Беседа с детьми на тему "Обычаи и традиции КБР игры"
план-конспект занятия (старшая группа)
Беседа с детьми на тему "Обычаи и традиции КБР игры"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми на тему:
«Обычаи и традиции КБР.игры)
Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.
Задачи:
- познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;
- формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
- активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;
- развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;
- воспитывать толерантность.
Предварительная работа с детьми:
рассматривание демонстрационного материала «Народы Северного - Кавказа», разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.
Индивидуальная работа:
обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.
Ход беседы.
Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.
Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?
Дети: Да.
Воспитатель: «Когда-то, очень давно, мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять и сохранить их уникальность. И вот договорились мудрецы, что никогда не будут говорить об этих тайнах вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все эти тайны, люди узнают через специальные обряды, - мы их называем «Игры»!
Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми из них.
Подними платок
Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.
Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Стать друг за другом
Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.
Ход игры: перед началом игры ребята по жребию определяют двух ведущих – «лису», которая должна убегать и «охотника», обязанного догонять её. Когда известны ведущие, остальные берутся за руки и образовывают большой круг. Затем они опускают руки, чтобы «лиса» могла быстро проскочить между стоящими игроками в момент опасности, то есть в том случае, если «охотник» догонял «лису» и ей угрожало быть «раненой». В этом случае, бегающая вокруг игроков и преследуемая «охотником», «лиса» могла заскочить в круг и стать впереди любого игрока. Тогда «охотник» преследовал не её, а того, чьё место заняла «лиса». Если «охотнику» удавалось «ранить» «лису» до того, пока она не вставала впереди кого – либо, «охотник» и «лиса» менялись местами.
Катание орехов
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.
Воспитатель: вам понравились игры?
Дети: Да.
Воспитатель: Жители Кабардино - Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!
Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.
Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.
-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)
-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)
-В чужом хлеву нечего считать скот(Хамэ бо 1эщ щомыбж)
-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра
-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит(Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).
Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)
Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ)? (ребенок показывает)
Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?
Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.
Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?
Дети: Адыгэ фащэ.
Воспитатель:Молодцы!
А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?
Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.
Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!
Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?
Дети: Вышивкой украшали края разреза платья
Воспитатель:Молодцы!
Воспитатель:Что на голове девушки носили ?
Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.
Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?
Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.
Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.
Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.
Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?
Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.
Воспитатель: Черкеска - мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.
Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.
Воспитатель:Чем украшали черкеску?
Дети: Черкеску украшали газырями.
Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.
Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.
Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.
Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?
Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.
Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.
Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду ?
Дети: Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.
Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети ,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.
Реб: Небо адыгов, земля адыгов,
В небо вздымаясь, тобой любуюсь.
Небо адыгов, земля адыгов.
Пока живу я, дышу тобою.
Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.
Первая команда будет собрать картинку из пазла адыгэ фащэ.
А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
«Кабардинский танец»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми КАБАРДИНО- БАЛКАРЦЕВ.
А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста "Летние Олимпийские игры"
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста о Летних Олимпийских играх: история Олимпийских игр, знаки, символы, талисманы Летних Олимпиад, летние олимпийские виды спорта....
Беседа с детьми старшей группы: «Традиции чаепития на Руси»
Обобщить представление детей о традиии на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа....

Беседа с детьми "Традиции моей семьи".
Беседа на тему : "Традиции моей семьи" позволяет углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких....

Беседа с детьми «Праздник Сретение - обычаи, традиции, народные приметы»
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом....

Беседа с детьми о Светлом празднике Пасхи. Цель беседы: познакомить детей с православным праздником Светлой Пасхи, с его историей. Воспитывать патриотический чувства к традициям русского народа.
БЕСЕДА С ДЕТЬМИо Светлом празднике Пасхи В каком возрасте лучше рассказать ребенку о Пасхе? Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребенок впервые осознает...
Картотека для детей 1 младшей группы на тему: Беседы по ПДД , ОБЖ с детьми 2-3 лет №1 Беседа с детьми «Где можно играть?» Цель: Формирование представлений детей о безопасности на улицах и дорогах. Ход беседы: Правил дорожных. На свете немало. Все бы их
Картотека для детей 1 младшей группы на тему: Беседы по ПДД , ОБЖ с детьми 2-3 лет№1 Беседа с детьми «Где можно играть?»Цель: Формирование представлений детей о безопасности на ...

Беседа с детьми «История дорожного движения»(с элементами игры)
Беседа с детьми «История дорожного движения»(с элементами игры)...
