ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды раннего возраста
материал (младшая группа)
ПАСПОРТ
развивающей предметно-пространственной среды
раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №61» г. Ярославль
ПАСПОРТ
развивающей предметно-пространственной среды
раннего возраста
Воспитатель: Додонова Светлана Валентиновна
Группа №1
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3)Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
«Физкультурно-оздоровительный центр»
Оборудование и материалы: мячи, обручи; скакалки; кегли; кубы; шнур длинный и короткий; мешочки с грузом; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
«Центр изобразительной деятельности»
Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы восковых карандашей; гуашь; цветные восковые мелки; кисточки; баночки для промывания кисти; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; печатки; салфетки, цветная бумага, цветной картон, книжки-раскраски, водные книжки, формы для лепки и т.п.
«Музыкально–театральный центр»
Оборудование и материалы: звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр (на ложках), декорации, костюмы, маски. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
«Центр конструирования»
Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи и машинки, для обыгрывания. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
«Центр природы»
Оборудование и материалы: подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; поделки из природного материала; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, фигурки животных, имитация аквариума. В центре природы – дети знакомятся с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Есть уголок для исследовательской деятельности «Маленький ученый».
Цель: формирование познавательной деятельности, наблюдательности, развитие любознательности.
- Баночки;
- Мерные стаканчики и ложки, мячики, разноцветные стёкла;
- Набор резиновых и пластиковых игрушек;
- Резервуары с крупами, кинетический песок.
- Совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов);
- Палочки, сито, ведерки;
- Прищепки, трубочки, губки, крупы (рис, гречка, манка, пшено).
«Речевой центр»
Оборудование и материалы: тематическая подборка детской художественной литературы; портреты писателей и поэтов; детские книги; литературные игры; книги-рассказы в картинках; предметные картинки, игры по звуковой культуре речи. Имеется обширная картотека с упражнениями по артикуляционной, дыхательной пальчиковой гимнастик. Разработана картотека по су-джок терапии с приобретением массажных шариков. Дидактические игры, такие как "Подбери по цвету", "Четвертый лишний " и т.д.
«Уголок ПДД и ОБЖ»
Оборудование и материалы: макет дороги с пешеходными переходами и светофором, игрушечный транспорт, карточки, иллюстрации, рули.
«Уголок уединения»
Оборудование и материалы: сенсорные игрушки, тактильные предметы, семейные фотографии, игрушечный телефон, мягкий коврик, подушки, мягкие модули.
«Познавательный центр и центр сенсомоторного развития»
Оборудование и материалы: крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры; бизиборд; комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы. полотно с изображением дорог, средний транспорт. Наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
«Уголок России»
Оборудование и материалы: герб, флаг нашей страны и г. Ярославля, портрет Президента, богородские игрушки, матрешки, папка-ширма «Мы живем в России», лэпбуки «Моя семья», «Мой город», макет русской избы, фотографии растений и животных родного края, куклы в национальных костюмах, д/и «Одень куклу в национальный костюм»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.
Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС)
Представлен перспективный план развития развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды "Игровой центр"
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста "Кроха"
2023-2024 учебный год...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы комбинированной направленности «Гвоздичка»возраст (6-7лет)
Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, ...

Паспорт развивающей предметно – пространственной среды в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте 5 – 6 лет
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития дете...

