Сценарий экологического марафона «Умники и умницы»
методическая разработка (старшая группа)

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста. Количество участников: дети делятся на 2 команды по 7 человек, остальные воспитанники – болельщики, 1 педагог и 2-3 члена жюри из числа родителей. Территория игры: игровая комната группы Время проведения: 40 минут Цель: формирование ценностного отношения к знаниям. Задачи: Обучающие: - закрепить знания о зиме, зимующих птицах, животных нашего края; - учить применять знания в ситуации интеллектуального соревнования; - совершенствовать умения плоскостного конструирования. Развивающие: - развивать дух соревновательности; - способствовать развитию умений работать в команде; - развивать смекалку, сообразительность, находчивость; Воспитательные: - радостные переживания от совместной командной деятельности; - воспитывать чувства товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Оборудование: столы, стулья, муз. сопровождение, карточки-схемы, картинки животных и птиц, палочки Кюизенера, игры «Колумбово яйцо» и «Танграм», картинки для игры «Так бывает или нет?» шапочки для команд: «Умники» и «Знай-ки», бланк для жюри: для оценивания команд, грамоты. Подготовительная работа: рассматривание альбомов зимующих и перелетных птиц; описание животных и птиц по схеме; дидактические игры «Четвёртый лишний»; проведение задания на конструирование по карточкам-схемам; наблюдение за птицами, кормление птиц в кормушке; продуктивная деятельность – изготовление книжек–малышек о животных, птицах, явлениях природы; чтение художественной литературы о природе; просмотр мультфильмов о животных и птицах нашего леса, прослушивание голосов животных и птиц, отгадывание загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_marafona_umniki_i_umnitsy.docx593.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий экологического марафона «Умники и умницы»

Ермакова А.Г., февраль, 2023г.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Количество участников: дети делятся на 2 команды по 7 человек, остальные воспитанники – болельщики, 1 педагог и 2-3 члена жюри из числа родителей.

Территория игры: игровая комната группы

Время проведения: 40 минут

Цель: формирование ценностного отношения к знаниям.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знания о зиме, зимующих птицах, животных нашего края;

- учить применять знания в ситуации интеллектуального соревнования;

- совершенствовать умения плоскостного конструирования.

Развивающие:

- развивать дух соревновательности;

- способствовать развитию умений работать в команде;

- развивать смекалку, сообразительность, находчивость;

Воспитательные:

- радостные переживания от совместной командной деятельности;

- воспитывать чувства товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Оборудование: столы, стулья, муз. сопровождение, карточки-схемы, картинки животных и птиц, палочки Кюизенера, игры «Колумбово яйцо» и «Танграм», картинки для игры «Так бывает или нет?» шапочки для команд: «Умники» и «Знай-ки», бланк для жюри: для оценивания команд, грамоты.

Подготовительная работа: рассматривание альбомов зимующих и перелетных птиц; описание животных и птиц по схеме; дидактические игры «Четвёртый лишний»; проведение задания на конструирование по карточкам-схемам; наблюдение за птицами, кормление птиц в кормушке; продуктивная деятельность – изготовление книжек–малышек о животных, птицах, явлениях природы; чтение художественной литературы о природе; просмотр мультфильмов о животных и птицах нашего леса, прослушивание голосов животных и птиц, отгадывание загадок.

Ход игры марафона

I. Организационный момент

(Звучит музыка входит ведущий, читает стихотворение)

Ведущий: Сегодня мы проводим марафон,

Проверит наши знания он.

Как интересно много знать!

Друзьям своим уменья показать!

К интеллектуальным конкурсам, готовы?

Вперед, друзья! К победам новым!

Ведущий: Мы рады приветствовать вас уважаемые участники нашего марафона «Умники и умницы». Сегодня мы собрались на необычную игру - соревнование ума, смекалки, находчивости и сообразительности, дружбы и взаимопомощи.

Итак, поприветствуем команды дружными аплодисментами! Команда «Умники» (входит и садится на свое место под аплодисменты). Команда «Знай-ки» (входит и садится на свое место под аплодисменты).

