Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет театрализованной деятельности "В гостях у сказки"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ляпкина Ольга Игоревна

 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

 

Программа основана на следующем научном предположениитеатральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

 Задачи:

  • Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
  • Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

  Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;    создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

  • Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
  •  Снимать зажатость и скованность.
  •  Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  •  Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
  • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать умение строить диалог.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.
  • Формы и режим занятий:
  • При наполняемости группы 8 детей театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю. Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий с каждой подгруппой 30 минут. Структура занятия зависит от поставленной цели. Каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ педагога способа действия, так и практические занятия - подготовка и проведение спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.
  • Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю.
  • Режим занятий: четверг, 15.35-16.05.
  • В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
  • Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.
  • Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. 

 

Срок реализации программы.

Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 октября по 31 мая).

Количество занятий в год - 30.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon titulnik_programma.pdf422.88 КБ
Файл kruzhok_teatralnyy.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

Программа основана на следующем научном предположениитеатральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

 Задачи:

  • Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
  • Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

  Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;    создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

  • Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
  •  Снимать зажатость и скованность.
  •  Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  •  Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
  • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать умение строить диалог.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.
  • Формы и режим занятий:
  • При наполняемости группы 8 детей театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю. Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий с каждой подгруппой 30 минут. Структура занятия зависит от поставленной цели. Каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ педагога способа действия, так и практические занятия - подготовка и проведение спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.
  • Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю.
  • Режим занятий: четверг, 15.35-16.05.
  • В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
  • Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.
  • Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. 

Срок реализации программы.

Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 октября по 31 мая).

Количество занятий в год - 30.

 Формы и режим занятий:

Дата проведения: среда.
Время проведения: 15.30 – 16.00
Длительность: 30 минут.

Форма организации: групповая.

Список детей:

1.

Предполагаемые умения и навыки детей:

• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.

• Умеют сочинять этюды по сказкам.

• Умеют строить простейший диалог.

Формы усвоения программы:

Формы подведения итогов: драматизации сказок, ; выступления перед детьми других групп, родителями, сотрудниками детского сада;

 Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Педагогические условия для реализации программы:
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Методы и приемы обучения:
Методы:

- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.

2. Содержание рабочей программы.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. Музыка, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. Художественное творчество, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. Коммуникация, на которых у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей театрализованной деятельности.

5. Познание, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения

                                                              Октябрь

          Темы занятий

         Цель и содержание занятия

Занятие1.

Беседа о театре

Занятие 2.«Знакомство с театральными профессиями»

 

Занятие3.

Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.

Занятие 4. Сказка «Зайчик и Ежик».

Цель: развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный)

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям.

«Угадай, кто я?» отгадывание загадок

Цель: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Упражнения на дыхание

Скороговорка «Шесть мышат»

Знакомство со сказкой «Зайчик и ёжик»

Цель: развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

                                              Ноябрь

      Темы занятий

            Цель и содержание занятий

Цель: развивать умение детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Цель: развивать память, воображение детей

Цель: познакомить детей со сказкой «Снежный колобок». Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телосложением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Занятие 5.

Ритмопластика

Занятие 6.

Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»

.

Занятие 7.

Сказка «Снежный колобок».

Занятие 8.

 Репетиция сказки «Снежный колобок».

                                                    Декабрь

         Темы занятий

   Цель и содержание занятий

Занятие 9 - 11

Репетиция сказки «Снежный

колобок».

Занятие 12.

Драматизация сказки «Снежный колобок».

Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телосложением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Цель: совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

январь

      Темы занятий

Цель и содержание занятий

Занятие 13.

Театральная игра «Любитель-рыболов».

.

Занятие 14.

Театральная игра «Одно и то же по-разному».

Занятие 15.

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

Цель: развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

Цель: развивать воображение, фантазию детей.

  1. Игра: «Одно и то же по-разному».
  2. Игра: «Превращение предмета».

Цель: познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

Февраль

Темы занятий

Цель и содержание занятий

Занятие 16.

Беседа по сказке «Красная Шапочка».

Занятие 17.

Репетиция сказки «Красная Шапочка».

Занятие 18.

Репетиция сказки «Красная Шапочка».

Занятие 19.

Репетиция сказки «Красная Шапочка».

Цель: объяснить детям значение слова «событие», продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

Цель: совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

  1. Работа над дикцией
  2. Репетиция события « Работа дровосеков».

Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

  1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных.
  2. Репетиция 1,2,3 эпизодов сказки.

Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.

  1. Упражнение на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.
  2. Репетиция эпизода «Хитрый волк.

Март

Темы занятий

Цель и содержание занятий

Занятие 20.

Ритмопластика

Занятие 21.

Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Занятие 22.

Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Занятие 23.

Спектакль «Красная Шапочка».

Цель: развивать умение детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

  1. Беседа о театре.
  2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

Цель: добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

  1. Работа над техникой речи. Скороговорки.
  2. Репетиция спектакля.

Цель: репетировать спектакль использованием музыки, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на выразительность слов в диалогах.

Цель: творческий отчет по театральной деятельности.

Апрель

Темы занятий

Цель и содержание занятий

Занятие 24.

Культура и техника речи.

Занятие 25.

Ритмопластика.

Цель: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

  1. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».
  2. Игры со скороговорками.

Цель: развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

  1. Игра «Конкурс лентяев».
  2. Игра «Гипнотизёр».

                                                            Май

Темы занятий

Цель и содержание занятий

Занятие 26.

Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Занятие 27.

Играем спектакль «Красная Шапочка».

Цель: репетировать спектакль использованием музыки, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на выразительность слов в диалогах.

Цель: продемонстрировать     актёрскую игру сверстникам из других групп.

Список литературы:

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика- Синтез. 2008.

Приложение

Сценарий спектакля «Красная шапочка на новый лад»

Оформление зала:

Декорации домика бабушки, декорации домика мамы и лес. На полу расположены два отрезка зеленой ткани с цветами символизирующие поляны.

Ширма, на которой происходит смена декораций в зависимости от действия спектакля.

Роли детей: Сказочницы, Красная Шапочка, Мама, Волк, Бабушка, Девочки – Цветы, три Белочки, мальчики – лягушки, девочки-Бабочки.


Ведущая:

В сказке всегда побеждает добро,
От сказки всегда веет теплом.
Дорогой слушатель, ты будешь рад.
«Красная Шапочка» на новый лад.

Звучит сказочная музыка заходят две Сказочницы.

1. Девочка в лесу живет

И танцует, и поет.

Любят все ее и ждут

Красной Шапочкой зовут

2.С мамой здесь живет одна

Любит бабушку она.

Поудобней сядь-ка, зритель,

И внимательно смотри.

Вместе:

Это присказка, не сказка

Сказка будет впереди.

Звучит музыка.

Мама «печет пирожки».

Красная Шапочка примеряет шапочку и красуется перед зеркалом.


Красная Шапочка:

Мама, можно погулять,

Мне цветов насобирать?

Мама:      

Ну конечно прогуляйся,

Да смотри не потеряйся.

Нужно к бабушке сходить

Пирожками угостить.

Собирайся в путь дорожку

И возьми с собой лукошко.

Пироги с капустою

Получились вкусные.

Красная Шапочка:

Хорошо мамочка, к бабушке схожу

И гостинцев отнесу.

Мама:

Бабушке - большой привет

Осторожней будь, мой свет.

Мама и Красная шапочка уходят за ширму.

Появляются сказочницы.

Сказочница:

1. Вот и в путь пошла она

В страшный лес совсем одна?

2: И совсем не страшный лес,

Очень много в нем чудес.

Выходят девочки в костюмах цветов, садятся на ковер-полянку.

Танец Красной Шапочки, цветов и зверей.

(Из-за ширмы выглядывает волк, потирает руки) 
(Во время танца Красная Шапочка уходит волк за ней крадется)

Волк:

Ха- ха - ха – ха- ха- ха,
До чего она глупа.
Сейчас ее поймаю,
До смерти напугаю.
Ох, зачесались руки,
Я весь чешусь от скуки!

Белочки преграждают ему дорогу.

Все Белочки:  

Ах, проказник вон ступай!
Красную Шапочку не пугай,

Мы тебя злодея знаем,
Шишками закидаем!

(Поставить пенек.)
Кидают в волка шишки он от них убегает. 
Волк потирает бока, белочки убегают.

Волк:

Ой - ой - ой как больно мне,
Попало шишкой по спине,
Лучше сяду на пенек

Посижу денек.

Шишки, раны подлечу,

И девчонку проглочу.

Волк садится на пенек.
Под музыку вбегают лягушки.

Танец лягушек.

