Творческий отчет "Ознакомление детей с историей родного края"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Позднякова Алёна Юрьевна

Творческий отчет на семинаре-практикуме в ДОО на тему: "Ознакомление детей с историей родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчёт на семинаре-практикуме

Тема: «Край родной, навек любимый: от любви к малой Родине – к великой стране»

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с вами не сухой теорией, а живым опытом нашей работы. Опытом того, как мы вместе с детьми старшего дошкольного возраста отправляемся в увлекательное путешествие – путешествие в прошлое нашего родного края.

А начну я с вопроса к вам: Что для вас значит фраза «любить свой родной край»? Для нас, педагогов, это значит помочь ребёнку узнать его, понять его язык, проникнуться его историей. И именно об этом мой рассказ.

Актуальность этой работы не вызывает сомнений. В современном мире, полном разрозненной информации, так важно дать ребёнку точку опоры – чувство принадлежности к своему дому, улице, городу. Знание истории своего края – это тот самый корень, который питает дерево патриотизма и делает личность целостной.

Цель нашей работы: зажечь в детях искру интереса к истории малой Родины и воспитать не просто знатоков, а неравнодушных хранителей её наследия.

Как мы выстраиваем эту работу? Через три ключевых принципа:

  1. От простого к сложному. Мы не начинаем с дат и войн. Мы начинаем с истории семьи ребёнка, с его собственного двора.
  2. Через руки и сердце. Ребёнок не слушает лекцию, он сам исследует, творит и играет.
  3. Вместе с семьёй. Без партнёрства с родителями наша работа осталась бы полумерой.

А теперь – к самой интересной части, к практике. Я принесла вам наши «инструменты» краеведа.

Инструмент первый: «Чемодан открытий».

(Достаю старый чемодан или корзину, накрытую ткань).

Коллеги, представляю вам нашего главного помощника – «Чемодан открытий». В нём живут истории. Вот, например, старинная деревянная прялка. Мы не говорим детям: «Это прялка, ей 100 лет». Мы задаём вопрос: «Как вы думаете, что это? Для чего оно? Какая история у этого предмета?» Дети строят гипотезы, фантазируют, а потом мы вместе ищем ответ. Этот предмет принёс папа одного из воспитанников, и он стал настоящим мостом между прошлым и настоящим.

Инструмент второй: «Карта сокровищ».

Нет, мы не ищем клад с золотом. Наши сокровища – это память и знания. Мы создали с детьми большую карту нашего города. Но это не обычная карта. На ней цветными нитями мы connected места, где живут дети, детский сад, а также старые фотографии этих же мест, прикреплённые рядом. Дети видят, как изменилась их улица. Это наглядно, это осязаемо. Это рождает вопросы: «А что здесь было раньше? А почему это здание сохранилось?»

Инструмент третий: «Лепбук – энциклопедия в руках ребёнка».

(Показываю яркий, самодельный лепбук на тему «Наш край»).

Вот он, весь наш проект в одной папке! Здесь нет скучных текстов. Зато есть кармашки с загадками о животных нашего леса, вращающийся круг с символами города, конверты со старыми и новыми фотографиями для сравнения, мини-книжка о знаменитом земляке. Дети могут работать с ним самостоятельно, в парах. Это квинтэссенция их знаний в игровой форме.

Инструмент четвёртый: «Театр забытых вещей».

Мы не просто изучаем старинные ремёсла, мы их обыгрываем. Например, узнав о гончарном промысле, мы лепим из глины сами, а потом разыгрываем сценку «На базаре», где «гончары» продают свой «товар». Через игру история оживает и становится частью личного опыта ребёнка.

А что же родители?

Они из наблюдателей превратились в наших союзников. Мы организовали семейный клуб «Истоки». Вместе с детьми и родителями мы:

  • Собирали «Семейные летописи» – альбомы с историями и фотографиями бабушек и дедушек.
  • Организовывали походы выходного дня к памятным местам, где родители становились экскурсоводами для всех детей.
  • Проводили мастер-классы, где бабушки учили детей старинным играм или пели народные песни.

Каковы же плоды нашей работы?

Главный результат – это не сухие проценты, а горящие глаза детей. Когда ребёнок, гуляя с родителями, останавливается у старого здания и говорит: «Мама, смотри, это дом купца Иванова, он здесь жил 150 лет назад!» – это и есть наша победа.

  • У детей появился осознанный, заинтересованный взгляд на свой город.
  • Они оперируют новыми понятиями, задают глубокие вопросы «почему?» и «как?».
  • Они стали бережнее относиться к тому, что их окружает – к памятникам, к природе, к пожилым людям – как к носителям этой истории.

Заключение:

Коллеги, наша работа – это не про то, чтобы напичкать детей датами и фактами. Это про то, чтобы помочь им ощутить связь времён. Понять, что история – это не что-то далёкое и пыльное, а то, что под ногами, в названии улицы, в фасаде дома, в семейной истории.

Спасибо за внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы, а также показать наши материалы поближе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Приобщение детей к истории родного края.

Творческая работа:                            Приобщение детей к ...

Гражданско-патриотическое воспитание детей в истории родного края

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотиче...

Консультация " Приобщение детей к истории родного края."

В этой консультации я описала, почему я взяла такую тему по самообразованию, указала какие методы и приёмы использовала для знакомство детей с родным краем, что в итоге дети стали располагать зна...

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину....

Экскурсия – средство приобщения детей к истории родного края

Экскурсия – особая форма работы по развитию у старших дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Постигая новое, дети начинают активно общаться...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....