое занятие | 1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. 2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. 3. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции. 4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | 1. Этюды на выразительность движений. 2. Этюды на выражение основных эмоций ( «Изобрази жестом», «Глухая избушка», «Тише», «Ласка», «Вкусная конфета».) | |||||
Апрель | 1 | «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»! | 1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». 2.Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли. | 1.Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». 2.Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака). | ||||
2. | «Только «мяу» где сыскать?» | 1.Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. 2. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. | 1.Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. 2.Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?». 3.Упражнение в интонировании диалогов. | |||||
3. | «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» | 1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. 2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. 3. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. 4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | 1. Упражнения в интонировании диалогов. 2.Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» | |||||
4, 5. | «Кто сказал «Мяу?» | 1. Развивать у детей творческое воображение 2. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. 3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | 1. Подготовка к драматизации. | |||||
6. | Драматизация сказки «Кто сказал «мяу?» | 1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. 2. Учить связно и логично передавать мысли. 3.Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Драматизация сказки «Кто сказал «мяу?» | Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации. | ||||
7. | «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» | 1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. 2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. 3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. 4.Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). | 1.Чтение стихотворения «Добрые слова». 2.Игра «Назови вежливое слово». 3.Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». | |||||
8. | «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался» | 1.Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). 2.Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. (выразительности эмоции грусти и радости) | 1.Беседа по содержанию сказки. 2.Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости) | |||||
Май | 1 | «Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?» | Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. (выразительности эмоции грусти и радости) | 1. Загадывание загадки о сказке. 2.Беседа по содержанию. 3. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки детьми. | ||||
2. | «Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть» | 1.Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. 2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. 3.Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). | 1. Чтение стихотворения 2. Беседа по содержанию сказки 3. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости) | |||||
3,4 | «Сказка о невоспитанном мышонке» | 1.Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. 2.Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки. | 1.Подготовка к драматизации, подготовка декораций | |||||
5, 6. | «Сказка о невоспитанном мышонке» | 1.Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. 2. Развивать социальные навыки общения. | 1.Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, угрюмо, уверенно, вежливо). 2.Подготовка к драматизации. | |||||
7. | Показ сказки «Сказка о невоспитанном мышонке» мамам. | 1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказ- ку. 2. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций. 3. Продолжать учить грамотно, отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Драматизация сказки | Костюмы героев сказки. Музыкальное сопровождение, декорации. | ||||
8. | Итоговое занятие. Мониторинг. | Подведение итогов, обмен впечатлениями. | 1. Беседа с детьми 2. Отгадывание загадок. 3. Драматизация любимых сказок детьми. 4.Веселая пляска. | |||||
Характеристика развития детей от 5 -6 лет
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм- подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.
Календарно – тематическое планирование театральной деятельности
в старшей группе
Ме сяц | Тема занятия | Программное содержание | Материал |
Сен тя брь | 1. Наш любимый театр очень рад встречать ребят | Игра «Здравствуйте!», «Назови соседа ласково» Беседа-воспоминание о кружке худ. чтения в средней группе Чтение знакомых стихов. Беседа о театре, об актерах. | Презентация выступлений, презентация «театр» |
3. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть? | Игра «Театральная разминка» Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты). Драматизация отрывка. | Волшебная палочка, маски, шапочки, элементы костюмов. | |
4. Выбираем сказку для игры | Чтение выбранной сказки, беседа по содержанию, обсуждение. Игра в мимику и голос героев «Угадай кто я» Распределение ролей. | Иллюстрации к сказке, маски героев. Шапочки героев сказки. | |
Действия с воображаемы ми предметами | - способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; -развивать творческое воображение детей. | -Беседа. - Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». -Упражнение на дыхание и на артикуляцию «Мыльные пузыри». -Разыгрывание этюдов на выражение эмоции: « Я получил подарок от клоуна», «Огорчение». | |