Лягушка 1:

Волка будем мы лечить, микстурой горькою поить.
Лягушка 2:

Мухомором смажем шишки злому серому Волчишке.
Лягушка 1:

Лучше ты не болей, заведи себе друзей.
Лягушка 2:

Посмотри, в лесу дремучем какое множество зверей!

Волк:

Уходите-ка отсюда, кабы не было вам худо. (Рычит.)

Лягушки убегают.

Волк:

Потерял я сон покой
Я все же волк и очень злой.
Девчонку я поймаю,
Хоть не съем, но напугаю!

Садится на пенек, влетают бабочки.

Танец бабочек.

Волк:

Откуда эта красота?

Ой, закружилась голова!

Щекочет уши, нос,

Чешусь я весь как пес!

Убегает.

Звучит музыка.

Красная Шапочка идет по дорожке, за ней крадется волк.

Сказочницы:

1: Осторожно, опасайся.

2: Волк идет.

1: Беги, спасайся.

Волк: Куда спешишь, девчушка?

Красная Шапочка: К бабуле на опушку.

Волк: А где живет бабуся?

Красная Шапочка: Вон там, вон ходят гуси.

Волк: А что в твоем лукошке?

Красная Шапочка: Там пирожки с картошкой.

Волк: Так ты идешь не тем путем,

Дорога та надежней.

Красная Шапочка: Спасибо, Волк вам за совет.

Волк: Прощай, будь осторожней.

Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует.

Появляются сказочницы.

Сказочницы:

1: Ах, как хитер коварный волк,

так обманул бедняжку.

2: А сам другим путем пошел.

Как за бабулю страшно.

Волк подходит к домику бабушки.

Волк:

Ах, вот бабуля где живет.

Деревня неплохая.

Ой, кто-то, кажется, идет... (убегает).

Звучит музыка. Заходит бабушка в очках, садится и вяжет.
Вбегает Красная Шапочка, за ней крадется волк.

Бабушка:

Внучка, милая моя!
Рада видеть я тебя! (Обнимает внучку.)

Я вижу здесь ты не одна,

С собою друга привела!

Красная Шапочка оглядывается, пугается, прячется за бабушку.

Проходите за ограду.

Видеть вас я очень рада.

Да за стол присядьте с нами,

Ешьте пироги с грибами.

Садятся все, едят пироги
Волк: Ну, спасибо, накормили (потирает брюхо).

Выходит на середину сцены.

Волк:

Вот обида, да какая.

Старушка добрая такая,
К себе в гости пригласила,

Пирогами угостила,
На меня нашло наваждение
Мне стыдно за свое поведение

К старушке в домик я зашел,
Друзей новых здесь нашел!

Красная Шапочка:

Здесь для всех открыта дверь,

Если ты нестрашный зверь!

Сказочницы:

1: Пришло время расставаться

И с героями прощаться.      

2: Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать.

Сказка «Снежный колобок».