Желаю вам весело и с пользой игру провести!

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

Хочу представить вам наше жюри:

Зиминская Ольга Ивановна, Дульцева Виктория Владимировна

Жюри будет оценивать каждое задание, за правильно выполненные задания команда будет получать жетон. Игра состоит из 3 туров. В конце игры жюри объявит команду-победителя.

2 Основная часть

Ведущий: Участники готовы?

Начинаем наш марафон.

Сейчас наши команды представят нам свое приветствие.

Команда «Умники»

Мы умники, а это значит-

Нас ждет успех и ждет удача!

Вперед к победе - наш девиз,

А кто слабее – берегись!

(аплодисменты)

Команда «Знай-ки»

Мы сильные и смелые

Ловкие, умелые

Наш девиз: Не унывать!

Всё пройти и всё узнать.

Ведущий: А, теперь начнем игру. Первой тур. Здесь участникам интеллектуального состязания нужно будет вспомнить то, что они знают об явлениях природы.

1 тур: Приметы зимы

Задание 1. Назовите приметы зимы

Ведущий: я задаю вопрос, каждая команда по очереди отвечает. За правильный ответ получает жетон.

Какие приметы зимы вы знаете? Назовите их.

1. На улице стало холодно.

2. На земле лежит снег.

3. Реки покрылись льдом.

4. Люди надевают тёплую одежду.

5. Деревья покрыты инеем.

6. Наступили морозы.

7. Идёт снег.

8. Метёт метель, вьюга.

9. Дети катаются на санках и т.п.

и др.

Задание 2. Игра «Так бывает или нет?»

(Ведущий раздает каждой команде по картинке, а дети исправляют ошибки). Ведущий: Надо рассмотреть картинки и назвать то, что изображено неверно.

Дети рассматривают картинку, находят ошибки. Каждой команде дается слово, ребята называют ошибки художника.

Ответы детей. (ошибки на картинке – дерево зеленое, дождь идет, солнышко светит ярко, скворец сидит в скворечнике, мальчик пошел по грибы, подснежники растут, рыба плавает в реке, река не замерзла, радуга появилась);

На второй картинке (ошибки: аист у нас не зимуют, мальчик катается на роликах с плавательной трубкой, мужчина сидит в летней одежде читает газету, в клумбе растут цветы, деревья стоят зеленые и желтые, птицы улетают на юг, девочка лепит снеговика в летней шляпе, заяц серый, фонтан зимой не работает).

Задание 3. «Собери картинку с явлением природы»

Инструкция: ребята, у вас на столах лежат части картинок, каждая команда должна собрать свою картинку и назвать, какое явление природы на этой картинке показано. (иней, метель).

;ref=rim&n=33&w=200&h=150

Подведение итогов по первому туру!

2 тур - жизнь животных зимой

Задание 1. Ответь правильно.

Я буду задавать вопросы. Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ, команда получает жетон. Если команда не знает или отвечает неправильно, вопрос переходит к другой команде.

1 команда «Умники»

2 команда «Знай-ки»

1. Самое крупное дикое животное в лесу? (Лось)

1. Какие ноги у зайца длиннее передние или задние? (задние).

2. Как называется дом волка? (логово).

2. Где проводит зиму медведь? (в берлоге).

3. Где прячется белка? (в дупле)

3. Какое животное считается самым хитрым? (лиса)

4. Добрый родственник волка, его называют «другом человека»? (Собака)

4. Животное с сотней колючек – это … (Ёж)

Задание 2. Дидактическая игра «Кто где живет и чем питается?»

Инструкция: каждая команда получает набор карточек. Ребята должны вспомнить то, что они знают о животных и составить из карточек последовательность в следующем порядке: животное, его дом и чем оно питается. Затем педагог проверяет правильность выполнения задания и просит вслух объяснить почему так выложена последовательность.

Лиса-нора-мыши;

Волк-логово- мясо;

Медведь-берлога-малина;

Заяц-под кустом-кора деревьев;

Лось- в лесу-ветками, листьями.