Окт ябрь | Сказка С.В.Михалков а, «Три поросёнка» | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Три поросенка» воспитателем. -Беседа по содержанию сказки. |
Сказка С.В.Михалков а, «Три поросёнка» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Три поросенка»по ролям. - Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Сказка С.В.Михалков а, «Три поросёнка» | -вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки «Три поросенка» | |
Маски поросят | - развивать умение у детей готовить для предстоящего спектакля атрибуты и костюмы; - развивать творческий потенциал детей; - воспитывать самостоятельность и аккуратность детей. | -Беседа о сказке «Три поросенка» -Рассмотреть портреты поросят, определить их характерные черты лица. -Практическая работа детей (дети расписывают шаблоны полумасок героев сказки) | |
Ноя брь | Пригласительные билеты на спектакль | - вызвать у детей позитивный настрой на предстоящий показ спектакля; - развивать творческие способности детей; | - Беседа о предстоящем спектакле. -Рассмотреть варианты пригласительных театральных билетов. |
- воспитывать желание трудиться во благо одного дела. | Самостоятельная творческая работа детей. | ||
Афиша к сказке С.В.Михалков а, «Три поросёнка» | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. | |
Сказка С.В.Михалков а, «Три поросёнка» | - вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | Показ сказки «Три поросенка» | |
"Сочиняем сами". | - побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети; - развивать связную речь детей (диалогическую); - формировать умение придумывать тексты любого. | -Этюды на выразительность образа: «Ты-лев!», «Радость», «Ваське стыдно», «Жадный поросёнок». - Творческая игра «Угадай героя сказки». -Сочинение коллективной сказки. | |
Де ка брь | Знакомство с театральными профессиями (артист, гример, музыкант). | - формировать представления детей о театральных профессиях; - активизировать интерес к театральному искусству; - расширять словарный запас. | -Беседа о театральных профессиях (артист, гример, музыкант). -Просмотр видеоролика «Театральное закулисье». |
Я - гример! | - продолжать знакомить детей с театральными профессиями; - развивать творческое воображение детей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | -Беседа о профессии гримера. -Рассмотреть фотографии с работами гримера. -Предложить детям нарисовать рожицы с необычным гримом. -Творческая работа детей. | |
Украинская народная сказка «Рукавичка» | - вспомнить с детьми русскую народную сказку; - расширять словарный запас детей. | -Рассказывание сказки «Рукавичка» воспитателем. -Беседа по содержанию сказки. | |
сказка «Рукавичка» | Приобщать детей к русской национальной культуре; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям. - Отгадывание загадок про животных | |
Янв арь | народная сказка | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; | -Распределение ролей , репетиция к показу сказки «Рукавичка». |
«Рукавичка» | - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | ||
Афиша к сказке «Рукавичка»
| - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | - Определить главных героев сказки. -Рассмотреть иллюстрации к сказке. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. | |
Украинская народная сказка «Рукавичка» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | Показ спектакля «Рукавичка» | |
февраль | Русская народная сказка «Три медведя» | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Три медведя»
-Беседа по содержанию сказки. |
Русская народная сказка «Три медведя» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Три медведя»
- Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Русская народная сказка «Три медведя» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки «Три медведя» | |
Пригласительные билеты на спектакль. | - воспитывать желание детей совместно готовить спектакль, все атрибуты и декорации; - развивать творческие способности детей; - воспитывать желание трудиться во благо одного дела. | - Беседа о предстоящем спектакле. -Рассмотреть варианты пригласительных театральных билетов. -Самостоятельная творческая работа детей. | |
март | Афиша к | - вызвать положительный | - Определить главных героев |
сказке «Три медведя» | настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | сказки. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. | |
Русская народная сказка «Три медведя» | Вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ сказки «Три медведя» | |
Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть? | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; - формировать умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость; - активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | -Сюрприз от Петрушки «Шкатулка, а в ней задания»: -Творческая игра «Что это за сказка?» -Игра-загадка «Узнай, кто это?» -Разыгрывание этюда на расслабление и фантазия «Разговор с лесом». -Дидактическая игра «Придумай рифму». | |
Культура поведения в театре | - обучать правильному поведению в театре; - развивать доброжелательное отношение к труду людей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | -Беседа о театре. -Рассмотреть фотографии различных театров. -Рассказ воспитателя о правилах поведения в театре. -Сюжетно ролевая игра « Театр» | |
Апр ель | Экскурсия в городской драматически й театр. | - формировать представление детей о работе драматического театра; - познакомить с театральным занавесом, сценой; - развивать познавательный интерес детей. | - Посещение городского драматического театра. - Рассматривание театральной сцены и занавеса. - Беседа с работниками театра. |
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Сказка «Крылатый» Карнауховой; | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» воспитателем. -Беседа по содержанию сказки. | |
