Сообщение из опыта работы по теме _Выращивание кристалов_
методическая разработка
В природе, которая нас окружает, много красивых вещей. Одними из них являются кристаллы. Кристаллы - удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле, мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни.
Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.
Нам стало интересно, возможно ли самим в условиях детского сада вырастить кристаллы. Вот так и появился наш проект.
Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных химиков, максимально безопасно; объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.
Цель работы: научиться выращивать кристаллы в детском саду
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «кристалл», видами кристаллов.
- Познакомиться с мерами безопасности при проведении экспериментов.
- Выполнить опытно-экспериментальную работу по выращиванию кристаллов.
- Развивать интерес к исследованиям и экспериментам. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 886.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема(слайд1) «Выращивание кристаллов из соли»
Введение(слайд2)
В природе, которая нас окружает, много красивых вещей. Одними из них являются кристаллы. Кристаллы - удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле, мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни.
Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.
Нам стало интересно, возможно ли самим в условиях детского сада вырастить кристаллы. Вот так и появился наш проект.
Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных химиков, максимально безопасно; объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.
Цель работы: научиться выращивать кристаллы в детском саду
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «кристалл», видами кристаллов.
- Познакомиться с мерами безопасности при проведении экспериментов.
- Выполнить опытно-экспериментальную работу по выращиванию кристаллов.
- Развивать интерес к исследованиям и экспериментам. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.
Методы исследования:
- Накопление теоретического материала.
- Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из морской и поваренной соли, сахара и набора «Лучистые кристаллы»
- Анализ полученных результатов исследования.
Объектом исследования являются кристаллы.
Предметом исследования – процесс кристаллизации.
Гипотеза исследования: Предположим, что кристаллы можно вырастить в тёплом, сухом помещении за короткий промежуток времени
Новизна исследования
Заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками
План работы:
1. Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы.
2. Сбор информации.
3. Выращивание кристаллов.
4. Анализ полученных результатов.
Предполагаемый результат:
- расширить и систематизировать знания детей о кристаллах, их свойствах;
- развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;
- научить детей анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
Продукт исследовательской работы: Выращенные кристаллы
Теоретическая часть
Что такое кристалл? КРИСТАЛЛЫ – это твёрдые вещества, имеющие естественную внешнюю форму правильных симметричных многогранников. В них мельчайшие частицы «упакованы» в определенном порядке. В результате при росте кристаллов на их поверхности самопроизвольно возникают плоские грани, а сами кристаллы принимают разнообразную геометрическую форму.
Много веков назад среди вечных снегов в Альпах, на территории современной Швейцарии, нашли очень красивые, совершенно бесцветные кристаллы, очень напоминающие чистый лед. Древние натуралисты так их и назвали – «кристаллос», по-гречески – лед; это слово происходит от греческого «криос» – холод, мороз. Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять.
Какие бывают кристаллы? Кристаллы бывают очень разными.
• Существуют кристаллы, которые находятся глубоко в земле. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких кристаллов иногда достигают человеческого роста.
• Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает несколько метров.
• Бывают маленькие кристаллы, узкие и острые как иголки, но также могут быть очень громадными. Иногда образуются кристаллы похожие на веточки дерева, очень хрупкие, но очень красивые. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые можно разглядеть только под микроскопом
Применение кристаллов
Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразны. Например, каменная соль давно вошла в жизнь человека. Мы называет ее в быту просто солью. Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка. Самый твердый из природных минералов – алмаз. Благодаря своей твердости алмаз играет большую роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Рубин применят при создании лазера. Оказывается, кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц! Кристаллы применяют при создании телефонов, фото и видео камер, жидкокристаллических телевизоров.
Чтобы закрепить пройденный материал мы совместно с родителями создали выставку «Удивительный мир кристаллов»
Практическая часть
1 этап:
Исследование соли и сахара.
Рассматривание мелких кристаллов соли и сахара через лупу и микроскоп.
