Игра драматизация как средство развития речи
материал (старшая группа)

Другова Алена Николаевна3

Развивать речь можно через игру драматизацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dramatizatsiya.docx27.25 КБ
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

детский сад «Журавушка»

Игра - драматизация как средство развития связной РЕЧИ старших дошкольников с ТНР

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из направлений речевого развития является

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

А почему связной речи ребёнка и работе по её развитию предается такое важное значение?

Во-первых, успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения им связной речью.

Во- вторых, восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – всё это требует достаточного уровня развития связной речи.

В-третьих, умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Результаты педагогической диагностики и мои наблюдения показывают, что у воспитанников с ТНР значительно нарушены компоненты связной речи, им трудно правильно излагать свои мысли, понимать и полным развернутым предложением отвечать на поставленные вопросы, логично рассуждать и делать точные определенные выводы, что препятствует успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Формирование связной речи для многих дошкольников является трудным и достаточно скучным процессом. И передо мной встал вопрос как же можно разнообразить и сделать этот процесс более интересным и полезным для дошкольников. Важнейшим средством для достижения этих целей является игровая деятельность, которая соответствует природной потребности детей в игре и взаимодействии с окружающим миром. Одним из наиболее эффективных методов в данном направлении является игра-драматизация.

Игра-драматизация объединяет элементы игры и театра, предоставляя детям возможность не только развивать речь, но и погружаться в мир фантазии, где они могут выражать свои чувства, мысли и переживания через действия и слова.

Для того чтобы игра-драматизация стала эффективным средством развития связной речи, я соблюдала ряд принципов, которые помогли сделать занятия интересными и результативными.

1. В ходе игры-драматизации мною создавались условия для активного участия в процессе, самостоятельно находить решения, придумывать реплики и взаимодействовать с другими участниками.

2. Предоставляла детям возможность проявлять фантазию и креативность, не ограничивая их жесткими рамками сценария.

3. Игры должны быть структурированы таким образом, чтобы дети могли последовательно развивать свои речевые навыки от простого к сложному.

4. Драматизация должна вызывать у детей эмоциональный отклик, помогать им сопереживать героям и выражать свои чувства через речь.

Для того чтобы игра-драматизация была эффективной и приносила максимальную пользу для развития речи детей, важно правильно организовать процесс. Успех данного метода во многом зависит от того, как педагог сможет заинтересовать детей, создать условия для их творческой активности и речевого взаимодействия.

Этапы организации игры-драматизации:

1. Выбор темы, Тема должна быть интересной и близкой детям, чтобы они могли легко включиться в игровой процесс. Это могут быть сюжеты из любимых сказок, повседневной жизни или событий, которые знакомы детям. Игру-драмматизацию можно проиграть по лексической теме, главное чтобы игра была интересна детям.

2. Подготовка. На этапе подготовки воспитатель знакомит детей с сюжетом, распределяет роли, объясняет основные моменты и правила игры. Важно дать детям возможность высказать свои идеи и предложения относительно сюжета и персонажей.

3. Проведение игры. Во время игры воспитатель должен направлять процесс, но не навязывать свои решения. Дети должны самостоятельно придумывать реплики, взаимодействовать друг с другом и искать выходы из ситуаций, которые возникают в ходе игры.

4. Обсуждение. После игры важно провести обсуждение, в ходе которого дети смогут рассказать о своих впечатлениях, что им понравилось, с какими трудностями они столкнулись. Это помогает детям развивать рефлексию и осознанное отношение к своей речи.

Примеры игр-драматизаций для развития речи старших дошкольников

1. "Магазин" В рамках лексической темы игрушки, дети разыгрывают сценку, где один из них продавец, а остальные — покупатели. Ребенок выбирает игрушку и описывает ее, объясняя, почему он хочет купить именно эту игрушку. Это помогает развивать описание предметов и аргументацию.

2. В рамках развития монологической речи, как компонента связной речи проводилась игра "Кто я?". Игра заключается в том, что дети по очереди представляются каким-либо персонажем (животным, сказочным героем) и должны описать свои действия или внешний вид, а остальные дети угадывают, кто это.

3. В рамках лексической темы профессии проводилась игра "Доктор Айболит." Воспитатель разыгрывает сцену из сказки "Доктор Айболит", где один ребенок играет доктора, а остальные пациенты — животные, которые приходят на прием. Каждый ребенок придумывает, какое у него "заболевание", и описывает его.

Рекомендации для воспитателей:

1. Поддерживайте инициативу детей. Поощряйте их высказывания, даже если они кажутся вам неправильными или неудачными. Это поможет детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игре.

2. Создавайте благоприятную атмосферу. Важно, чтобы в игре не было чувства соревнования или критики. Все дети должны чувствовать себя равными и иметь возможность высказаться.

3. Используйте разнообразные материалы. Декорации, костюмы и реквизит помогут сделать процесс драматизации более увлекательным и творческим.

Для оценки эффективности работы по развитию связной речи с использованием игр-драматизаций я провела диагностическое исследование диалогической и монологической речи воспитанников.

Положительная динамика развития диалогической речи составила 16% в 2023-2024 году работа проводилась не в системе. Игры проводились одна в неделю. В 2024-2025 работа в этом направлении проводилась систематично, игры планировались каждый день.

Положительная динамика развития монологической речи составила 14%

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование игр-драматизаций благоприятно повлияло на развитие связной речи в целом: ребята стали активнее общаться друг с другом, обогатился и активизировался их словарь. При построении самостоятельных рассказов многие дети стали использовать распространенные предложения, в которых прослеживается логичность, связность высказываний, последовательность изложения мысли, снизилось количество пауз. Речь детей приобрела интонационную выразительность.

Игра-драматизация — это эффективное средство развития речи у старших дошкольников, которое позволяет им осваивать новые речевые формы, развивать коммуникативные навыки и обогащать свой словарный запас в процессе игры. Использование игры-драматизации в дошкольном образовании помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.

Другова Алёна Николаевна

Воспитатель группы компенсирующей направленности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игра -драматизация как средство развития связной речи старших дошкольников с ТНР » Подготовил а : Другова А.Н.

Слайд 2

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Слайд 3

Согласно ФГОС ДО речевое развитие дошкольников включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

Театрализованная деятельность-это… … не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Слайд 5

1. Выбор темы 2. Подготовка 3. Проведение игры 4. Обсуждение Этапы организации игры-драматизации:

Слайд 6

"Магазин игрушек." Примеры игр-драматизаций

Слайд 8

"Кто я?"

Слайд 10

"Доктор Айболит."

Слайд 12

1 . Поддерживайте инициативу детей. Поощряйте их высказывания, даже если они кажутся вам неправильными или неудачными. Это поможет детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игре. 2. Создавайте благоприятную атмосферу. Важно, чтобы в игре не было чувства соревнования или критики. Все дети должны чувствовать себя равными и иметь возможность высказаться. 3. Используйте разнообразные материалы. Декорации, костюмы и реквизит помогут сделать процесс драматизации более увлекательным и творческим. Рекомендации для воспитателей:

Слайд 13

Сравнительный анализ развития диалогической речи

Слайд 14

Сравнительный анализ развития монологической речи

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Игры-драматизации как средство развития речи детей

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)...

«Игры-драматизации как средство развития речи детей»

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен,  сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей....

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

Памятка для родителей "Игры драматизации, как средство развития речи"

Памятка для родителей "Игры драматизации, как средство развития речи"...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...