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Сказка «Крылатый» Карнауховой | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». - Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Сказка «Крылатый, | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки | |
мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой | - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | «Крылатый, мохнатый да масляный». | |
май | Пригласительные билеты на спектакль. | - вызвать у детей позитивный настрой на предстоящий показ спектакля; - развивать творческие способности детей; - воспитывать желание трудиться во благо одного дела. | - Беседа о предстоящем спектакле. -Рассмотреть варианты пригласительных театральных билетов. -Самостоятельная творческая работа детей . |
Афиша к сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши. -Творческая работа детей. | |
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой | - вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | |
Поменяемся ролями | Речевая гимнастика «Жил был шум». Игра « Оживи предмет», игра «Поменяемся ролями». | . Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты |
Театрализованная деятельность в подготовительной к школе группе
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Календарно – тематическое планирование театральной деятельности в подготовительной группе
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Приемы |
Виды кукольного театра. | - расширять представление детей о различных видах кукольных театров (настольный, верховых кукол, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол); - обогатить словарный запас детей, побудить их участвовать в кукольных спектаклях; - приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол. | -Беседа о театре. -Рассмотреть разновидностей театральных кукол. -Дидактическая игра «Из какой сказки кукла» - Самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами.
| |
Мониторинг | оценить театрально – игровую деятельность детей. | -Проведение мониторинга | |
«Здравствуй театр» | - воспитать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности; - поддержать стремление детей проявлять свои творческие способности в сочинении сказок и разыгрывании этюдов. | -Беседа на тему: «Театр» - Словесное творчество: «Шкатулка со сказками» - сочинение сказок с помощью предметов – заменителей («Чего на свете не бывает?»). -Этюды на развитие воображения: «В магазине зеркал», «Вкусные конфеты» | |
Сказка Ш.Перро «Красная Шапочка» | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Красная Шапочка» воспитателем. -Беседа по содержанию сказки. |
Сказка Ш.Перро «Красная Шапочка» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Красная Шапочка» по ролям.
- Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Сказка Ш.Перро«Красная Шапочка» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки «Красная Шапочка». -Примерка костюмов. | |
Афиша к сказке Ш.Перро «Красная Шапочка» | Вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; развивать творческие способности детей; воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши и пригласительных билетов -Творческая работа детей. | |
Сказка Ш.Перро «Красная Шапочка» | -вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ сказки «Красная шапочка» | |
«Золотой ключик» | - поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью; - развивать монологическую речь, научить изменять сюжет сказки; -воспитывать желание работать коллективно. | -Вспомнить знакомую сказку А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» -Беседа по тексту сказки. -Рассмотреть иллюстрации к сказке. -Дидактическая игра «Кто друг, а кто враг» -Коллективное сочинение другого конца сказки» | |
«Буратино и друзья» | - развивать умение у детей работать с импровизированным текстом эпизодов знакомой сказки, самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа – жесты, мимика движения; - развивать воображение, память, фантазию детей. | -Разыгрывание сценокимпровизаций: «Буратино и Мальвина», «Буратино и говорящий сверчок», «Буратино и лиса Алиса и кот Базилио» | |
Кукла Буратино | - воспитывать стремление детей заниматься театрально игровой деятельностью, самостоятельно искать | -Беседа о сказочном персонаже Буратино. -Рассматривание картинки с изображением Буратино, |
выразительные средства для создания образа персонажа; - воспитывать аккуратность и самостоятельность детей. | выделить основные характерные особенности. -Изготовление конусной куклы Буратино.
| ||
Игра – викторина «Волшебный мешочек» - по сказке «Золотой ключик
| - закреплять знания детей о героях любимой сказки; - развивать творческое воображение детей; - учить отражать в ролевом поведении характер героя; - формировать умение отражать образ в музыкальной импровизации. | Задания к викторине: - Кому принадлежит предмет. -Пантомима. -Чья песенка. -Найди ключик. -Рассмешить Мальвину.
| |
Зима наступила. | - развивать умение у детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами. | -Беседа о зиме. -Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. -Музыкальная игра «Вьюга» Подвижная игра «Метелица» -Скороговорка «Морозное утро»
| |
Музыкальная зима.
| -вовлечь детей в театрализованную игру; - пробудить положительное эмоциональное отношение к музыке; -побуждать к выразительности в этюдах; -активизировать двигательную активность в игре. | -Прослушать произведение Вивальди «Зима». - Дыхательное упражнение “Как подул Дед Мороз” - Скороговорка «В лесу лиса под сосенкой». -Подвижная игра «Мороз- Воевода» -Этюды на выразительность эмоций «Мерзнет зайка», «Волк бежит за зайцем по сугробам». | |
Русская народная сказка «Зимовье зверей» | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Зимовье зверей» воспитателем.
