Игра драматизация как средство развития речи
материал (старшая группа)
Развивать речь можно через игру драматизацию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.25 КБ | |
| 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
детский сад «Журавушка»
Игра - драматизация как средство развития связной РЕЧИ старших дошкольников с ТНР
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из направлений речевого развития является
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
А почему связной речи ребёнка и работе по её развитию предается такое важное значение?
Во-первых, успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения им связной речью.
Во- вторых, восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – всё это требует достаточного уровня развития связной речи.
В-третьих, умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Результаты педагогической диагностики и мои наблюдения показывают, что у воспитанников с ТНР значительно нарушены компоненты связной речи, им трудно правильно излагать свои мысли, понимать и полным развернутым предложением отвечать на поставленные вопросы, логично рассуждать и делать точные определенные выводы, что препятствует успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Формирование связной речи для многих дошкольников является трудным и достаточно скучным процессом. И передо мной встал вопрос как же можно разнообразить и сделать этот процесс более интересным и полезным для дошкольников. Важнейшим средством для достижения этих целей является игровая деятельность, которая соответствует природной потребности детей в игре и взаимодействии с окружающим миром. Одним из наиболее эффективных методов в данном направлении является игра-драматизация.
Игра-драматизация объединяет элементы игры и театра, предоставляя детям возможность не только развивать речь, но и погружаться в мир фантазии, где они могут выражать свои чувства, мысли и переживания через действия и слова.
Для того чтобы игра-драматизация стала эффективным средством развития связной речи, я соблюдала ряд принципов, которые помогли сделать занятия интересными и результативными.
1. В ходе игры-драматизации мною создавались условия для активного участия в процессе, самостоятельно находить решения, придумывать реплики и взаимодействовать с другими участниками.
2. Предоставляла детям возможность проявлять фантазию и креативность, не ограничивая их жесткими рамками сценария.
3. Игры должны быть структурированы таким образом, чтобы дети могли последовательно развивать свои речевые навыки от простого к сложному.
4. Драматизация должна вызывать у детей эмоциональный отклик, помогать им сопереживать героям и выражать свои чувства через речь.
Для того чтобы игра-драматизация была эффективной и приносила максимальную пользу для развития речи детей, важно правильно организовать процесс. Успех данного метода во многом зависит от того, как педагог сможет заинтересовать детей, создать условия для их творческой активности и речевого взаимодействия.
Этапы организации игры-драматизации:
1. Выбор темы, Тема должна быть интересной и близкой детям, чтобы они могли легко включиться в игровой процесс. Это могут быть сюжеты из любимых сказок, повседневной жизни или событий, которые знакомы детям. Игру-драмматизацию можно проиграть по лексической теме, главное чтобы игра была интересна детям.
2. Подготовка. На этапе подготовки воспитатель знакомит детей с сюжетом, распределяет роли, объясняет основные моменты и правила игры. Важно дать детям возможность высказать свои идеи и предложения относительно сюжета и персонажей.
3. Проведение игры. Во время игры воспитатель должен направлять процесс, но не навязывать свои решения. Дети должны самостоятельно придумывать реплики, взаимодействовать друг с другом и искать выходы из ситуаций, которые возникают в ходе игры.
4. Обсуждение. После игры важно провести обсуждение, в ходе которого дети смогут рассказать о своих впечатлениях, что им понравилось, с какими трудностями они столкнулись. Это помогает детям развивать рефлексию и осознанное отношение к своей речи.
Примеры игр-драматизаций для развития речи старших дошкольников
1. "Магазин" В рамках лексической темы игрушки, дети разыгрывают сценку, где один из них продавец, а остальные — покупатели. Ребенок выбирает игрушку и описывает ее, объясняя, почему он хочет купить именно эту игрушку. Это помогает развивать описание предметов и аргументацию.
2. В рамках развития монологической речи, как компонента связной речи проводилась игра "Кто я?". Игра заключается в том, что дети по очереди представляются каким-либо персонажем (животным, сказочным героем) и должны описать свои действия или внешний вид, а остальные дети угадывают, кто это.
3. В рамках лексической темы профессии проводилась игра "Доктор Айболит." Воспитатель разыгрывает сцену из сказки "Доктор Айболит", где один ребенок играет доктора, а остальные пациенты — животные, которые приходят на прием. Каждый ребенок придумывает, какое у него "заболевание", и описывает его.
Рекомендации для воспитателей:
1. Поддерживайте инициативу детей. Поощряйте их высказывания, даже если они кажутся вам неправильными или неудачными. Это поможет детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игре.
2. Создавайте благоприятную атмосферу. Важно, чтобы в игре не было чувства соревнования или критики. Все дети должны чувствовать себя равными и иметь возможность высказаться.
3. Используйте разнообразные материалы. Декорации, костюмы и реквизит помогут сделать процесс драматизации более увлекательным и творческим.
Для оценки эффективности работы по развитию связной речи с использованием игр-драматизаций я провела диагностическое исследование диалогической и монологической речи воспитанников.
Положительная динамика развития диалогической речи составила 16% в 2023-2024 году работа проводилась не в системе. Игры проводились одна в неделю. В 2024-2025 работа в этом направлении проводилась систематично, игры планировались каждый день.
Положительная динамика развития монологической речи составила 14%
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование игр-драматизаций благоприятно повлияло на развитие связной речи в целом: ребята стали активнее общаться друг с другом, обогатился и активизировался их словарь. При построении самостоятельных рассказов многие дети стали использовать распространенные предложения, в которых прослеживается логичность, связность высказываний, последовательность изложения мысли, снизилось количество пауз. Речь детей приобрела интонационную выразительность.
Игра-драматизация — это эффективное средство развития речи у старших дошкольников, которое позволяет им осваивать новые речевые формы, развивать коммуникативные навыки и обогащать свой словарный запас в процессе игры. Использование игры-драматизации в дошкольном образовании помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.
Другова Алёна Николаевна
Воспитатель группы компенсирующей направленности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие дошкольников включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Театрализованная деятельность-это… … не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
1. Выбор темы 2. Подготовка 3. Проведение игры 4. Обсуждение Этапы организации игры-драматизации:
"Магазин игрушек." Примеры игр-драматизаций
"Кто я?"
"Доктор Айболит."
1 . Поддерживайте инициативу детей. Поощряйте их высказывания, даже если они кажутся вам неправильными или неудачными. Это поможет детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игре. 2. Создавайте благоприятную атмосферу. Важно, чтобы в игре не было чувства соревнования или критики. Все дети должны чувствовать себя равными и иметь возможность высказаться. 3. Используйте разнообразные материалы. Декорации, костюмы и реквизит помогут сделать процесс драматизации более увлекательным и творческим. Рекомендации для воспитателей:
Сравнительный анализ развития диалогической речи
Сравнительный анализ развития монологической речи
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...
Игры-драматизации как средство развития речи детей
“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)...

«Игры-драматизации как средство развития речи детей»
Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей....
"Игра-драматизация как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР."
Презентация...

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

Памятка для родителей "Игры драматизации, как средство развития речи"
Памятка для родителей "Игры драматизации, как средство развития речи"...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»...