Белка-дупло-орехи;

Еж-в норе- грибы

Задание 3. Д/и «Четвертый лишний»

Инструкция: рассмотрите карточки и найдите лишнее животное. Обведите его в кружок. Объяснить свой выбор.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Для первой команды

Для второй команды

Белка, собака, лиса, медведь;

Кошка, заяц, ёж, кабан;

Лось, слон, барсук, волк;

Волк, жираф, медведь, заяц;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Медвежонок, поросенок, лисенок, зайчонок;

За правильно сделанное задание получают жетон.

Задание 4. Игра – конструктор «Выложи животных» «Танграм»

Материалы: карточки-схемы животных, Танграм.

Инструкция: ведущий дает одной команде схему лисы, а другой команде зайца. Команды должны собрать животных. Чья команда правильно соберет своего животного и назовет его, получает жетон.

Подведение итогов по второму туру!

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам ребята немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу.( имитировать движение лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимаем плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево, руки на поясе)

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут.(прыжки на месте)

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (бег на месте)

Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса. (потягивая- руки вверх)

Тяжело вздыхает, (глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает (сесть на корточки).

Ведущий, молодцы ребята, а мы переходим к третьему туру.

3 тур - жизнь птиц зимой

Задание 1. Игра «Зимующие и перелетные птицы».

Инструкция: команды должны расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих- в круге со снежинкой.

Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.

За правильно выполненное задание команда получает жетон.

Задание 2. «Отгадай загадку»

Дети отгадывают загадки и находят эту птицу на картинке. Загадка загадывается каждой команде по очереди. За правильно отгаданную и правильно показанную на картинке птицу, дети получают жетон.

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенчиках не вспоминает. (кукушка)

Прилетел к нам дворец

Серый в крапинку певец. (скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Встали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли-

Им с ходулей не сойти. (журавли)

Спинкою зеленовата.

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Черный жилет, красный берет,

Нос-как топор, хвост-как упор.(дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают. —

Чик-чирик,–везде свои,

Непоседы…(Воробьи)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее (сорока)

Это пернатая мадам, охотится лишь по ночам.

Днем очень крепко спит она,

А зовут ее..(сова).

Задание 3. Игра-конструктор «Выложи птицу» (Колумбово яйцо).

Материалы: игра-конструктор «Колумбово яйцо», карточки-схемы «Птицы»

Ход игры: воспитатель раздает схемы-птиц, командирам команды. Они, ориентируюсь на карточку-схему, должны выложить птицу. Чей командир быстрее справился с заданием, та команда получает жетон.

3. Заключительная часть:

Подведение итогов.

Ведущий: ребята, закончился наш марафон. Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно выполняли задания, отвечали на вопросы.

Пока наше жюри подводит итоги, скажите, что больше всего вам понравилось в нашем соревновании? Что было трудно вам? Довольны ли вы свои участием в интеллектуальном соревновании? Ребята, вы молодцы. Справились с заданиями, мне было интересно проводить его с вами.

Попросим жюри объявить результаты.

Награждение команд: победители получают грамоты, проигравшие получают дипломы участников, раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Интеллектуального марафона "Умники и умницы"

19 февраля 2014 г. в нашем дошкольном отделении прошло необычное мероприятие – интеллектуальный марафон «Умники и умницы», организованный в рамках работы социально-психологической службы образовательн...

Интеллектуальный марафон «Умники и Умницы» для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Задачи: -Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.-Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.-Воспитывать у детей у...

Интеллектуальный марафон "Умники и умницы" для подготовительной группы

. Целью интеллектуального марафона является создание оптимальных условий для физического, психического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников дошкольных образовательных учреждений...

Интеллектуально- познавательный марафон «Умники и умницы»

Интеллектуальный марафон – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуац...

Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» для дошкольников 5-6 лет

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Методическая разработка мероприятия отборочного тура интеллектуального марафона «Умники и Умницы» среди воспитанников старшего дошкольного возраста

Сценарий мероприятия отборочного тура интеллектуального марафона разработан с   целью пробуждения интереса детей старшего дошкольного возраста к собственным интеллектуальным возможностям, во...

Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» в подготовительной группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...