2 этап
Для того, чтобы вырастить кристаллы, мы воспользовались морской солью и набором юного алхимика «Пушистые кристаллы№
Перед тем, как начать выращивать кристаллы мы ознакомились с элементарными правилами безопасности.
Правила техники безопасности.
- Нельзя при экспериментах пользоваться пищевой посудой
- Нельзя принимать пищу во время проведения опытов.
- Нельзя проводить опыты с неизвестными веществами.
- При проведении опытов желательно использовать перчатки и защитную одежду.
5.При попадании раствора на кожу необходимо сразу же промыть то место, куда попал раствор, чистой водой.
Выращивание кристаллов из морской соли.
Для выращивания кристаллов нам потребовалось: чистая посуда, деревянная палочка, нитка, морская соль, вода.
Условия для выращивания кристаллов.
Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.
Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор
Отсутствие сквозняков.
Неяркий свет.
Отсутствие вибрации
Терпение
Выращивание кристаллов из морской соли.
1. Налили горячую воду в стакан, насыпали морскую соль в стакан и оставили минут на 5, предварительно помешав. За это время соль растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Получили насыщенный раствор соли.
2. Перелили полученный раствор в чистый стакан через салфетку
3. Привязали нитку и опустили в раствор.
4. Далее раствор поставили в теплое место.
5. Через 2 суток после начала опыта мы заметили, что кристалл начал расти. На нитке появился налет, больше похожий на осадок или пыль. Маленькие кристаллики начали формироваться на пятый день.
6. Через 10 дней мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком.
Выращивание кристаллов из набора «Лучистые кристаллы». Для того, чтобы вырастить кристаллы, мы воспользовались наборами «Лучистые кристаллы». (химические вещества из набора не опасны для здоровья, при попадании в организм при вдыхании или через рот, не вызывает острого токсического действия и, при соблюдении правил обращения с набором, не причинит вреда.)
Прочитав внимательно инструкцию, мы перешли к самому процессу выращивания кристаллов.
Установили тарелочки на ровной поверхности. Отрезали полосоками картон в виде короны. Установили на тарелочки. Убедились, что они надежно зафиксированы.
Вылили раствор в тарелочки.
Подставки с раствором поставили в сухом месте.попали под воздействие солнечных лучей вода может быстро испариться и кристаллы выпали в осадок прямо на тарелочке, вместо того, чтобы расти на картоне). В течение трёх часов на верхних гранях картонных полосок появились первые кристаллы. В течение шести часов рост кристаллов прекратился. Вся жидкость испарилась
Кристаллы получились очень красивые, пушистые, трогать их не желательно, иначе они поломаются.
Розалине очень понравилось и она провела этот опыт дома.
3 этап:
Дети, моей группы всегда с удовольствием участвуют в разных экспериментах, причем вся группа. Вот так к нам пришла идея произвести опыты из поваренной соли и сахара дома, под наблюдением родителей.
Эксперименты из пищевой соли и сахара проведенные дома, аналогичны проведенным из морской соли в нашей группе.
Для выращивания кристаллов потребовалось: чистая посуда, деревянная палочка, нитка, пищевая соль (сахар), вода, салфетка Приготовление растворов для выращивания кристаллов.
Из соли…
1. В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с мохнатой ниткой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли.
Из сахара…
Всего нам понадобится примерно 2-3 стакана сахара
1 стакан воды. Смешиваем равные части сахара и воды в кастрюле и нагреваем, пока весь сахар не растворится. Затем медленно добавляем понемногу сахар, пока он больше не будет растворяться в воде.
Снимаем сахарный сироп с огня и дайте ему остыть. В то время как он охлаждается вы можете приготовить деревянные шпажки: погружаете палочки в воду и обваливаете их в сахаре
Когда сахарный сироп достаточно остыл, разливаем его по банкам.
Затем помещаем палочки в сахаре в банки так, чтобы они не касались стенок и дна.
