ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Панфилова Екатерина Владимировна

Функциональная грамотность — это способность человека применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях для решения конкретных задач. В контексте дошкольного образования формирование функциональной грамотности воспитанников становится ключевым элементом, способствующим не только повышению качества образовательного процесса, но и успешной социализации детей в будущем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Функциональная грамотность — это способность человека применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях для решения конкретных задач. В контексте дошкольного образования формирование функциональной грамотности воспитанников становится ключевым элементом, способствующим не только повышению качества образовательного процесса, но и успешной социализации детей в будущем.

Ключевые слова

Функциональная грамотность, технологии, дети.

В современном мире, насыщенном информацией и технологическими изменениями, функциональная грамотность позволяет детям адаптироваться к требованиям общества. Она включает в себя умения читать, писать, считать, а также развивать критическое мышление, сотрудничество и креативность. Формируя у детей данные навыки в дошкольном возрасте, мы закладываем фундамент для их учебной успешности и социальной активности в будущем.

Основные компоненты функциональной грамотности

Чтение и понимание текста. Воспитание интереса к чтению и развитие навыков грамотного восприятия информации. Регулярное чтение книг, обсуждение услышанного, работа с иллюстрациями и мультимедийными материалами способствует улучшению навыка чтения.

Письмо и зрительное восприятие. В процессе обучения дети воспроизводят буквы и слова, что способствует формированию у них навыков письма. Использование различных художественных материалов, таких как краски или пластилин, помогает развивать мелкую моторику и выразительность письма.

Математическая грамотность. Освоение основных математических понятий через игры, практические занятия и повседневные ситуации, такие как счет предметов, измерение и сравнение. Здесь очень важно создать среду, в которой дети смогут экспериментировать с количественными характеристиками.

Социальная грамотность. Умение взаимодействовать с окружением, работать в команде, решать конфликты и коммуницировать. Эмоциональный интеллект, понимание чувств и потребностей других людей, а также искусство вести диалог — все это важные аспекты, которые развиваются в ходе групповой игр и совместной деятельности.

Методы и подходы к формированию функциональной грамотности

Игровая деятельность. Игры как эффективный метод учебного процесса, включая ролевые, настольные и подвижные игры, способствуют не только обучению, но и социализации детей.

Проектная деятельность. Работа над проектами в группе стимулирует инициативу, креативность и умение работать в совместной деятельности. Это может быть создание книги, ландшафта или совместное исследование.

Интеграция учебных предметов. Объединение различных видов деятельности и знания из разных областей (например, искусство, математика, экология) способствует более глубокому усвоению знаний и формированию комплексного подхода к обучению.

Технологические средства. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс может значительно повысить уровень вовлеченности детей. Использование мультипликации, интерактивных приложений и мобильных устройств позволяет активно привлекать детей к обучающим играм.

Формирование функциональной грамотности воспитанников в дошкольном образовании — это не просто задача, но и обязательная составляющая качественного образования. Таким образом, реализация подходов, направленных на развитие функциональной грамотности, не только углубляет процесс обучения, но и создает условия для успешной социализации и адаптации детей в современном мире. Задача педагогов — создать такую образовательную среду, которая сможет поддерживать и развивать эти навыки, чтобы каждый ребенок имел возможность раскрыть свой потенциал и реализовать себя в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования

Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования

Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Статья. Формирование функциональной грамотности воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, которые волнуют педагогическое и родительское сообщество: что такое "функциональная грамотность" применительно к образованию и чем она может быть...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня все больше образовательных учреждений задумываются о том, как улучшить качество дошкольного образования. Одним из важных способов достижения этой цели является формирование функциональной грам...