Статья " Детский дизайн - как новая форма художественно продуктивной деятельности"
статья (подготовительная группа)
Знакомство с видами детского дизайна. , как развитие художественного творчества для дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ « Детский сад № 144» города Магнитогорска
Статья
ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН – КАК НОВАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Бахмина М.И
2025г
На сегодняшний день в работе с детьми, педагоги активно обращают внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста - детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.
Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность новая, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс возрастает, так как культурные и творческие потребности людей в мире возрастают, у детей в продуктивной деятельности появляются возможности заявить о развитии и реализации творческой индивидуальной способности.
Актуальность в применении направления определяется тем, чтобы активно развивалось творчество детей, и вводились новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Педагоги детского сада, создают, такую форму работы используя детский дизайн, это соответствует специфике детского сада, запросу общества, социальному заказу родителей, индивидуальным особенностям детей.
Работая над этим направлением, педагоги ставят перед собой задачу: изучить понятие «детского дизайна», выделить его типы. Дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.
Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок, знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др. Это можно рассмотреть, как два понятия - «дизайн для детей» и «детский дизайн».
Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др.
Напрашивается вывод: дизайн для детей - это создание для ребенка комфортной, материальной среды. Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение детьми художественно-эстетических замыслов. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые домики. Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн - рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция.
В содержание понятия «детский дизайн» Г.Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн). Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка.
Продукты детского дизайн-творчества, могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяются следующие типы детского дизайна:
- плоскостной (аппликативно-графический),
- объемный (предметно-декоративный),
- пространственный (архитектурно-художественный). В ДОУ важно содержания развивающей предметной среды для детской деятельности - как системы материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
- Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта;
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- Принцип организации тематического пространства.
- организация центров художественного творчества в группах;
7. оформление вернисажей и передвижных выставок продуктов детского творчества
Необходимо скорректировать форму совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах, организовывать самостоятельная деятельность детей, дать возможность в свободном экспериментировании. Формировать у детей эстетическое восприятие и оценки вещей. Развивать созидательные возможности детей. Обучать детей элементам дизайн – деятельности, создавать условия, для свободного экспериментировани с художественными материалами. Расширять кругозор детей, развивать интеллект и рационально-логического мышления. Осуществлять взаимодействие воспитателей ДОУ и родителей, использовать Консультации для родителей «Дизайн в семье». Создать уголок поделок, детского творчества, организовывать конкурсы семейного творчества, Дни открытых дверей для родителей с показом презентаций.Это повысит творческий потенциал дошкольников, повысится их творческая активность, инициативность, художественная самостоятельность, дети будут задумывать образы, находить средства их воплощения, добиваться желаемого результата. В детях будет выступать их индивидуальность, техника исполнения. Интересы воникшие в процессе продуктивной поисковой деятельности, будут способствовать формированию творческого мышления. Рекомендуеся с детьми создавать и оформлять детские книги, макеты, атрибуты для игр и спектаклей. Потребность общества в личности творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому нам предлагают использовать в нашей работе новую деятельность - детский дизайн. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Список литературы:
1. Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. - 2007. -№ 3. - С. 46-52.
- Пантелеев Г. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. - 192 с, ил.
- Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - № 3. - С. 34-36.
- Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 35-41.
- Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 65-71
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность
Раскрываются и уточняются представления педагогов и воспитателей о содержании понятия детский дизайн и детская дизайн-деятельность...

СТАТЬЯ: "ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН – КАК НОВАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В настоящий момент российское образование находится в условиях модернизации и обновления: пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической д...

Конспект совместной деятельности по развитию речи через художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных форм рисования.
Конспект совместной деятельности по развитию речи через художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных форм рисования.«Зима в лесу»Цели и задачи:·...

Опыт работы «Художественно – продуктивная деятельность детей в детском саду».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное ...

"Детский дизайн, как новая форма художественно – продуктивной деятельности."
В своём опыте работы я хочу сделать акцент на художественно-эстетическое развитие детей. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дош...
Статья: «Значение художественно –продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе».
...

Консультация для воспитателей Тема: «Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность»
Детский дизайн - особый вид художественной деятельности, объе, конструирование, художественный тру.диняющий всебе различные виды творчества: апликация, лепка, рисование, конструирование, х...