Проведя опыты дома на выходных, дети принесли баночки в садик, для ежедневного наблюдения.
4 этап:
Проверяем степень образования кристаллов на 3 день. (без надобности часто шпажки не вынимаем из сироп
Аналогично на 5 и 7 день.
Рассматриваем выращенные кристаллы, делаем с детьми вывод , что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней.
Выращивание кристалла из медного купороса.
Так как медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений. При выращивании кристалла из медного купороса, нужно всегда помнить, что это химический реактив, поэтому я проделала этот опыт дома.
1. Для выращивания кристалла медного купороса необходим порошок медного купороса, стеклянная баночка, горячая вода.
2. В баночку налили горячую воду, размешали порошок до полного растворения.
3. Привязали на палочку нитку и опустили ее в раствор. Поставили раствор охлаждаться.
4. Через 7 дней наш кристалл выглядел вот так.
5. Через 14 дней у нас вырос кристалл медного купороса.
Вывод: кристалл медного купороса растет быстрее соли, сам кристалл очень красивый с четкими гранями.
Я показала детям презентацию выращивания кристалла из медного купороса и выращенный кристалл.
В результате проведенных опытов кристаллы получились совершенно разные: из морской соли кристалл получился небольшой по размеру и хрупкий, а из поваренной соли и сахара более крупный и прочный.
Мы познакомились с процессом выращивания кристаллов – кристаллизацией и смогли вырастить свои искусственные кристаллы, а также убедились, что их выращивание увлекательное занятие. Этот процесс не требует особых усилий и затрат, он максимально безопасен. Выращивать кристаллы можно в любое время года
Заключение.
Работая над проектом, мы узнали, что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразием и применением кристаллов. Научились выращивать кристаллы, используя горячий насыщенный раствор и специальные наборы. Для выращивания кристаллов мы использовали вещества: морскую и поваренную соль, сахар, карбамид и воду.
Поняли, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности (не растворять вещества в посуде, в которой готовят пищу) быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.
Из выращенных кристаллов мы изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».
В дальнейшем результаты нашего исследования могут быть использованы на занятиях окружающего мира и в других внеклассных мероприятиях.
В процессе работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы выращивания кристаллов, наблюдали за ростом кристаллов; усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов, изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».
В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами. Конечно, не все было гладко. При изучении литературы возникла трудность в поиске информации в сети интернет. Помогли родители. Теперь мы знаем, как это делать. Были у нас и другие проблемы: разрушение и изменение цвета кристаллов или кристалл не образовался. Но эти неудачи помогли нам понять, что мы делали неправильно.
Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в условиях детского сада.
Не смотря на то, что мы научились выращивать кристаллы различных веществ, ещё столько вопросов осталось без ответа:
- Почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов?
- Что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.
А раз остались вопросы без ответа, мы решили продолжить работу над проектом.
Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.
Мы будем продолжать наблюдать дальше, как растут наши кристаллы из соли и сахара.
Спасибо за внимание.
Список литературы
- Камни Мира / ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, А. Ростоцкая и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.
- Минералы. Сокровища Земли: Еженедельное издание, выпуск № 85, № 96, 2011.
- Джаспер Стоун. Всё о лечебных и магических минералах.- СПб.: ООО «СЗКЭО»,2011.
- Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.
- Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика, 1990
- Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг,2000.
- Савенков А. И. Я-исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа, 1996.
Интернет источники:
- https://www.youtube.com/watch?v=lh0q0KwSxZ0
- https://ru.wikipedia.org/wiki/кристаллы
-http://rainboway.info/volshebnyj-mir-kristallov/
-https://www.youtube.com/watch?v=RgWjtmgMWA8
- https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/proiekt-kristally-v-prirodie-i-zhizni-liudiei
- http://mindraw.web.ru/stih1.htm
-https://www.youtube.com/watch?v=cNvqx0clw1w
Выращивание кристаллов из сахара:
Чтобы получился кристалл сахара, надо взять кастрюльку, поставить на плиту и засыпать туда 5 частей сахара и 2 части воды. Варить на медленном огне, помешивая. Когда остынет, нужно взять палочку и облить её этой жидкостью, но только кончик. И обмокнуть его в сахар. Палочку с сахаром поставить сохнуть, кончиком вверх. Остывшую жидкость процедить и залить в другую емкость. В эту емкость опустить палочку, но чтобы она не касалась ни дна, ни краев. Через несколько дней образовались кристаллы, небольшие и почти квадратные.