1 ребенок: Внимание, внимание!
Всех затаить прошу дыхание.
На радость и на удивление
Мы открываем представление!
2 ребенок: Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
Сказка в двери постучится - 
Скажем, гостю: заходи!
Звучит музыка, появляется Сказочница.
Сказочница: 
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!
Вы меня узнали? Сказочница я.
Тише детки, не шумите
Нашу сказку не спугните.
Сказка эта – «Колобок»,
Знаете ее? …..Молчок. 
Появляются дед и баба, кот да Маша.
ДЕД: - испеки ты мне бабка колобок.
БАБКА: да где же я тебе муки возьму?
МАША: - дед да бабушка, не спорьте, я помогу.
СКАЗОЧНИЦА: Скатала Маша колобок из снега, положила на крылечко, да и пошла с котиком играть.
БАБА: Колобок наш удалой,
Но не тот, что был, - другой!
Не из теста, а из снега.
Стал себе он поживать в ледяной избушке. 
На завтрак ел кашу из снега, на обед – мороженое, 
а на ужин – ледяные карамельки. 
СКАЗОЧНИЦА: Любил колобок покататься со снежной горы. 
Катится колобок и поет свою веселую песенку.
Под музыку выходит Колобок и поет первый куплет песни
Дети и Колобок: 
1.По дорожке, по тропинке
Между сосен прыг да скок,
Очень весело, игриво
Покатился колобок.
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел,
Покатился, заблудился
В лесу снежный колобок.
Припев: Прыг, скок колобок,
Кругленький, румяненький,
Я похож на пирожок
С изюминкою маленькой (2 раза)
Сказочница. Так катился Колобок, пока под ноги Лисе не попал. 
Лиса. Это кто это такой смелый? Это кто это поет очень хорошо? Ты, что ли? Колобок Я!
Лиса. Ну-ка, попробую тебя на вкус!
Сказочница. Раз! - И откусила от Колобка маленький кусочек.
Лиса. Ай, ай, ай! - какой безвкусный, холодный! Бедные мои зубки!
Колобок. Я, Колобок нежный, я Колобок снежный! Не хвались, Лиса. Не съела меня. 
Зубы застудила, и сама простыла!
Лиса. Ах, ты, вредный кусок льда, от тебя одна беда!
Сказочница. Колобок покатился дальше, а Лиса обиделась и убежала. А Колобок прикатился к Зайчику. 
Заяц. Какая капуста большая катится! Сейчас я капустки отведаю! 
Колобок. Не ешь меня, Зайчик. Я не капуста, я Колобок нежный, я Колобок снежный!
Заяц. Я умный зайка, меня не обманешь! 
СКАЗОЧНИЦА: Раз! И укусил Колобок за бочок!
Заяц. Ой! Ой! А капуста не простая, вся капуста - ледяная! 
Мое горлышко болит, где же доктор Айболит?
Сказочница. Побежал Зайка искать доктора Айболита, а Колобок покатился дальше. 
Кто же это идет Колобку навстречу?
Звучит барабан, появляется Медведь .
1. Посмотрите, дети.
Я - Мишка-медведь!
Я сейчас могу вам
Песенку спеть. Р-р-р
Медведь. А вот и Колобок! Колобок, я тебя съем!
Колобок. Я, Колобок нежный, я, Колобок снежный. Не ешь меня, Медведь! 
Горлышко застудишь, болеть будешь!
Медведь. Я? Болеть?
Сказочница. Раз! И укусил Колобка!
Медведь. Ой, ой! Не вкусный какой! Я охрип, я осип, бедный я медведь! 
Сказочница. И давай реветь, да никто его не слышит, только сиплые звуки издает. 
Погрозил он лапой Колобку и поковылял к своей берлоге. Колобок покатился дальше.
Сказочница. Колобок прикатился к Волку. Звучит трещетка.
Волк. Это кто катится мне под ноги- Вкусненький, беленький!
Колобок Это я - Колобок нежный. Колобок снежный.
Волк. Наверное, ты зайчик! Сейчас я тебя съем !
Колобок. Не ешь меня, Волчок, заболит у тебя бочок, схватишь ты простуду!
Волк. Ел я зайцев, ем и буду!
Сказочница. Раз! И откусил от Колобка маленький кусочек.
Волк. Ты не зайчик! (Кашляет). Я тобою подавился, чуть я в льдинку не превратился!
Сказочница. А Колобок дальше покатился. 
Катится Колобок, катится, а навстречу ему идет девочка Машенька. 
Машенька. Какой Колобок ты стал большой и красивый! Колобок, Колобок, давай с тобой поиграем! 
Колобок. А ты съесть меня не захочешь?
Машенька. Я не ем снег, ты же снежный Колобок!
Колобок. Я Колобок нежный, я Колобок снежный! Давай с тобой играть! 
Сказочница. Колобок и Машенька подружились и гуляли до самого вечера. 
Физминутка 
1,2,3,4- колобка с тобой лепили,
Круглый, белый, очень гладкий,
И совсем, совсем несладкий.
Раз- подбросим,
Два- поймаем,
Три- снежками закидаем…
Сказочница. А потом Машенька позвала всех зверей.
Лиса: У меня печальный вид –
Голова моя болит, 
Волк: Я чихаю, 
Медведь: я охрип. 
Что такое? 
Дети: Это – грипп! 
- Ребята, что случилось с лесными зверями? (заболели).
- Что же такое здоровье? (Здоровье – это когда мы не болеем, у нас всё 
получается, мы сильные, ловкие, хорошо кушаем, у нас хорошее настроение).
- Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым? (заниматься спортом, делать 
зарядку, закаляться).
-Как можно закаляться зимой? (Играть в снежки, кататься на лыжах, санках).
-Как будем закаляться летом? (Бегать босиком по траве, песку, купаться в речке).
- Как вы должны быть одеты на прогулке? (по погоде)
- Как правильно нужно дышать? (носом)
Чтобы быть здоровым, нужно больше находиться на свежем воздухе; нужно есть полезную еду, витамины;

Бабушка и дедушка, помогите зверей полечить, чтобы все подружились с Колобком!
Сказочница: Вы скажите мне, друзья,
Понравилась вам сказка? (Да) (Звучит музыка)
- Все артистами сегодня побывали,
Сказку «Колобок» мы показали.
Все старались, были молодцы!