-Беседа по содержанию сказки. -Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Русская народная сказка «Зимовье зверей» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Зимовье зверей» по ролям. - Примерка костюмов героев сказки. | |
Русская народная сказка | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки «Зимовье зверей». |
«Зимовье зверей» | - активизировать воображение детей; - побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. |
| |
Избушка для спектакля. | - вызвать желание детей мастерить своими руками декорации к сказке; - развивать творческие воображение детей; - воспитывать интерес к коллективному труду. | - Рассмотреть иллюстрации к сказке. -Определить наличие декораций. - Рассмотреть избушку для зверей. -Украсить крышу и бока избушки небольшими кусочками ваты, имитирующей снег. -Творческая работа детей. | |
Афиша к сказке «Зимовье зверей» | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; - развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши и пригласительных билетов. -Творческая работа детей. | |
Русская народная сказка «Зимовье зверей» |
постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ сказки «Зимовье зверей» | |
Закулисье театра. | - знакомить детей с театральным закулисьем; - формировать представление детей о том, как создается спектакль; - воспитывать интерес к театральному искусству. | - Беседа о театральном искусстве. - Рассматривание фотографий знаменитых театров мира. - Просмотр видеоролика «Закулисье театра» - Беседа о культуре поведения в театре. | |
Театральные профессии (режиссер, декоратор, звукооперато р) | - продолжать знакомить детей с театральными профессиями; - развивать творческое воображение детей; - воспитывать интерес к театральной деятельности. | - Беседа о театральных профессиях. - Рассматривание иллюстраций с театральной деятельность. - Сюжетно ролевая игра «Режиссер» | |
Экскурсия в городской драматически й театр. | - продолжать формировать представление детей о работе драматического театра; - знакомить с театральными помещениями, гримерными, сценой; - развивать познавательный интерес детей. | - Посещение городского драматического театра. - Рассматривание театральной сцены и занавеса, гримерной. - Беседа с работниками театра.
| |
«Сказка о | - продолжать учить детей | -Чтение С. Маршака «Сказка о |
глупом мышонке»
| работать с интонацией; - развивать воображение, музыкальный слух, память, общение детей; - учить действовать с воображаемыми предметами.
| глупом мышонке» -Словесное творчество: творческое задание: исполнить песенку для глупого мышонка от имени всех персонажей произведения С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». - Д/и «Узнай по интонации». | |
Сочиняем сказку про мышонка.
| - развивать умение у детей сочинять сказки, передавая эмоциональные состояния героев с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации; - совершенствовать навыки манипуляции куклами Би-бабо; - формировать умение рассуждать, оценивать поведение животных, обогатить словарь детей. |
-Загадка о мышках. -Беседа о мышках, об их образе жизни.
-Коллективное сочинение сказки про мышонка. | |
Сказка Г.Тукая «Шурале» переведенная на русский язык | - вспомнить с детьми сказку; - развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Шурале» воспитателем.
-Беседа по содержанию сказки. -Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Сказка Г.Тукая «Шурале» переведенная на русский язык | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | -Рассказывание сказки «Шурале» по ролям.