Выращивание кристаллов из соли:
Для кристаллов соли надо нагреть воду и сыпать туда соль, перемешивая до тех пор, пока она не закончит растворяться.
Остывшую соленую жидкость процеживаем через марлю, чтобы не осталось соринок.
Затем берём ниточку и привязываем к ней кристаллик соли. Кристалл на нитке опустить в соленую процеженную жидкость. Для того чтобы он держался нужно взять картонку, проделать в ней дырочку, продеть в нее ниточку и привязать к зубочистке.
Кристалл подвешиваем так, чтобы он не касался стенок стакана и дна.
В жидкость я добавил краситель в виде таблетки. Жидкость поставить в теплое место.
Мы поставили несколько соленых растворов, но кристаллы выросли не везде. В желтой жидкости они выросли наверху и были желтые и мелкие. А в другом стаканчике на нитке кристаллы начали расти.
Опыт № 1. Выращивание кристалла поваренной соли.
1. Для эксперимента мы взяли стеклянный стакан, горячую воду и соль. Соль добавляли до тех пор, пока она не перестала растворяться.
2. К палочке привяли нитку, на которую потом будут собираться кристаллы. Опустили ее в раствор с солью.
3. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.
4. Через 7 дней наш кристалл выглядел вот так.
5. Через 14 дней у нас вырос кристалл поваренной соли.
Вывод: кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли других кристаллов
Выращивание кристалла из сахара.
Для выращивания кристалла из сахара нам понадобилось:
Сахар, вода, стеклянные сосуды, деревянная палочка, фигурки из мягкой проволоки, а также самодельные крышки из картона.
1. Сначала я сделал немного сахарного сиропа, сначала остудил его, обмакнул в него деревянную палочку и фигурки из проволоки. Фигурки оставили обсыхать.
8
2. Приготовил сахарный сироп из расчета 2 и 5, то есть две порции воды и пять порций сахара. Сахар высыпали в воду и довели до кипения. Раствор остудили и разлили по стеклянным сосудам.
3. В каждую баночку добавили пищевой краситель разного цвета, чтобы получить кристаллы разного цвета.
4. Опускаем фигурки в раствор и закрепляем на крышках из картона, с помощью нити и зубочистки.
С этого момента начинаем наблюдение за ростом кристаллов.
2.3 Наблюдение
1-3 день: В сахарном растворе, на деревянной палочке, не было не каких кристаллов, даже тех сахаринок, в которые я вначале обмакнул палочку.
5-6 день: В сахарном растворе без изменений, не каких кристаллов нет.
7 день: Ситуация не поменялась, кристаллы не растут. Я решил добавить сахара в раствор, снова взял деревянную палочку, обмакнул в сахар, высушил и запустил в раствор.
8день:В сахарном растворе на деревянной палочке, чуть –чуть увеличилось количество кристаллов, это наросли сверху прилипших сахаринок новые кристаллы сахара.
9-16 день: Каждый день кристаллы сахара прибавляют в размерах.
17 день: Кристаллы растут. На стенках и на дне сосуда тоже уже образовались кристаллы. Я решил закончить проект и извлек кристаллы из растворов.
9
Итак, можно сделать вывод, что из сахара можно вырастить кристаллы в домашних условиях. При этом необходимо соблюдать технику безопасности и технологию по выращиванию кристаллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ».
Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ». Представлен на заседании РМО учителей -логопедов 7.02.2017г....
