"Развитие мелкой моторики у воспитанников младшей группы "Радуга чудес"
методическая разработка (младшая группа)

Кривоберец Виктория Николаевна

Годовой (долгосрочный проект) по сенсорному воспитанию для детей   первой младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sensorika_krivoberets.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Добринская основная общеобразовательная школа

имени Спиридонова Николая Семеновича»

Годовой (долгосрочный) проект

воспитателя – Кривоберец Виктории Николаевны

на тему: «Развитие мелкой моторики у воспитанников «Радуга чудес»

2025 - 2026 учебный год

п. Тростники, 2025г.

№ п/п

Компоненты

проекта

Содержание

1.

Кем разработан
проект

Кривоберец Виктория Николаевна

2.

Название (тема) проекта

Развитие мелкой моторики у воспитанников «Радуга чудес»

3.

Тип, вид проекта

Творческий, исследовательский

4.

Участники проекта, возрастная группа

  • Дети младшего дошкольного возраста;
  • Воспитатели;
  • Родители.

5.

Срок реализации проекта

долгосрочный, октябрь - май.

6.

Образовательная
область
(интеграция ОО)

интеграция

7.

Актуальность
проблемы

Сенсорное воспитание во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Известные представители отечественной педагогики и психологи Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина и др. Справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятий формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Развивать мелкую моторику через технику рисования песком, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для того чтобы сенсорное воспитание в младшем дошкольном возрасте проходило более успешно, мы провели игры- задания по сенсорному воспитанию детей, в ходе заданий выявлено, что дети могут определять цвета 45%, различают контрастные размеры по величине 40%, различают предметы по форме 35%. Решение задач проекта будет осуществляться через сенсорное воспитание.  

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Учитывая всё вышесказанное, было решено реализовать данный проект. Всё знакомство с различными свойствами предметов будет выстраиваться по принципу систематичности и последовательности через подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.

8.

Цель

Целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов, их свойства, а также развитие сенсорных способностей.

9.

Задачи

  1. Выявить уровень форсированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, величины, формы предметов;
  2. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр направленных на совершенствование навыков установления сходства и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  3. Совершенствовать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
  4. Подобрать игры, позволяющие эффективно развивать мелкую моторику рук, внимание, обогащать сенсорный опыт детей с использованием рисования песком (гармонизировать психоэмоциональное состояние);
  5. Обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
  6. Разработать методические рекомендации для родителей, способствующих сенсорному воспитанию детей;
  7. Использовать в работе принцип наглядности и доступности.

10.

Предполагаемый
результат

- Формировать познавательно-речевую активность детей данного возраста;

- Дети познакомятся с эталонами цвета;

- Дети научаться играть в дидактические игры;

- После созданных определённых условий, у детей сформируются представления о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат работы с родителями:

- Формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста;

-Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;

- Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

11.

Риски выполнения проекта

Некоторые риски, которые могут возникнуть при выполнении проекта по развитию мелкой моторики с детьми:

- Отсутствие интереса у детей: чтобы преодолеть этот риск, нужно заинтересовать детей через разные виды деятельности, применять различные средства, методы и приёмы;

- Первые неудачи: они могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Переутомление ребёнка -недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

     Чтобы снизить риски, важно учитывать, что у каждого ребёнка свой темп развития, и переходить к следующему этапу можно только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Также необходимо поощрять и хвалить ребёнка не только за то, что он делает, но и за то, что он пытается и старается сделать.

12.

План реализации проекта по этапам:

1 этап

подготовительный

Мероприятия

Сроки

выполнения

Исполнители
(ответственные)

 Обсуждение проекта с родителями. Изучение литературы, подбор дидактического материала на закрепление понятий о форме, величине, цвете, на тактильные ощущения.

Начальная диагностика по сенсорным эталонам.

октябрь

воспитатели

2 этап

основновной

Проведение театрализованных, дидактических, настольно- печатных, игры с предметами и игрушками, музыкально дидактические игры. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисования, лепка, конструирование.

Изготовление нестандартного оборудования для развития мелкой моторики.

Изготовление родителями «Умной игрушки» обыгрывание вместе с ребёнком (запечатлеть на фото, для оформления фотоальбома.

Информирование родителей о ходе проекта

Создание сенсорной зоны

в течение года

воспитатели

3 этап

заключительный

Оформление фото- папки по представленным родителям дидактических игр по сенсорному воспитанию.

Заключительная диагностика на сформированность сенсорных эталонов

Информирование родителей о реализации проекта, о планах на будущее

13.

Получение обратной связи от всех участников проекта

нет

Подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию: Д/игры и упражнения для закрепления понятий формы:

  1. «Найти предмет, указанный формы» (найти картинки с изображением предметов по форме похожих на заданную форму);
  2. «Из каких форм состоит» (определить по рисунку из каких геометрических форм состоит предмет сколько их);
  3. «Найти предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки);
  4. «Какая        фигура        лишняя»        (определить        лишнюю        геометрическую        фигуру, предложить исключить принцип исключения).

Д/игры и упражнения на закрепление понятий о величине:

  1. «Сравни предмет по высоте»;
  2. «Самая длинная, самая короткая» (разложить разноцветные ленты по длине);
  3. «Разноцветные кружки, или другие геометрические фигуры (от самого большого к меньшему, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка);
  4. «В какую коробку» (распределение по коробкам в зависимости от размера);
  5. «Дальше – ближе» (какие предметы нарисованы ближе, а какие дальше).

Д/игры и упражнения на закрепление цвета:

  1. «Какого цвета не стало»
  2. «Какого цвета предмет» (предмет подобрать необходимого цвета для предмета);
  3. «Собери гирлянду» (по памяти собрать из разных кружков в соответствии с образцом);
  4. «Уточним цвет» (учить различать и называть цвет).

Д/игры на тактильные ощущения:

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку);
  3. «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру);
  4. «Найди пару» (найти на ощупь пары, один предмет);
  5. «Игры с песком».

Отчет: сдается в мае по итогам выполнения плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию мелкой моторики у воспитанников.

Дидактическое пособие по развитию мелкой моторики у воспитанников.Цель пособия:1) развитие у воспитанников мелкой моторики (кинестетической стороны праксиса) и навыков самообслуживания;2) развитие про...

Отчет по самообразованию(Вторая младшая группа). ТЕМА : " Развитие мелкой моторики у детей младшего и дошкольного возраста".

Цель : достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики у детей через использование разнообрзных методов и приемов....

Развитие мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

Данный материал раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования и пальчиковой гимнастики....

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

План самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики у воспитанников среднего возраста через математический планшет»

Актуальность выбранной темыСовременные родители уже примерно с трёхлетнего возраста стараются всесторонне обучать своих детей, подготавливая их постепенно к школе. Для этого они не только посещают раз...

Мастер класс: "Развитие мелкой моторики рук воспитанников младшего возраста посредством различных игровых пособий"

Цель:Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возрастаЗадачи:1.  Раскрыть актуальность темы.2. Познакомить с методами и приемами по развитию мелк...