- Ребята, а у меня для вас есть сюрприз- вношу настоящий снежный шар. Может, вы его захотите попробовать? - Нет.
А может, наши зрители захотят его попробовать? – Нет.

Как вы думаете, почему никто не хочет есть снег?
- Можно заболеть, простудить зубы, ушки, придется вызывать врача, пить 
таблетки, ставить градусник, долго лечиться.
Давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». Хорошо - хлопаем, плохо- топаем, будьте внимательны!!!
Зимой выпал снег -?
Откусить сосульку-?
Кататься на санках -?
Купаться в реке зимой-?
Кушать чистый белый снег-?
Гулять без теплой шапки летом-?
Есть мороженое на улице зимой-?
Кататься на лыжах-?
Промочить ноги-?
Пить витамины и есть чеснок-?
Рефлексия: Молодцы, вы уже многое знаете, а кому бы вы могли рассказать о том, что хорошо и что плохо делать зимой? 
Где нам может пригодиться наша сказка?

Экологическая сказка «Колобок»

Оборудование: костюмы бабки, дедка, колобка, медведя, лисы, волка, зайца, домик плоскостной, для Медведя-рыбака – речка из ткани, удочка, ботинок, мусор (бумажки, банки, фантики), для Зайца – поляна с ромашками (искусственные цветы), для Волка – «свалка» (имитирующая мусор), березка, пенечки, презентация со знаками поведения в лесу, мультимедийная установка.

Музыкальный зал оформляется по содержанию сказки.

Ведущий: В обыкновенном доме жили-были дед да баба. Испекла баба деду колобок и положила остужать на окно. Сидит колобок на окне и поет песню.

Колобок:

Отравленный туман

Над домом проплывает

Из кочегарки дым

Над нами пролетает

Вся копоть пыль и грязь

На легких оседает

И газом выхлопным

Фырчит автомобиль

Ап – чхи…!

Колобок: Уйду на чистый воздух в лес.

Ведущий:

Покатился колобок по улицам к лесу, потом по лесной тропинке скатился под горку и оказался на полянке … И увидел такое, что сердце защемило, плохо стало.

Заяц: Что с тобой колобок? Почему ты плачешь?

Колобок:

Ромашки сорваны и тут же брошены.

А как хотелось им еще цвести

Зачем загублены цветы хорошие

Природа этого нам не простит.

Заяц: Не плачь колобок, может найдутся люди добрые помогут нам.

Ведущий: (вывешивается знак)

«Пусть запомнят все друзья, много рвать цветов нельзя».

Покатился колобок дальше, катится прямо к речке. А там медведь рыбу ловит.

Колобок: Здравствуй медведь!

Что делаешь?

Медведь: Рыбу ловлю (вытаскивает башмак и поет). На мотив: «Не жалею, не зову, не плачу»

Я теперь скупее стал в желаниях

Не хочу из речки воду пить

Засорили речку всякой дрянью

Даже рыбам стало трудно жить.

Ведущий: (вывешивается знак)

«Пусть запомнят все друзья, речку засорять нельзя».

Покатился колобок дальше по тропинке. Катится между елками, между березками. Покатился с горки бух – бабах! Очутился на свалке.

Волк: Здравствуй колобок!

Что ты тут делаешь?

Колобок: Захотелось погулять, свежим воздухом подышать, а тут такое…

Когда я с горочки спустился

Я был всему безумно рад

Но вдруг на свалке очутился

И еле выбрался назад.

Ведущий: (вывешивается знак)

«Пусть запомнят все друзья, в лесу мусорить нельзя!».

Покатился колобок дальше. Навстречу ему лиса.

Лиса:

Здравствуй милый!

Что это с тобой?

Я тебя совсем не узнаю.

Почему чумазенький такой?

Я тебя такого не люблю.

Колобок:

Я колобок, колобок

Я от бабушки сбежал

На природе я гулял

И такое увидал…

Речку засорили

Лес захламили

Цветы погубили

Хочу к бабушке обратно.