- Примерка костюмов героев сказки. | |
Сказка Г.Тукая «Шурале» переведенная на русский язык | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки «Шурале». | |
Коллективное изготовление костюма Шурале. |
сказки; - развивать творческие способности детей; - воспитывать желание детей трудиться коллективно. | - Рассмотреть иллюстрации с главным героем сказки. -Определить характерные особенности внешнего вида и характера героя сказки. -Подбор материалов для работы. -Творческая работа детей. | |
Афиша к сказке «Шурале» . | - вызвать положительный настрой на подготовку к спектаклю; | - Определить главных героев сказки. -Продумать эскиз афиши и | |
- развивать творческие способности детей; - воспитывать аккуратность. | пригласительных билетов. -Творческая работа детей. | ||
Сказка Г.Тукая «Шурале» переведенная на русский язык | - вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | - Показ сказки «Шурале» | |
Фотовыставка спектакля. | - развивать умение у детей анализировать свои действия; - развивать творческое воображение и речь детей; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | - Проанализировать показ спектакля. -Рассмотреть фотографии спектакля. -Коллективно оформить фотовыставку «Наш театр» | |
Экскурсия в музей театра. | - формировать представление детей об истории создания театрального искусства; - познакомить с атрибутами театральной деятельности прошлых лет; - развивать познавательный интерес детей. | -Посещение музея театра. -Рассказ экскурсовода об истории создания театрального искусства. - Рассматривание экспонатов музея.
| |
Мониторинг | оценить театрально – игровую деятельность детей. | -Проведение мониторинга | |
Викторина «Мы любим театр» | - закреплять знания детей о театре; - развивать речь детей; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Задания для викторины: -театральные профессии; -угадай героя сказки; -заморочки из бочки (вопросы по сказкам) - разыграй этюд; -чья песенка; -кто потерял предмет. |
- Организационно – педагогические условия реализации программы.
Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате, в музыкальном зале или в театральном уголке. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях используются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.
Материально-техническое оснащение.
-ширмы, сказочные герои, необходимые для реализации программы;
-куклы;
- декорации;
- костюмы;
- настольный кукольный театр;
- иллюстрации по сказкам;
- куклы би-ба –бо.
- Планируемые результаты.
У обучающих:
- активизирован словарь, усовершенствована звуковую культуру речи, интонационная выразительность, диалогическая и монологическая речь.
- детизнакомы с историей театра, с основами театральной культуры.
- развит интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.
- знакомы с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
Умеют:
- слушать и понимать;
- двигаться в соответствии с характером сказочного персонажа;
- точно исполнять движения кукол;
- действовать синхронно и выразительно в группе;
- ориентироваться в пространстве;
- запоминать и выполнять самостоятельно, без подсказки.
- сочувствовать, сопереживать другим людям.
- Оценочные и методические материалы.
- Формы контроля:
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к театральному искусству.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения театральному искусству невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:
они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (разучивании с ребенком текста для спектакля, подготовка атрибутов и декораций к инсценировке).
-Форма подведения итогов:
проведение представлений, драматизаций сказок, участие в праздниках и концертах детского сада.
- Критерии отслеживания усвоения программы:
В начале и в конце обучения по программе дополнительного образования «В гостях у сказки» для детей 4-7 лет проводится диагностика уровня практического осознания театрального искусства. (см. приложение 1.)
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.№1155).
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028).
3. М.Д.Махнёва. Театрализованные занятия в детском саду».- Творческий центр « Сфера», 2003.
4. Н.Ф.Губанова .Театрализованные игры в детском саду».- Москва: Мозаика-синтез», 2016.
5. Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. - Москва, ТЦ «Сфера», 2012.
6. Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Диагностика уровня развития детей
по дополнительной общеразвивающей программе дополнительного образования «В гостях у сказки» для детей 4-7 лет.
№ | Ф.И. ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально – образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности |
1 | ||||||
2 |
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей с элементами театрализованной деятельности "В гости к сказке "Теремок"
В жизни ребёнка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их, рассказать, послушать аудиозапись. Ребёнок ещё и ещё раз хочет услышать про своих любимых героев, часто подражает и...
НОД в старшей группе по театрализованной деятельности В гостях у сказки.(сказка В. Сутеева Яблоко)
Задачи:Учить детей чётко произносить слова скороговорки, изменяя силу голоса и интонациюУчить сочетать движение и речьУчить интонационно и выразительно произносить фразыУчить использовать жесты, как с...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравст...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Доклад на тему:«Центр социально-коммуникативного развития детей по театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. При всём разнообразии видов х...

ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольного возраста театрализованная деятельность « В гостях у сказки» второй младшей группы « Почемучки» с 3 до 4 лет.
1.Пояснительная записка.«Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника».Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответс...