Деду, бабе расскажу

Может, найдутся добрые люди

Наведут порядок.

Лиса:

Ах, вот ты какой

Не съем тебя

Катись своей дорогой

Может и мне будет от этого польза.

Все актеры: Все должны давно понять, природу надо охранять!

Ведущий представляет актеров, принимавших участие в инсценировке, и поводит итог:

Дети, давайте будем беречь, и охранять природу: не будем засорять речку, лес, устраивать свалки, ведь красота природы зависит от нашего к ней отношения!

Приложение 2. Игры, считалки, скороговорки.


Игра "Угадай, кто я"

Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.

Водящий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз.

В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра "Цепочка слов от А до Я"

Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву а, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з – заяц, третий – на ц, цапля, четвертый – яблоко и т. д.

Игра "Горячий картофель"

Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает "картошку" кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают "картошку" друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: "Горячий картофель!" Игрок, у которого оказалась в руках "горячая картошка", выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра "Музыкальный стул"

Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается.

Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.

Игра "Проверка памяти"

Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.

Игра "Музыкальный стул"

Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается.

Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.

Игра "Угадай, кто главный!"

Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают "главного". Когда ведущий возвращается, по его команде "главный" начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за "главным". Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает.

Задача водящего – попытаться быстро отгадать, кто "главный", и если ему это удалось, то "главный" становится водящим в следующем кону.

Игра "Краски"

Дети выбирают по жребию "хозяина" и "покупателя". Остальные игроки – "краски". Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его "хозяину", он приглашает "покупателя". "Покупатель стучит":

– Тук, тук!

– Кто там?

– Покупатель!

– За чем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет, "хозяин" говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" или "Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!" Если же "покупатель" угадал цвет краски, то игрока-"краску" он забирает себе.

Когда "покупатель" отгадает несколько красок, он становится "хозяином", а "хозяин" выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с "хозяином" разговаривает один "покупатель", затем другой. Они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает "покупатель", который угадал больше красок.

Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается "поймать" угаданную "краску". При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих.

Игра "Поехали-поехали"

Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего – говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая "Поехали-поехали". Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит "Самолет!", а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть "Нога!", а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.

Игра "Кто из нас самый наблюдательный?"

Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра "Подскажи словечко"

Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме.

Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке.

Считалки

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей.

Не задерживай добрых

И честных людей.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи, тебе искать!

Шла лисичка по тропинке

И несла грибы в корзинке -

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

Пиф-паф, ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

У ребят Спрятан клад,

Кто отыщет, будет рад,

Кто отыщет, тот расскажет,

Тот расскажет и покажет.

Если сможешь отыскать,

Не забудешь рассказать,

Не забудешь показать,

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели

И тебе водить велели.

Испекла пирог Надюша,

По куску дала Катюше,

И Валюте, и Иринке,

И Светланке, и Маринке.

У Катюши и Маринки

Два куска в одной корзинке.

Кто пирог умеет печь,

Растопи скорее печь!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты иди скорей искать!

Жили-были два дружка,

Два заядлых рыбака.

На заре до петухов

Накопали червяков

И другой приманки

Две стеклянных банки.

(Е. Ружанский. Рыбаки)

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Маринки на окошке,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

(Е. Благинина. Считалка)

Скороговорки

Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза – быстро, без ошибок.

Едет с косой косой козел.

Ехал Пахом на козе верхом.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Все бобры добры до своих бобрят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Дали Клаше каши с простоквашей.

Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.

Купила бабуся бусы Марусе.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Шапкой Мишка шишки сшиб.

Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.

Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.

Осип охрип, Архип осип.

Летели лебеди с лебедятами.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он был смешон.



Приложение 3. Игры- этюды.

Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это, же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке.

Серьезная собачка.

Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму…

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед,

А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9. Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

— Крыша есть над головой! —

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

— Никудышный этот дом!

15. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

16. У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

17. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар,

А две подружки посмотрели —

Нет игрушки, сели и заплакали…

18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

— Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Приложение 4. Игры на развитие пластической выразительности

Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.

Приложение 5. Игры на развитие выразительной мимики.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло - холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальная деятельность» «Забавляемся - потешаемся»

Пояснительная записка           Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, м...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно - эстетическому развитию в подготовительной к школе ГРУППЕ КРУЖОК «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....